Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.
Цели курсовой работы:
1. Изучение и анализ процесса и технологий отбора и оценки кандидатов на вакантные должности.
2. Рассмотрение опыта решения задач качественного комплектования кадрами организации на примере службы персонала ООО «Магазин №17»
3. Сравнительный анализ существующих и используемых компанией технологий, предложение рекомендаций по оптимизации технологии отбора и найма персонала.
Введение 3
Глава 1. Отбор персонала как основная технология управления персоналом. 5
1.1 Принципы отбора. 5
1.2 Критерии отбора 6
Требования к критериям отбора . 7
Методы определения критериев отбора. 8
1.3 Методы отбора 9
1.4 Решение о приеме кандидата на работу. 11
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1. Краткая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ состояния системы оценки и отбора персонала и недостатки при найме в ООО "Магазин №17" 18
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию системы оценки и отбора персонала на примере ООО «Магазин №17». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 27
Приложение 28
В качестве показателей, оценивающих трудовой потенциал работников «Магазин №17», используются уровень квалификации, уровень образования и уровень профессиональной подготовки. Исходя из заданных параметров высчитывается средний показатель, который и дает более объективную оценку о степени соответствия работников тем функциям, которые на них возложены.
В
условиях «Магазина №17» средний
показатель количества работников, которые
не соответствуют требованиям
Что
касается количества сотрудников, которые
в целом соответствуют
Служба управления персоналом в
ООО «Магазин №17» определяет вакантные
рабочие места, которые необходимо
заполнить, на основании сравнения плана
по человеческим ресурсам с численностью
персонала, уже работающего в организации.
Если такие места существуют, начинается
процесс приема на работу, состоящий из
нескольких стадий: детализации требований
к вакантному рабочему месту и к кандидату
на его занятие, подбора кандидатов, отбора
кандидатов и приема на работу. Алгоритм
приема новых сотрудников в ООО «Магазин
№17» изображен на рисунке 2.
Рисунок 2.Схема приёма на работу новых сотрудников в ООО «Магазин №17»
Под
привлечением персонала понимаются
все меры, которые принимаются
для своевременного удовлетворения
потребностей кредитного учреждения в
персонале подходящими
Рисунок.3. Планирование персонала в
ООО «Магазин №17»
После того, как определена будущая качественная потребность в персонале, необходимо определить требования (квалификацию, знания, способности, поведение и т. п.), которым должны отвечать сотрудники для того, чтобы они могли выполнять свои задачи. Этот процесс также называют определением профиля требований замещаемых рабочих мест
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса в фирме «Магазин №17» лежит подготовка должностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. Должностная инструкция подготавливается службой управления персонала совместно с начальником подразделения, в котором существует вакантная должность: начальник службы управления персоналом вносит свое знание процесса создания должностной инструкции, а начальник подразделения – требования к конкретному рабочему месту.
Для облегчения подбора и оценки кандидатов создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником подразделения и работниками службы управления персоналом на основе должностной инструкции и представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. (Пример приведен в приложении).
Использование квалификационной карты дает возможность структурированной оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой. В настоящее время подбором персонала занимается заместитель директора совместно с руководителями подразделений, нуждающихся в новых сотрудниках.
Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Таким
образом, совокупность источников подбора
персонала в ООО «Магазин №17»
представлена в таблице 6.
Таблица 6. Источники привлечения персонала ООО «Магазин №17»
|
|
Учебные
заведения различных ступеней и
уровней подготовки;
коммерческие учебные центры; посреднические фирмы по подбору персонала; центры обеспечения занятости (биржи труда); профессиональные ассоциации и объединения; родственные организации; свободный рынок труда. |
Высвобождение
персонала в связи с механизацией и автоматизацией технологических процессов; снятие продукции с производства; переподготовка персонала; перемещение персонала с участков работы. |
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации, который начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам.
Задача первичного отбора и оценки состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На этом этапе сотрудники службы управления персоналом проводят индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету «идеального» сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, способности адаптироваться в организации и т.д.
На основе собеседований (с сотрудником службы управления персоналом, а затем с начальником подразделения) выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности.
После этого выбранного сотрудника принимают на работу с испытательным сроком (от 1 до 3-х месяцев), давая возможность руководству оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. Если по истечении испытательного срока у руководства нет претензий к новому сотруднику, он принимается на постоянную работу.
В данный момент подбор персонала для ООО «Магазин №17» актуален, так как предприятие расширяется, открываются новые направления, для обслуживания которых требуются новые сотрудники, также по причине постоянно существующей «текучки» кадров в магазине. Самые распространенные вакансии – менеджеры, поскольку специалисты данного профиля составляют основу персонала магазина.
При отборе и оценке
В случае если кандидат удовлетворяет предприятие по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, производится оформление на работу – осуществляется процесс найма.
Недостатки в действующей системе найма персонала.
В результате анализа действующей системы найма персонала в ООО «Магазин №17» были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:
1.В
компании отсутствует менеджер
по набору персонала, в
2.
Основу системы отбора
3.
На фирме отсутствует
4.
В качестве критерия отбора
не применяется практика
5. Если обращаться к анализу качественного состава персонала, то исходя из образовательного уровня, можно сделать вывод о том, что в магазине за все время превалируют специалисты со средним специальным образованием, причем их удельный вес в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом, в то время как в целом по стране наблюдается тенденция на увеличение удельного веса тех работников, кто имеет высшее образование.
6. Следует отметить и тот факт, что в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился удельный вес специалистов, имеющих незаконченное высшее и высшее образование, но этот рост был незначительным и явно недостаточным для планомерного укрепления позиции фирмы на рынке оптовой торговли.
7. В условиях ООО «Магазин №17» средний показатель количества работников, которые не соответствуют требованиям занимаемой ими должности составляет 3 человека, главным критерием данного несоответствия послужили недостаточный уровень профессиональной подготовки уровень образования. Тот факт, что 3 человека не соответствуют занимаемой должности говорит о том, что необходимо искать пути подбора новых людей на эти должности. А то обстоятельство, что 3 человека из 18 сотрудников, то есть 16,7% от общей среднесписочной численности работников, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, говорит о том, что процесс управления подбором персонала имеет явные недостатки и нуждается в определенного рода корректировках
Таким образом, действующая система отбора персонала в ООО «Магазин №17» требует принятия корректирующих мер, принятие которых позволит значительно улучшить эффективность найма работников.
При отборе кандидатов для работы в фирме необходимо проводить два этапа собеседования. На первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее качество, необходимое для работы в сфере услуг.
Второй этап собеседования должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки