Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:14, дипломная работа
В условиях рыночной конкуренции актуальность отбора персонала и последующая их адаптация стала одним из главнейших факторов, который определяет выживание и экономическое положение малых предприятиях.
Сегодня предприятия предпринимают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И НАБОРА ПЕРСОНАЛА…5
1.1. Сущность отбора персонала: понятие, источники, принципы, критерии……………………………………………………………………………...5
1.2. Методы отбора персонала……………………………………………...13
1.3. Процедура приема на работу…………………………………………..26
Выводы по главе I………………………………………………………………….27
Глава II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………....30
2.1. Общая характеристика ………………………………………………....30
2.2. Характеристика персонала предприятия……………………………...34
2.3. Система отбора персонала, применяемая на предприятии…………..40
2.4. Пути усовершенствования системы отбора персонала………………42
Заключение…………………………………………………………………………44
Список использованной литературы и источников……………………………46
Приложение…………………………………………………………………………47
- осуществление инвестиционной и финансовой деятельности;
- проведение операций с ценными бумагами;
- осуществление торговой и производственной деятельности;
- научно-техническое, снабженческо-сбытовое, экономическое и правовое обеспечение деятельности Общества и дочерних организаций;
- проведение исследовательских, социологических и иных работ;
- осуществление внешнеэкономической деятельности, операций по экспорту, импорту товаров и услуг, развитие новых форм взаимовыгодных внешнеэкономических связей, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами;
- организация производств, служащих задачам и интересам Общества, в том числе ведением рекламной деятельности, подготовка кадров;
- оказание услуг и проведение работ на коммерческой основе, включая посредническую, консалтинговую, маркетинговую деятельности;
- контроль, управление и координация деятельностью дочерних обществ.
Структура управления создана согласно направлений деятельности дочерних обществ, и подразделяется на блоки:
1) торговля;
2) производство и сбыт изделий медицинской техники;
3) производство и сбыт изделий бытовой техники, товаров народного потребления;
Организационная структура управления – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.
ОАО «Валарис» возглавляет генеральный директор, в подчинении которого находятся исполнительный директор, директор по экономике, директор по коммерческим вопросам, главный инженер, главный бухгалтер, директор по производству, директор по продажам МТ, директор по продажам ТНП и автокомпонентов, директор по продажам тепловой техники и систем управления лифтами.
В организации существуют следующие подразделения: планово-экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, управление менеджмента качества, отдел главного конструктора, технологический отдел, бюро жизнеобеспечения, производственно-диспетчерский отдел, отдел по продажам МТ, отдел по продажам ТНП, отдел договоров и таможенного оформления, отдел логистики, отдел по продажам теплотехники и отдел по продажам систем управления лифтами.
Генеральный директор предприятия:
организует управление имуществом, обеспечивает его сохранность;
обеспечивает выполнение решений;
определяет организационную структуру предприятия;
утверждает правила и другие внутренние документы предприятия;
утверждает штатное расписание;
назначает на должность и освобождает своих заместителей от должности;
в порядке, установленным законодательством, уставом, поощряет работников предприятия, а также налагает на них взыскания;
решает другие вопросы текущей деятельности предприятия в пределах своей компетенции.
Генеральный директор решает стратегические вопросы, осуществляет общее руководство предприятием.
Планово-экономический отдел осуществляет работу по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности предприятия в целом для достижения наибольшей эффективности работы. В планово – экономическом отделе (ПЭО) заняты специалисты, осуществляющие планирование производственной деятельности участков по объемам производства и ремонту оборудования, электроэнергии, обеспечения электроэнергией данных производственных участков (цехов), планирование численности персонала. ПЭО осуществляет подготовку проектов текущих планов предприятия по видам деятельности и заключенным договорам. ПЭО возглавляется заместителем директора по экономике.
Бухгалтерия ведет учет заработной платы, готовит счета-фактуры, накладные на сторону, готовит документы на запросы налоговых органов и других организаций г. Рубцовска. Также осуществляет учет доходов и расходов ОАО, текущих финансовых операций, производит учет основных и оборотных средств организации. Бухгалтерия занимается учетом соотношений плановых показателей деятельности с фактическими, определением фактического финансового состояния предприятия. Данный отдел координирует свою деятельность с учетом результатов работы других отделов данного подразделения.
Главный бухгалтер непосредственно подчиняется исполнительному директору предприятия. В его обязанности входит организация работы центральной бухгалтерии, составление отчетности.
Финансовый отдел проводит комплексный анализ доходов, расходов, производственных и финансовых показателей по подразделениям предприятия; готовит необходимые справки в вышестоящие органы и органы статистического контроля. Составляет и предоставляет руководству предприятия сведения о поступлении денежных средств, отчетов о ходе выполнения финансовых, кредитных и кассовых планов. Организует финансовую деятельность предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли. Возглавляет финансовый отдел заместитель директора по коммерческим вопросам.
Управление менеджмента качества, сертификации и лицензирования разрабатывает и обеспечивает внедрение системы менеджмента качества в области создания продукции общетехнического назначения, обеспечивает эффективное функционирование системы менеджмента качества. Подчиняется непосредственно исполнительному директору и главному инженеру.
Отдел главного конструктора осуществляет единую политику предприятия в области конструкторских разработок. Разрабатывает проекты новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов. Осуществляет подготовку технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися. Организует изготовление опытных образцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных образцов. Подчиняется заместителю главного инженера по развитию.
Технологический отдел разрабатывает и реализует политику предприятия в области внедрения, совершенствования и использования технологий в процессе производственной деятельности. Осуществляет организационно-методическое руководство, координацию и контроль деятельности структурных подразделений предприятия по вопросам внедрения и использования новых и совершенствования имеющихся технологий. Разрабатывает и внедряет прогрессивные, экономически обоснованные, ресурсо- и природосберегающие технологические процессы и режимы производства выпускаемой предприятием продукции, обеспечивающих повышение уровня технологической подготовки и технического перевооружения производства, сокращение расходов сырья, материалов, затрат труда, улучшение качества продукции, и роста производительности труда. Возглавляет отдел заместитель главного инженера по серийному сопровождению и ПП.
Производственно-диспетчерский отдел обеспечивает ритмичную работу предприятия и равномерный выпуск продукции. Организует мероприятия по повышению коэффициента сменности и созданию условий для эффективной работы персонала. Обеспечивает выполнение работ в соответствии с производимыми программами, договорными обязательствами, календарными графиками и сменно-суточными заданиями. Координирует обеспеченность цехов и участков необходимым сырьем, материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами. Обеспечивает своевременное получение необходимой плановой документации для осуществления оперативного контроля за ходом производства. Принимает участие в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию производственного планирования, диспетчирования и оперативного учета и контроля за ходом производства. Внедряет технические средства оперативного управления производством. Подчиняется заместителю генерального директора по производству.
Отдел договоров и таможенного оформления определяет формы договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов. Ведет подготовку проектов договоров, а также согласование условий проектов договоров, разработанных контрагентами. Обеспечивает соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации. Проводит в пределах своей компетенции основное таможенное оформление и таможенный контроль продукции. Отдел подчиняется непосредственно исполнительному директору.
Отдел логистики обеспечивает выполнение обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами. Разрабатывает совместно с техническими и экономическими службами предприятия планы сотрудничества с отечественными и зарубежными организациями, контролирует ход исполнения этих планов. Участвует в подготовке материалов к заключению договоров с поставщиками и потребителями. Организует, планирует и контролирует обеспечение деятельности складского хозяйства. Разрабатывает рекомендации и рациональные предложения по организации деятельности соответствующих служб предприятия, с целью оптимизации затрат при доведении материальных потоков от продавца к покупателю.
Отдел по продажам теплотехники организует деловые контакты в интересах сбыта продукции.
К среде прямого воздействия относятся покупатели, поставщики, конкуренты.
Предприятие ОАО «Валарис» производство и продажу мелкой бытовой техники ведет с 2001 года. Работа предприятия в этом товарном направлении обусловлена следующими факторами:
- Большой опыт проектирования и производства мелкой бытовой техники.
- Наличие сформировавшихся каналов сбыта ТНП.
- Наличие на предприятии высокопроизводительных технологических процессов, необходимых для производства ТНП (штамповка, литьё металлов и пластмасс, конвейерная сборка и т.д.).
- Большая ёмкость рынка ТНП позволяет значительно расширить, объем продаж за счет расширения номенклатуры выпускаемых нашим предприятием изделий и за счет перепродажи изделий других производителей, в том числе и китайских.
За прошедшие десятилетия конструкторско-технологической службой накоплен богатый опыт в разработке новых приборов и устройств по разным направлениям. Высокое качество и надежность приборов подтверждается грамотами и дипломами различных выставок и конкурсов, российских и международных.
Финансовое состояние организации, её устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заёмных средств) и от оптимальности структуры активов организации, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации.
В планы будущей деятельности ОАО «Валарис» входит повышение финансово-экономических результатов деятельности, наращивание капитализации, разработка и внедрение новых производственных технологий.
Планируется увеличить объемы производства по отдельным видам деятельности. К числу таких видов следует отнести производство медтехники, бытовой техники, средств связи, общую коммерческую деятельность, оптовую и розничную торговлю произведенной продукции, инвестиционную деятельность.
В перспективе намечается модификация и модернизация существующих изделий, улучшение качества выпускаемой продукции. Специалистами организации разрабатываются новые модели бытовой техники и систем связи, которые по многим параметрам не уступают зарубежным аналогам.
2.2 Характеристика персонала предприятия
Эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от его персонала. Персонал предприятия – лица, являющиеся наемными работниками, то есть заключившие трудовой договор с работодателем. В состав включаются также собственники или совладельцы предприятия, если они участвуют в деятельности предприятия своим личным трудом и получают соответствующую оплату.
Весь персонал можно разделить на две категории:
• промышленно-производственный персонал – работники промышленного предприятия, непосредственно участвующие в процессе производства, его обслуживании и управлении.
• непромышленный персонал. В основном это работники жилищно-коммунальных хозяйств и культурно-бытовых учреждений, принадлежащих предприятию.
К тому же, согласно “Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов”, все занятые на предприятии подразделяются на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие (основные, вспомогательные), младший обслуживающий персонал, охрана. Основанием для отнесения работника к той или иной категории является занимаемая должность.
Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (отделов, служб). К ним относятся, например, директор, начальник, главный бухгалтер, главный инженер и другие.
Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и иными работами, требующими специальных знаний по профессии. К ним относятся, например, бухгалтер, инженер, экономист, нормировщик и другие.
Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся, например, делопроизводитель, секретарь и другие.