Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, практическая работа
Организационная структура управления – это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.
1. Дайте характеристику организационной структуры управления как объекта исследования.
2. Факторы, влияющие на организационную структуру управления.
3. Определите тип структуры управления, достоинства и недостатки структуры.
4. Принципы формирования организационной структуры.
5. Определите проблемы, которые возникли на фирме в данный момент времени.
28. Разработайте проект (схему) организационной структуры управления фирмы исходя из предложений, данных выше
29. Определите эффективность предложений по совершенствованию организационной структуры управления фирмы.
Отчет по деловой игре
«Совершенствование организационной структуры управления фирмой»
по дисциплине
«Исследование систем менеджмента»
1. Дайте характеристику организационной структуры управления как объекта исследования.
Внутренняя среда организации:
Численность персонала – 1419 человек;
Административно-управленческий персонал – 227 человек (16%);
Число наименований выпускаемой продукции – 50;
Объем реализации - 27 млн. руб.
Организационная структура управления – это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.
Система управления на предприятии как объект исследования рассматривается по:
1) структурно-функциональному аспекту (организационная структура фирмы «Заря» соответствует линейно-функциональному типу с элементами дивизиональной структуры управления);
К линейным менеджерам относятся руководители, направляющие, координирующие и стимулирующие деятельность участников производственного процесса (директора предприятий, начальники производств, цехов, участков, мастера и т. п.). К функциональным менеджерам относятся специалисты, самостоятельно руководящие инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функциональными службами (главные специалисты, начальники планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии и т.п.).
2) особенностям структуры управления (включает в себя элементы дивизиональной СУ – выделение относительно обособленных структурных подразделений – филиалов);
3) главному элементу структуры управления (в состав фирмы «Заря» входят головное предприятие (компания, обладающая полномочиями управления по отношению к своим дочерним компаниям-филиалам) и пять филиалов).
Внешняя среда:
1) Поставщики:
филиал №1 (снабжает сырьем фирму и ряд предприятий, не входящих в ее состав);
поставщики «из вне».
2) Конкуренты: на рынке сложилась жесткая конкуренция отечественных и иностранных производителей. Аналогичная импортная продукция имеет более высокое качество и выгодную цену изделия.
2. Факторы, влияющие на организационную структуру управления.
Факторы воздействия на ОСУ:
1) Сама организация:
Статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая)
Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации)
2) Организационная форма.
3) Уровень развития информационных технологий.
Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Внутренние факторы:
технические (масштаб и сложность производства, уровень механизации и автоматизации производства и управления и др.);
организационные (тип производства, производственная структура, уровень специализации и кооперирования и т.д.);
экономические (хозрасчетные отношения, система планирования и оценки деятельности, система материального стимулирования и др.);
социально-психологические (психологический климат, авторитет руководства, неформальные отношения и др.).
Внешние факторы:
территориальное размещение (объем и характер внешних связей, стабильность, сложность, разнообразие рынка и т.д.);
климатические условия.
3. Определите тип структуры управления, достоинства и недостатки структуры.
Фирма «Заря» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления с элементами дивизиональной, которая опирается на использование преимуществ, четкой и однозначной ответственности, которая основана на линейных связях подчиненных и руководителей. Линейные связи должны обеспечивать принцип единства полномочий и ответственности в процессе управления. Функциональные связи улучшают качество методов управления. Основная идея состоит в выделении относительно обособленных структурных подразделений и наделении их правами административно-хозяйственной деятельности (филиалы).
Достоинства структуры управления:
обеспечивает управление предприятием с относительно большим количеством сотрудников (1419 человек) и территориально удаленными подразделениями;
более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
некоторая разгрузка высших руководителей;
возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки структуры управления:
недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
тенденции к чрезмерной централизации управления;
большое количество "этажей" управленческой вертикали (между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более);
дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры.
4. Принципы формирования организационной структуры.
Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:
принцип иерархичности уровней управления (каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему);
принцип целеполагания (ОСУ должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству товаров);
принцип соответствия (принцип соответствия полномочий и ответственности работников, квалификации и уровня культуры);
принцип разделения труда (ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий);
принцип ограничения полномочий (полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами);
принцип адаптации (ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; должна быть адекватна социально-культурной среде организации).
5. Определите проблемы, которые возникли на фирме в данный момент времени.
1. падение объема продаж;
2. простои производства;
3. растет текучесть специалистов (особенно конструкторов, технологов, а также линейных руководителей нижнего уровня – мастеров).
6. Определите типы проблем, возникших на фирме.
1. падение объема продаж – тип проблемы: экономическая;
2. простой производства – тип проблемы: производственная;
3. текучесть кадров – тип проблемы: социальная.
7. Определите причины и место возникновения указанных проблем.
1. падение объема продаж (сбыт) – причина: отсутствие конкурентоспособности изделий фирмы с аналогичной импортной продукцией по цене и качеству;
2. простои производства – причина: перебои в поставке кожсырья;
3. текучесть специалистов (трудовые ресурсы) – причина: неэффективная система управления персоналом на предприятии (большое количество АУП).
8. Определите приоритетность решения выявленных проблем
Для начала фирме «Заря» необходимо решить такую проблему, как простои производства. Решение данной проблемы является приоритетным, т.к. простои производства влекут за собой и падение объема продаж и, как следствие, текучесть специалистов.
Затем предприятию необходимо наладить сбыт и увеличить объемы продаж. Это позволит фирме выйти на новый уровень и стать более конкурентоспособной.
Далее следует разрешение не менее важной проблемы – текучесть трудовых ресурсов. Фирме «Заря» необходимо пересмотреть систему управления, в том числе совершенствование ее организационной структуры и сокращение АУП.
9. Проанализируйте основные проблемы фирмы и покажите их связь с организационной структурой фирмы
Проблемы фирмы «Заря» напрямую связаны с организационной структурой. Так, например, текучесть кадров обусловлена нерациональным использованием АУП, его большой численностью и концентрацией.
Отсутствие (недостаточность) знаний о практической эффективности методов взаимодействия с рынком, необходимостью быстро реагировать на изменение экономической ситуации отражается на объеме продаж (тенденция к сокращению).
Отдел сбыта предприятия не имеет в своей подчиненности специалистов по логистике, которые смогли бы оптимизировать каналы сбыта и устранить причины простоев производства.
Корректировка организационной структуры, ее совершенствование позволят фирме выйти на новый уровень производства и устранить имеющиеся проблемы.
10. Определите цель решения проблем
1. падение объема продаж – цель: увеличение объема продаж, путем внедрения новых технологий производства и улучшения качества, выпускаемой продукции;
2. простой производства – цель: наладить поставки кожсырья;
3. текучесть кадров – цель: совершенствование структуры управления и сокращение АУП.
11. Определите основные направления анализа организационной структуры фирмы
Основными направлениями анализа ОСУ являются:
иерархическое разделение труда в процессах управления и взаимодействие уровней управления. Объектом анализа иерархической структуры управления являются состав подразделений и количество уровней управления. Анализ направлен на выявление возможностей рационализации количества уровней в аппарате управления при одновременном повышении качества руководства, строгом соблюдении принципа единоначалия и сокращении управленческих расходов;
функциональное разделение труда в процессах управления и горизонтальное взаимодействие различных подразделений аппарата управления;
система связей и взаимодействия в ОСУ (в рамках данного направления анализа определяется общее количество связей и преобладающие типы связей);
соответствие ОСУ объекту управления. Главным критерием этого соответствия является создание ОСУ условий, обеспечивающих эффективное функционирование объекта управления, т.е. достижение им поставленных целей (экономических (показатели прибыли, рентабельности, товарооборота и т.д..), производственных (показатели объема производства продукции, качества продукции и т.д..), социальных (повышение уровня квалификации персонала, улучшение условий труда и т.д.), технических (повышение уровня применения прогрессивных технологических процессов, повышения уровня загрузки оборудования и т.д.).
12. Составьте план исследования организационной структуры фирмы
Любое исследование должно начинаться с составления программы.
Программа исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Очень близким к понятию «программы» является понятие плана, зачастую их даже отождествляют, однако это неправильно. Ведь программа исследования является средством достижения цели, формой ее конкретизации, а план — организующим фактором последовательного движения к этой цели.
План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.
Программа оформляется в виде документа, включающего три раздела: теоретический методический и организационный.
В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования, содержание проблемы, ее актуальность и важность, а также рабочая гипотеза.