Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, практическая работа
Организационная структура управления – это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.
1. Дайте характеристику организационной структуры управления как объекта исследования.
2. Факторы, влияющие на организационную структуру управления.
3. Определите тип структуры управления, достоинства и недостатки структуры.
4. Принципы формирования организационной структуры.
5. Определите проблемы, которые возникли на фирме в данный момент времени.
28. Разработайте проект (схему) организационной структуры управления фирмы исходя из предложений, данных выше
29. Определите эффективность предложений по совершенствованию организационной структуры управления фирмы.
Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный раздел представляет, прежде всего, последовательность проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления измерениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.
13. Разработайте концепцию исследования организационной структуры фирмы
Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
Исследование организационной структуры фирмы направленно на поиск оптимальных вариантов решения, стоящих перед организацией проблем. В первую очередь – это совершенствование системы управления, в том числе совершенствование ее организационной структуры и сокращение АУП.
Задачи исследования:
Выявить и проанализировать проблемы фирмы;
Провести анализ организационной структуры предприятия по выявленным направлениям;
Оценить полученные в результате анализа данные;
Разработать предложения по выявленным проблемам.
Объект исследования: фирма «Заря».
Предмет исследования: система управления фирмы.
14. Разработайте гипотезы (варианты решения) выявленных организационных проблем
Падение объема продаж:
Проведение маркетингового исследования рынка аналогичной продукции (для того, чтобы понять ситуацию в продажах, надо смотреть и внешнюю среду – рынок, и внутреннюю – систему продаж и смежные системы, влияющие на продажи):
Изменение ценовой стратегии фирмы;
Изменение технологии производства
Определение компетенции сотрудников отдела продаж;
Прохождение сотрудниками тренингов по продажам (по результатам аттестации);
Простои производства:
Установление логистических связей между подразделениями фирмы отвечающими за производство и доставку сырья;
Создание минимального объема запасов сырья, требуемого для производства изделий;
Поиск новых поставщиков.
Текучесть кадров:
Изменение системы мотивации;
Совершенствование организационной структуры;
Сокращение АУП.
15. Определите методы анализа, применяемые на разных этапах процесса исследования организационной структуры фирмы.
На этапе диагностики проблемы и формулировки критериев и ограничений применяются:
Метод ситуационного анализа;
Метод моделирования.
В данном случае подойдет первый метод.
Метод ситуационного анализа оказывает помощь в проведении анализа ситуации, установлении факторов, оказывающих влияние на развитие ситуации.
Ситуационный анализ - это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Чтобы обеспечить проведение ситуационного анализа в соответствии с современными технологиями, создаётся специальная аналитическая группа. Одна из основных задач аналитической группы – чёткое определение и постановка задачи ситуационного анализа для специалистов, приглашённых к участию в его проведении. При этом должны быть чётко сформулированы цели анализа ситуации, цели подготовки альтернативных вариантов и выработки рекомендаций для принятия стратегических и тактических управленческих решений.
При проведении анализа ситуации аналитической группе необходимо провести оценку:
слабых и сильных сторон
опасностей и рисков
перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых проблем.
То есть выполнить swot-анализ.
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив.
На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, сформировать так называемое «поле альтернатив».
Подойдет метод «мозговой атаки». Суть метода: выявление и сопоставление индивидуальных суждений. Применяется в условиях наличия группы квалифицированных экспертов. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив.
Метод экспертной оценки. Метод анализа и оценки экономических процессов, выработки управленческих решений на основе мнения квалифицированных экспертов. Включает генерацию идей в процессе обсуждения, проводимого группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок.
На этапе выбора, реализации решения и оценки результата с учетом данных экспертной оценки принимается окончательное решение по проблемной ситуации. Происходит доведение решения до исполнителей, определение сроков его исполнения (обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов стимулирования эффективного выполнения решения).
16. Определите источники информации, необходимые для исследования организационной структуры фирмы.
Источники получения информации для исследования систем управления:
документы, регламентирующие деятельность организации (устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания и другие);
нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента (данные о профиле деятельности организации, ее особенностях, номенклатуре выпускаемой продукции, системе управления);
схема организационной структуры управления фирмой;
документы, регламентирующие деятельность подразделений фирмы (положения о подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание, приказы и другие);
материалы оперативного учета и отчетности (о промежуточных результатах работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых операций, данные инвентаризации и т.п.);
бухгалтерская и статистическая отчетность (технико-экономические показатели деятельности фирмы, показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках и др.);
входящие и выходящие документы;
информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.
Источники получения информации в ходе исследования:
сотрудники организации, характеризующие ее деятельность в процессе бесед, анкетирования, опросов и т.п.;
экспертные оценки, опросы и анкетирование потребителей, поставщиков и т.п.;
непосредственные данные наблюдения и мониторинга за процессом функционирования систем управления;
данные о внешней среде организации, характеризующие работу конкурентов на рынке, объемы рынка, уровень качества товаров и услуг и уровень их конкурентоспособности, каналы распределения товаров, методы маркетинга конкурентов на рынке, потребности рынка, тенденции на рынке, анализ деятельности поставщиков и партнеров и др.
Каждый из источников информации обладает определенными достоинствами и недостатками, поэтому ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Вот почему необходимо одновременно использовать несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов.
Собирать и обрабатывать информацию желательно за необходимый период в зависимости от целей исследования, например за последние три, пять лет. Это позволит провести анализ в динамике и сделать более объективные выводы.
17. Определите нормы управляемости (фактические и оптимальные) у линейных руководителей разных уровней управления.
Нормативная численность, чел. | ||
Мастер | Старший мастер | Начальник участка |
1-2 | - | - |
3-4 | 1 | - |
5-8 | 2 | 1 |
9-11 | 3 | 1 |
Мастер цеха – до 30 человек
Начальник цеха – 2-4 отдела, службы, 4-6 бригад
Главный инженер – до 4-6 бригад, 1-2 отдела
Заместитель – до 4 цехов, отделов, служб
Экономист – до 5 отделов, служб
Авторы межотраслевых методических рекомендаций по совершенствованию организационных структур рекомендуют следующие значения норм управляемости:
для руководителей организаций и их первых заместителей - не более 10-12 человек (подразделений);
для функциональных отделов - не менее 7-10 человек;
для функциональных бюро - не менее 4-6 человек;
для конструкторских и технологических отделов - 15-20 человек;
для конструкторских и технологических бюро - 7-10 человек.
18. Определите проблемы и разработайте предложения по оптимизации нормы управления у руководителей разных уровней управления.
Исходя из методических рекомендаций в цехах с двухсменным и трехсменным режимами работы допускается введение должности старшего мастера с подчинением ему 2 мастеров, если в целом по цеху средняя численность мастеров (приходящихся на одного старшего мастера) составляет менее четырех.
Таким образом, наличие на головном предприятии (в отделочном и химическом цехе), а также в филиалах № 2 (химический цех) и № 3 (основной цех) двух человек на должности старшего мастера нецелесообразно. Необходимо отказаться от одного из работников, занимающего данную должность.
Кроме того, исходя из нормы управляемости для мастера цеха – до 30 человек, в химическом цехе на головном предприятии необходимо сократить численность сотрудников на данной должности до 3 человек.
В филиале № 1 можно произвести следующие изменения: ввести должность главного бухгалтера и перевести на нее работника, числящегося на должности «старшего бухгалтера (с правами главного)».
Далее есть 2 варианта изменений (согласно Рекомендациям «Примерная структура и штатные нормативы работников аппарата управления» должность заместителя структурного подразделения вводится при численности работников в его штате из расчета не менее 5 человек, подчиненных одному заместителю):
1) Оставляем должность «старшего бухгалтера», который будет считаться заместителем главного бухгалтера во время его отсутствия. На должности «бухгалтер» по-прежнему числиться один сотрудник.
2) Отказываемся от должностей заместителя главного бухгалтера, старшего бухгалтера. На должности «бухгалтер» числиться 2 человека.
Таким образом, в филиале № 1 должны остаться 3 сотрудника бухгалтерии.