Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:39, лекция

Описание

В функциональной подсистеме системы производственного менеджмента планирование является вторым после маркетинга компонентом.
На основе нормативов конкурентоспособности товаров фир­мы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдель­ные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический менеджмент" /32/.

Работа состоит из  1 файл

лекция_планирование_деятельности предприятия.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)


Тема 4. Планирование деятельности предприятия

1. Принципы планирования

В функциональной подсистеме системы производственного менеджмента планирование является вторым после маркетинга компонентом.

На основе нормативов конкурентоспособности товаров фир­мы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдель­ные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический менеджмент" /32/.

В "Производственном менеджменте" подробно изучается струк­тура и порядок разработки бизнес-плана как конкретизация стра­тегии фирмы. Таким образом, качество бизнес-плана определяется качеством стратегии фирмы. В свою очередь качество и страте­гии фирмы и бизнес-плана определяются глубиной и количеством примененных при планировании научных подходов и принципов планирования.

К принципам планирования относятся следующие:

1. преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;

2. социальная ориентация плана;

3. ранжирование объектов планирования по их важности;

4. адекватность плановых показателей;

5.        согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;             

6.          вариантность плана;

7.           сбалансированность плана (при условии обеспечения по важ­нейшим показателям резерва);

8.           экономическая обоснованность плана;

  9. автоматизация системы планирования;             

10. обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования.

Преемственность стратегического и текущего планов предус­матривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количе­ство плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем, в соответствии с пирамидой показателей, боль­ше количество плановых показателей.

Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых то­ров и функционирования фирмы, а также показателей социаль­но развития коллектива.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся  ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе "Стратегический менеджмент", Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозирова­нии альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработ­ку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функцио­нально-стоимостного анализа), баланса поступления и распреде­ления ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.

Экономическая обоснованность плана является одним из важ­нейших принципов планирования. Окончательный выбор вариан­та плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.

Автоматизация системы планирования — один из принципов планирования, требующих применения современных информаци­онных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объек­та планирования, быструю обработку, надежное хранение и пере­дачу информации лицу, принимающему решение.

Обеспечение обратной связи систе­мы планирования — предполагает возможность лица — потреби­теля планов ("выход" системы планирования) представлять пред­ложения об изменении (корректировке) планов их разработку.

Выполнить рассмотренные принципы планирования очень труд­но, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные техно­логии и необходимые ресурсы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разра­ботки планов (при сохранении или увеличении периода упрежде­ния прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения со­временных методов оптимизации и концепции маркетинга.

2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования

 

Маркетинг — это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000 — первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы менеджмента,

Ориентация деятельности на потребителя выражается в следу­ющем принципе: "Производите то, что нужно потребителю, а не пытайтесь продать ему то, что вам удалось произвести". Однако этот принцип выражает цель фирмы, а не маркетинга.

Авторская концепция маркетинга как концепция ориентации на потребителя несколько шире, чем в известной литературе по маркетингу, по области применения концепции и уже по функциям маркетинга. Шире в том смысле, что ориентировать на потребителя нужно любую деятельность, на любой стадии жизненного цикла объекта. Применяя системный подход, субъект управления должен обеспечивать высокое качество "выхода" данной системы (при условии высокого качества ее "входа"), который одновременно является "входом" другой системы — потребителя. Например, одним из компонентов (функций) такой системы как отдел маркетинга являются нормативы конкурентоспособности перспективного товара, который будет разрабатываться в будущем научно-исследовательской организацией (НИО). и конструкторским бюро (КБ). Эти нормативы являются "выходом" системы маркетинга и одновременно "входом" следующей по ходу системы — НИО, обеспечивающей научное подтверждение технических решений или возможности достижения нормативов конкурентоспособности объекта. "Выход" системы НИО является "входом" системы КБ.

Сделаем анализ представленной схемы. На "входе" отдела мар­кетинга — информация, кадры, нормативно-методические докумен­ты, технические средства и другие компоненты, необходимые для маркетинговых исследований. Если какой-нибудь из компонентов "Входа" не будет отвечать требованиям качества процесса исследований в отделе маркетинга, то и качество "выхода" отдела маркетинга (например, 1.1 — результаты сегментации рынка, 1.2 — нормативы конкурентоспособности объекта, 1.3 — параметры организации продвижения объекта на рынке) не будет отвечать будущим требованиям потребителей. Значит, качество "входа" НИО по компоненту — нормативы конкурентоспособности будущего объекта (2.2) — будет низким. На следующих стадиях нерационально тра­тить средства, т.к. на "выходе" КБ документация на объект (в смыс­ле качества и ресурсосбережения, а не качества чертежей) не будет отвечать требованиям конкурентоспособности. Как бы хорошо ни работали НИО и КБ, если "выход" отдела маркетинга низкого качества, то и "выход" КБ будет низкого качества.

Если каждая система (подсистема) будет соблюдать концепцию маркетинга по ориентации любой деятельности на потребителя, т качество их "выхода" будет высоким и, соответственно, будет высоким качество "выхода" глобальной системы. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать качество и взаимосвязи с внешней средой (и, по возможности, улучшать эти- связи). анализировать и принимать меры по обеспечению высокого каче­ства "входа" и только потом повышать качество процесса в самой системе (то есть стабилизировать управление, повышать его эффективность, организованность, качество). В настоящее же время вместо маркетингового подхода в основном применяется производственный подход ориентированный сначала на совершенствование технологии и организации в самой системе и только потом на улучшение остальных компонентов системы. Можно израсходовать миллионы долларов на развитие организационно-технического уровня производства фирмы и получить нулевой результат, если качество "входа" не отвечает требованиям обеспечения конкурентоспособности "выхода" системы.

В зависимости от сферы действия, вида деятельности, степени рынка и других факторов различают несколько видов маркетинга.

Таблица 4.1

Классификация видов маркетинга

Признак классифи-кации

Вид маркетинга

Содержание маркетинга

1

2

3

1.Период действия

1.1.стратегический маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. тактический маркетинг

Комплекс работ по формированию стратегии фирмы на основе стратегической сегмента­ции рынка, прогнозирования стратегий по­вышения качества товаров, ресурсосбереже­ния, развития производства и нормативов конкурентоспособности, нацеленных на со­хранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получе­ние достаточной прибыли.

 

Комплекс работ по тактической (кратко­временной) сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара

2. область действия

2.1. маркетинг идей общественного характера

 

 

2.2. маркетинг места

 

 

 

2.3. внутренний маркетинг

 

2.4. Марке­тинг организации

 

 

 

2.5. Между­народный (глобальный) маркетинг

Разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики

Деятельность по созданию, поддержанию или изменению мнения или отношения клиентов к отдельным местам, местораспо­ложениям объектов

Маркетинг, осуществляемый внутри фирмы обучению и мотивации персонала, рабо­тающего с клиентами

Деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения, под­держания или изменения отношений и по­ведения всех лиц и организаций, представ­ляющих интерес для данной фирмы

Деятельность фирмы международного ха­рактера

3. Сфера действия

3.1.    Потреби­тельский маркетинг

 

3.2. Индуст­риальный маркетинг

3.3.    Соци­альный   маркетинг

Маркетинг между фирмами и конечными потребителями, физическими лицами или семьями

Маркетинг между двумя фирмами (юридическими лицами)

Маркетинг по удовлетворению социальных потребностей людей бюджетными (государственными) организациями, не ста­вящими цель получения прибыли

4. Вид дея­тельности

4.1. Финан­совый маркетинг

4.2.  Иннова­ционный маркетинг

4.3.  Марке­тинг про­мышленный

 

4.4.  Марке­тинг в сфере услуг

Маркетинг в области финансовой деятель­ности

Маркетинг в области разработки и внедре­ния инноваций, достижений научно- технического прогресса, ноу-хау

Маркетинг в области производства н удов­летворения потребности в промышленной продукции

Маркетинг по удовлетворению потребности в области оказания различных услуг

5. Способ воздействия

 

5.1. Прямой маркетинг

5.2. Телеви­зионный маркетинг

 

5.3. Маркетинг по почте

Маркетинг без посредников

Маркетинг с использованием телевизионных передач

Маркетинг с использованием различных средств почтовой связи

 

5.4. Марке­тинг по ката­логам

Маркетинг рекламы и выбора товаров и ус­луг с использованием каталогов

6. степень развития рынка

6.1. Пассив­ный марке­тинг

 

6.2. Органи­зационный маркетинг

6.3. Активный маркетинг

Маркетинг в условиях превышения спроса над предложением, ориентированного на на потребителя, а на производство

Маркетинг, ориентированный на концепцию продаж, на обнаружение и организацию рынков

Маркетинг в условиях превышения предло­жения над спросом, активного действия за­кона конкуренции

7. степень развития

7.1. Распре­делительный маркетинг

7.2. Функ­циональный маркетинг

7.3. Управ­ленческий маркетинг

Маркетинг по распределению произведен­ных товаров

Маркетинг по производству и распределе­нию товаров

Маркетинг по созданию, производству и распределению товаров

 

Перечисленные виды маркетинга не дублируют, а дополняют друг друга, позволяют изучить проблему со всех сторон. Менедже­рам на практике в зависимости от конкретной ситуации, стадии жизненного .цикла товара, функции управления и других факто­ров приходится сталкиваться с различными видами маркетинга. Перед разработкой бизнес-плана основным инструментом повы­шения качества планирования служит концепция стратегического маркетинга.

Одной из функций маркетинга на первой стадии жизненного цикла товара является формирование политики цен фирмы.

В условиях рыночных отношений цены имеют огромное значе­ние. Именно цены определяют структуру производства, оказыва­ют решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населе­ния. Правильная методика установления цены, разумная ценовая стратегия, последовательность реализации глубоко обоснованной стратегии составляют необходимые компоненты успешной дея­тельности любого предприятия. Актуальность этой проблемы еще более повышается при выходе на внешний рынок, поскольку за рубежом умеют считать деньги. Очень трудно заработать деньги или авторитет, но очень легко их потерять из-за своих ошибок.

Для условий рыночных отношений характерны следующие виды цен:

1.    Лимитная цена на товар как максимально допустимая для конструкторов цена.

2.   Цена, установленная в соответствии со стратегией "снятия сливок с рынка. Этот вид цены может быть установлен на попу­лярную марку нового товара в начале его серийного производства.

3.    Цена, установленная в соответствии со стратегией проч­ного внедрения на рынок.

4. Ступенчатые цены на товары одного параметрического ряда, в рамках товарного ассортимента данного продавца.

5. Цена лидера рынка.

6. Престижная, очень высокая цена на товари очень высокого качества.

7. Психологическая цена, например, 49,5; 99 у.е. и т.д.

8. Цены на дополняющие комплектующие товары.

9. Скорректированные цены с учетом:

а) транспортных расходов (например, по системе "франко- вагон" покупатель оплачивает расходы по доставке това­ра и в дальнейшем несет гарантийную ответственность);

б) географических и зональных особенностей условий по­требления;

в) базисного пункта первоначальной доставки товара;

г) скидок, например, за оплату сразу наличными, за количе­ство покупаемых товаров, сезонные скидки, функциональ­ные скидки брокерским организациям за оказание различных услуг, скидки (зачеты) за сдачу старого аналогич­ного товара;

д) изменения спроса и цен конкурентов.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия