Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:39, лекция

Описание

В функциональной подсистеме системы производственного менеджмента планирование является вторым после маркетинга компонентом.
На основе нормативов конкурентоспособности товаров фир­мы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдель­ные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический менеджмент" /32/.

Работа состоит из  1 файл

лекция_планирование_деятельности предприятия.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

 

После того как руководство фирмы сопоставит внешние угро­зы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно мо­жет определить стратегию, которой и будет следовать. Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы:

1. Ограниченный рост. Этой альтернативы придерживается боль­шинство организаций, для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Это наибо­лее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Применяют в зрелых стабильных отраслях промышленности, име­ющих стабильную прибыль в прошлом.

2. Рост. Стратегическая альтернатива роста осуществляется пу­тем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Эта стратегия является второй наиболее часто выбираемой аль­тернативой. Она применяется в динамично развивающихся отрас­лях с быстро изменяющимися технологиями, не могут применять фирмы, стремящиеся к диверсификации, чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации. В неустойчивой отрасли отсутствие роста может означать банкротство. В статичной отрасли отсут­ствие роста или неудача диверсификации могут привести к атро­фии рынков и отсутствию прибылей. Однако многие фирмы пред­почитают краткосрочный рост, получая взамен долгосрочное ра­зорение.

Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров. Вне­шний рост может быть в смежных отраслях в форме вертикально­го или горизонтального роста путем приобретения другой фирмы, их объединения или слияния. Сегодня наиболее признанной фор­мой роста является слияние корпораций (например, "Рено" с "Америкэн Мотор").

3. Сокращение — стратегия последнего средства. Варианты ре­ализации Стратегической альтернативы сокращения: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение, переориентация.

4. Сочетание — стратегия сочетания всех альтернатив, кото­рой придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

4. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия

Стратегические планы должны разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Они должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников и в то же время не привлекать работников других типов.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при не­обходимости можно было осуществить их модификацию и пере­ориентацию.

Основные плановые показатели функционирования и развития фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки. На стадии стратегического маркетинга должны быть сработаны нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом, учитывающие использование имеющихся и стратегических конкурентных преимуществ фирмы, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на дереве показателей эффективности будущих товаров, дереве показателей конкурентоспособности фирмы.

Таблица 4 1

Операции

Процедуры

1

2

1. Подготовка к работе

   1.1. Анализ уровня плановой работы

   1.2. Выявление проблемы

1.3.   Определение круга задач по планированию

1.4.   Формирование группы для выполнения плановых работ

1.5.   Обучение кадров

1.6.   Издание документа (программы, приказы, распоряжения) по выполнению работы

2. Выявление проб­лемы повышения конкурентоспособ­ности товара и формирование целей

 

2.1.   Исследование рынка и определение степени удовлетворения потребностей в данном товаре

2.2.   Определение тенденций развития технико- экономического уровня товара и производства на 5—10 лет

2.3.   Оценка негативного влияния проблемы на окружающую среду и экономику

2.4.   Выявление факторов макро- и микросреды, влияющих на конкурентоспособность товара

2.5.   Сегментация рынка

2.6.   Структуризация проблемы

2.7.   Построение дерева показателей конкурен­тоспособности нового товара

2.8.   Определение ресурсных возможностей фирмы

3. Поиск информации

3.1. Установление требований к информации

3.2. Установление источников информации

3.3.   Определение каналов получения информации

3.4.   Оформление доступа к информации

3.5.   Определение перечня и вида информации

3.6.   Первичная идентификация информации

3.7. Сбор и кодирование информации

4. Обработка информации

    4.1. Проверка полноты информации

    4.2. Проверка достоверности информации

    4.3. Группировка информации

4.4.    Сравнение полученной информации с имеющейся

4.5.    Качественный анализ информации

4.6.    Селекция и фильтрация информации

5. Выявление возможности ресурсного обеспечения

5.1.   Анализ условий реализации целей

5.2.   Прогнозирование потребностей в различных видах ресурсов

5.3.   Прогнозирование организационно-техниче­ского развития изготовителя и потребителя товара

5.4.   Выявление необходимой координаторской деятельности органов управления

6. ранжирование целей

6.1.   Построение дерева конечных целей

6.2.   Определение научной новизны и практической ценности реализации целей

6.3.   Формирование и согласование нормативов улучшения экологических, эргономических и технико-экономических показателей нового товара

6.4.   Определение ресурсоемкости товара и ее оптимизация с использованием метода функ­ционально-стоимостного анализа (ФСА)

6.5.   Определение приоритетов и очередности реализации целей

6.6.   Упорядочение целей по уровням иерархии

6.7.   Разработка организационного проекта обеспечения дерева целей

 

7. формулирование плановых заданий

7.1. Уточнение состава исполнителей и соисполнителей заданий

7.2. Формирование заданий конкретным исполнителям

7.3.   Оптимизация сроков выполнения заданий

7.4.   Построение оперограммы выполнения заданий

 

8. Оформление плановых документов

8.1.  Выбор формы планового документа (про­грамма, техническое задание, план и т.п.)

8.2.  Выполнение дополнительных расчетов, их технико-экономическое обоснование

8.3.Оформление проекта планового документа, его согласование и утверждение

8.4.   Тиражирование и доведение планового ' документа до исполнителя

9. Реализация решений, контроль их выполнения и мотивации

9.1.   Издание приказа (распоряжения) об исполнении планового документа и доведение его до исполнителя

9.2.   Организация выполнения плановых заданий

9.3.   Учет и контроль выполнения плановых заданий

9.4.   Мотивация выполнения плановых заданий качественно и точно в срок

9.5.   Организация регулирования (обратной связи) плановых заданий по требованиям потребителей или новинкам научно-тех­нического прогресса в данной области

 

 

 

 

 

Выполнение представленной в табл. 4.5 технологии принятия решений требует высокой квалификации работников и других ис­полнителей, применения рассмотренных выше научных подходов к менеджменту, принципов планирования и современных средств автоматизации. Зато есть надежда на выпуск конкурентоспособ­ного товара. Лучше сегодня точнее обосновать управленческое решение, чем завтра признавать свое банкротство.

5. Содержание бизнес-плана предприятия

Бизнес-план — документ, призванный высветить курс предприятия, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии.

Бизнес-план выполняет 4 основные функции:

1.        является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

2.        он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

3.        является инструментом добывания средств;

4.        является инструментом реализации стратегии предприятия.

Большинство заимодавцев или инвесторов не вложит деньги в бизнес не увидев качественного бизнес-плана. Инвесторы обращают внимание на 4Д предпринимателя: деловая репутация, денежный поток по обслуживанию долга, дополнительное обеспечение гарантий и доля собственного капитала, которая должна быть менее 50%.

Состав бизнес-плана и качество его разделов определяет предприниматель либо по его поручению — менеджер.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура этих документов должна быть примерно одинаковой.

При определении содержания разделов бизнес-плана за основу принимаются соответствующие разделы "Стратегии фирмы", рас­смотренные в предыдущем пункте темы. В бизнес-плане уточня­ются стратегические цели и требования, конкретизируется и рас­ширяется количество плановых показателей.

Разделы 1, 2, 3 и 4 в бизнес-план переносятся из "Стратегии фирмы" при необходимости с уточнениями.

Мероприятия из "Стратегии использования конкурентных пре­имуществ" включаются в "Стратегию маркетинга" бизнес-плана

"План обновления выпускаемой продукции" должен содер­жать следующие основные разделы:

- показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемко- сти продукции предприятия на конкретных рынках за отчетный период и нормативы — на плановый период;

- показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемко- сти продукции основных конкурентов;

- план НИОКР, содержащий перечень конкретных исследова­ний и разработок, обеспечивающих достижение запланированных показателей обновления продукции;

- план ОТПП (организационно-технологической подготовки про­изводства) новой продукции;

- план ресурсного, методического и информационного обеспечения НИОКР и ОТПП;

- технико-экономическое обоснование инвестиционных проек­тов по реализации плана обновления выпускаемой продукции.

"План производства и реализации продукции" должен содер­жать следующие основные разделы:

- расчет производственной мощности подразделений предприятия;

- формирование номенклатурно-календарных планов выпуска сборочных единиц и деталей для обрабатывающих и заготовитель­ных цехов;

-формирование производственных программ для обрабатывающих цехов;

-оперативно-календарные планы;

-организация контроля и регулирования хода производства;

-план реализации продукции;

-анализ выполнения показателей, характеризующих принципы

рациональной организации производства;             

- анализ использования производственной мощности предприятия.

План обеспечения производства" должен содержать следующие основные разделы:

- анализ эффективности использования различных видов ресурсов;

- расчет потребности в различных видах ресурсов;

-план материально-технического обеспечения производства;

-              информационное обеспечение управления производством;

- нормативно-методическое обеспечение производства;

- план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обеспечения производства.

"План обслуживания производства" должен содержать следующие основные разделы:

- план работы энергетического хозяйства предприятия и орга­низация его выполнения;

-план работы инструментального хозяйства предприятия и организации его выполнения;

-план работы транспортного хозяйства предприятия и организация его выполнения;

- план работы ремонтного хозяйства предприятия и организация его выполнения;

-              план работы складского хозяйства предприятия и организация его выполнения;

-               план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обслуживания производства.

"План развития производства" должен содержать следующие основвные разделы:

- план повышения технического уровня производства;

- план повышения организационного уровня производства;

- план социального развития коллектива;

- план мероприятий по охране окружающей природной среды;

- показатели организационно-технического уровня производства (уровень автоматизации, прогрессивности технологических пре­ссов, средний возраст технологического оборудования, уровень организованности управленческих процессов и т.п.);

- инвестиционные проекты по развитию производства.

"Финансовый план предприятия" должен содержать следую­щие основные разделы:

- конкурентоспособность и эффективность товаров предприя­тия на конкретных рынках за отчетный и плановый периоды;

- операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на труд производственных накладных расходов, общих и административ­ных расходов, прогнозный отчет о прибыли);

- финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средстя и прогнозного баланса);

- эффективность использования различных видов ресурсов;

-управление ценными бумагами, рисками, страхованием;

-              план мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия

Раздел бизнес-плана "Международная деятельность предпри­ятия" может содержать следующее:

- цели экспортера на плановый период;

- цели импортера на плановый период;

- формы международной интеграции предприятия на плановый период;

- мероприятия по повышению эффективности международной деятельности предприятия. Остальные разделы бизнес-плана дол­жны развивать и конкретизировать соответствующие разделы "Стратегии фирмы".

 

6. Нормирование ресурсов

Нормирование — это процесс анализа использования оборот­ных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нор­мативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.

Норма расхода — это максимально допустимое плановое ко­личество сырья, материалов и других элементов ОС на производ­ство единицы продукции (работы) установленного качества в пла­нируемых условиях производства.

Нормативы — это поэлементные составляющий норм, харак­теризующие:

- удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов;

- размеры технологических отходов и потерь по видам произ­водственных процессов;

- размеры отчислений от прибыли — экономические нормативы;

Информация о работе Планирование деятельности предприятия