Планирование исследования систем управления в туристическом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – повышение эффективности работы системы управления.
Исследование систем управления необходимо при:
• совершенствовании системы управления организации для повышения эффективности производства;
• изменении формы собственности предприятия;
• разработке системы управления вновь созданной организации;

Содержание

Введение 3
1. Планирование исследования систем управления 6
1.1 Виды планирования 9
1.2 Плановые стратегии 12
1.3 Бизнес – план 14
1.4 Структура бизнес – плана 17
2. Особенности планирования в туристической сфере 22
2.1 Планирование туристического продукта 25
2.2 Планирование системы управления 28
2.3 Виды исследований в туризме 32
2.4 Сочетание исследований и разработок 34
2.5 Плановые стратегии в туризме 39
Заключение 43
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Планирование ИСУ.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)


Введение

Эффективность управления предприятием определяет его экономическую стабильность, эффективность деятельности и выживаемость в условиях динамично меняющейся внешней среды. Исследование системы управления является необходимым звеном в планировании и оптимизации организационных управленческих структур.

Исследование систем управления (ИСУ) – это изучение организационной структуры предприятия, позволяющее выявить ее сильные и слабые стороны, внутренние резервы и разработать стратегии повышения эффективности управления. [2, c.194]

Цель исследования – повышение эффективности работы системы управления.

Исследование систем управления необходимо при:

      совершенствовании системы управления организации для повышения эффективности производства;

      изменении формы собственности предприятия;

      разработке системы управления вновь созданной организации;

      реконструкции или техническом перевооружении;

      внедрении системы менеджмента качества;

      разработке системы мониторинга;

      наличии организационных проблем (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).

Тема данной курсовой работы – Планирование исследования систем управления в туристическом бизнесе.  Актуальность темы исследования. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. Практический опыт хозяйствования в регионах показывает, что при существующей системе внутрифирменного планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятий в изменяющихся условиях рыночной среды. Как следствие этого, принятие управленческих решений руководителями и специалистами осуществляется на основе интуиции и собственного опыта.

Планирование – это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. [3, c.92]

Целью данной курсовой работы является - Изучение планирования исследования систем управления в туристическом бизнесе.

Задачи данной курсовой работы:

1.      Исследование планирования  системы управления в туризме;

2.      Раскрытие сущности и структуры бизнес - плана;

3.      Изучение процесса планирования и его эффективность.

Объект данной курсовой работы – Система управления. 

Предмет данной курсовой работы – планирование системы управления в туризме.

При написании данной курсовой работы были использованы нормативные документы,  Интернет сайты, а так же труды российских менеджеров: Ползунова Н.Н., Глухов В.В., Татаренко Б.П., Мишин В.В.

Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих к цели кратчайшим путем. Программа должна дать ясный ответ на вопросы: зачем проводить исследование, что исследовать и как исследовать? Она должна содержать обоснование актуальности проблемы и предмета исследования, раскрывать общее содержание исследования, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Планирование исследования систем управления

Планирование исследования необходимо для расчета организационных характеристик его проведения, распределения использования ресурсов во времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапы исследования), установления точек контроля. План исследования представляет собой последовательность ключевых мероприятий (акций) ведущих к разрешению проблемы, реализации вариантов решений и пр. с указанием времени выполнения работ, формы контроля или отчета, ответственности каждого лица, отдела или лаборатории. [4, c.68]

По сложным проблемам сначала разрабатывают алгоритм исследования и на его основе гибкий план его проведения. В плане указывают нормативные величины сроков выполнения работ, дополнительные пункты согласования и оценки результатов и пр. Возможно совмещение программы и плана одном документе. Но в этом случае все требования составления программы и плана должны быть выдержаны. Такой документ часто называется программой, хотя он содержит не только программные положения, но и план выполнения работ.

Понятие «планирование деятельности организации» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории организации, ее природы. Второй – конкретно – управленческий.

В основу планирования положены следующие принципы:

1.      Системность – планирование при соблюдении этого принци­па должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодей­ствие   всех   элементов   исследуемых  объектов,   подразделений   и выполнение общего цикла управления при исследовании;

2.      Необходимое участие – при проведении исследований, в зави­симости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;

3.      Непрерывность – планировать работу так чтобы она осущест­влялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;

4.      Гибкость – выполнение этого правила позволяет вносить из­менения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планиро­вания может достигаться наличием различного вида ресурсов;

5.      Достаточная значительность – плановые работы должны соот­ветствовать поставленным исследовательским целям и задачам;

6.      Необходимая   трудоемкость   –   трудоемкость   плановых   работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;

7.      Реальность – плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;

8.      Конкретность    –   все    плановые    работы    должны    быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;

9.      Адресность и ответственность – форма планов должна пре­дусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и испол­нителей по каждому из мероприятий;

10. Контролируемость – плановые работы должны предусматри­вать возможность простого, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий. [1, c.192]

Методы планирования систем управления:

      Нормативный – на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

      Балансовый – включает целенаправленное согласование использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

      Экстраполяции  - выявленные в прошлом тенденции развития организации распространяются на будущие периоды;

      Интерполяции – организации устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

      Факторный – учет влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

      Матричный – построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями их деятельности;

      Экономико – математического моделирования – с применением современных средств и методов компьютерного моделирования производственно – хозяйственных процессов. [5, c.145]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Виды планирования

     Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают предвидеть будущее, а также овладение методикой, позволяющей смоделировать переход настоящего положения в будущее прогнозируемое состояние.

Планирование - это определение и упорядочение крупных задач организации, включающее:

      маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);

      технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии);

      финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности). [11]

     Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями:

1.      компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;

2.      квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;

3.      наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образы действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
    Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. [4, c.65-66]

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

  Планирование включает в себя определение:

                 конечных и промежуточных целей;

                 задач, решение которых необходимо для достижения целей;

                 средств и способов их решения;

                 требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

     В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, или перспективное; среднесрочное; тактическое, или текущее.

Стратегическое (перспективное) планирование заключается в основном в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения представленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретение оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий период, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. [2, c.196]

При разработке плана основу составляют:

1.      анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

2.      анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов работы в конкурентных направлениях при соблюдении оптимальных стратегий во всех видах деятельности;

3.      выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

4.      анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3 лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план организации по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. [2, c.197]

     Текущее (тактическое) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на 1 год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочными планами. [2, c.197]

Информация о работе Планирование исследования систем управления в туристическом бизнесе