Планирование: методы, виды, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание

Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной государственно регулируемой экономики, планирование в широком смысле слова остается главной функцией управляющей системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Методы планирования, используемые на предприятии …………...…………7
1.1. Бюджетный метод
1.2. Балансовый метод
1.3. Нормативный метод
1.4.Математические методы
1.5. Методы линейного программирования
глава II. Основные виды планирования- ………………………………………….…….…11
2.1.Перспективные и стратегические планы…………..…………………….….…………..12
2.2.Тактическое и оперативное планирование…………………………….……...……….14
2.3.Бизнес-план организации………………………………………………………………….17
глава III. Принципы эффективного планирования- ……………….……………………....20
3.1. Принцип единства (системности)
3.2.Принцип непрерывности
3.3. Принцип гибкости
3.4. Принцип точности
Заключение…………………………………………………...……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

НИЯУ «МИФИ»

Математический  колледж

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «планирование: методы, виды, принципы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Сахоненко

Ольга Игоревна

Группа: М- 212

Преподаватель: Фадеева

Аксинья Александровна

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Методы планирования, используемые на предприятии …………...…………7

1.1. Бюджетный метод

1.2. Балансовый метод

1.3. Нормативный метод

1.4.Математические методы

1.5. Методы линейного программирования

глава II. Основные виды планирования- ………………………………………….…….…11

2.1.Перспективные и стратегические планы…………..…………………….….…………..12

2.2.Тактическое и оперативное планирование…………………………….……...……….14

2.3.Бизнес-план организации………………………………………………………………….17

глава III. Принципы эффективного планирования- ……………….……………………....20

3.1. Принцип единства (системности)

3.2.Принцип непрерывности

3.3. Принцип гибкости

3.4. Принцип точности

Заключение…………………………………………………...…………………………………..24

Список литературы……………………………………………………..……………………...26

 

 

 

 

 

Введение

Как показывает жизнь, менеджеров с большой буквы от сомнительного  рода дельцов отличает способность  представить себе, как будет выглядеть  их успех. В процессе управления такое  видение неизбежно принимает  форму плана, который становится основой для принятия других управленческих решений.

Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной государственно регулируемой экономики, планирование в широком смысле слова остается главной функцией управляющей системы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что планирование является неотрывной частью менеджмента и рассматривается как первый и наиболее значимый этап процесса управления. В ходе реализации функции планирования руководитель анализирует сложившуюся ситуацию, формулирует цели и задачи, вырабатывает стратегию действий, составляет планы и программы действий.

Функция планирования как  одна из основных функций управления в настоящее время приобрела  качественно новые черты и  особенности; планирование получило принципиально  новое содержание, поскольку потребность  в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что  оно выполняет не только оперативные  задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как  функции управления состоит в  стремлении по возможности заблаговременно  учесть все внутренние и внешние  факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Планирование – это  попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Менеджеры  на основе планов определяют сильные  и слабые стороны организации, анализируют  их и разрабатывают тактику своих  действий, оценивают положение в  области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как  собираемся это делать».

Развитие хозяйственной  системы – это не простое наращивание  ее производственных мощностей, а движение к определенной цели. В процессе развития требуется единство действий отдельных элементов системы – вот это и можно обеспечить планированием всей деятельности предприятия. Планирование – это не только активное и сознательное стремление к будущему, но одновременно и концепция целенаправленного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое планирование?

Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В планах отражаются: прогнозы развития организации в  будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней  и ее отдельными подразделениями; механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии  на случай чрезвычайных обстоятельств.

Сам процесс  планирования начинается с анализа  настоящего и будущего состояния  предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии  и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

В некоторых  крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать  в реализации тех или иных организационных  целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.

Если организация  многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина  состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым  от других, и требуется понимание  проблем всех связанных между  собой звеньев управленческой цепочки.

С учетом степени  централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

1)         если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.

2)         при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.

3)         в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

В зависимости  от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.

Более богатые  организации могут позволить  себе изменять планы, подстраиваясь  под новые возможности и, привлекая  для их использования дополнительные средства, излишками которых они  располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости  от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил  название адаптационного.

И, наконец, предприятия, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Методы планирования

Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько  возможно при данных условиях, найти  оптимальный вариант решения  задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.

Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.

 1.1. Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.

В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).

Оперативные бюджеты:

– производства, продаж;

– рабочей силы;

– запасов готовой продукции;

– распределения прибыли.

Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:

1) повышение эффективности  работы организации за счет  децентрализации управления, быстрого  обнаружения и корректировки  отклонений.

2) оптимизацию распределения  и экономность расходования ресурсов.

3) предупреждение бесхозяйственности.

4) надежный контроль и  оценку состояния запасов, сбыта,  закупок, плановых и фактических  издержек, денежных средств и  финансов, рентабельности.

Но бюджетный метод  сложен, громоздок, требует перестройки  структуры управления, индивидуализации ответственности за расходы, больших  затрат.

1.2 Балансовый метод основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и распределения их в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации.

Балансовый метод реализуется  через составление системы балансов.

По содержанию они бывают материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; по временному горизонту  – отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям – аналитическими и  рабочими.

1.3. Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т.п. на величину производственного заказа.

Выделяют следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; нормы численности.

Чаще всего нормы бывают индивидуализированными применительно  к отдельным подразделениям и  рабочим местам. Однако встречаются  и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях.

По особо важным ресурсам могут разрабатываться перспективные  нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих  планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации  постоянно меняются, используются текущие  нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости.

С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное  задание, то есть установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.

К графическим необходимо, прежде всего, отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов.

Исходным моментом применения указанного метода является определение  продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.

Сетевой график облегчает  управление создания сложных технических  и хозяйственных систем, позволяет  сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует их взаимосвязь. Сетевой  график дает возможность составить  наиболее рациональный план осуществления  каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные  процессы: диспетчеризация, выдача заданий  на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

Информация о работе Планирование: методы, виды, принципы