Планирование: методы, виды, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание

Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной государственно регулируемой экономики, планирование в широком смысле слова остается главной функцией управляющей системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Методы планирования, используемые на предприятии …………...…………7
1.1. Бюджетный метод
1.2. Балансовый метод
1.3. Нормативный метод
1.4.Математические методы
1.5. Методы линейного программирования
глава II. Основные виды планирования- ………………………………………….…….…11
2.1.Перспективные и стратегические планы…………..…………………….….…………..12
2.2.Тактическое и оперативное планирование…………………………….……...……….14
2.3.Бизнес-план организации………………………………………………………………….17
глава III. Принципы эффективного планирования- ……………….……………………....20
3.1. Принцип единства (системности)
3.2.Принцип непрерывности
3.3. Принцип гибкости
3.4. Принцип точности
Заключение…………………………………………………...……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий момент, тенденции  и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в  данном направлении; рассчитываются ожидаемая  прибыльность и период окупаемости  вложений; приводятся гарантии их сохранности.

В основных разделах бизнес-плана  может содержаться следующая  информация:

– о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях;

– о потенциале организации, его развитии на предстоящий период и связанных с этим затратах;

– об имидже – традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественности. Благоприятный имидж много значит для решения вопроса о доверии к фирме со стороны потенциальных партнеров;

– о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрения новых методов руководства; формах взаимоотношений с профсоюзной организацией;

– о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях: планируемых к внедрению технологиях и оборудовании; источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах; путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля процессов и качества продукции;

– о продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов;

– о стратегии маркетинга. Обычно этот раздел начинается с характеристики рынков сбыта для планируемой к производству продукции;

– о конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, завоевания рыночной ниши. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке; перечисляются основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и пр. На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников;

– о плане маркетинга, включающем описание маркетинговой ситуации (величины рынка, главные виды присутствующей на нем продукции, основные конкуренты, каналы распределения); перечень задач; программу действий по их реализации; способы контроля над ними; необходимые затраты;

– об основных направлениях внешнеэкономической деятельности. Здесь, в частности, рассматривается порядок регистрации фирмы как ее участницы, сроки открытия валютного счета; особенности расчетов с зарубежными партнерами, предположительные объекты экспорта и импорта; возможные контрагенты;

– о себестоимости, цене, прибыльности производства, их критической величине, ниже которой деятельность фирмы является убыточной.

– о рисках и способах их страхования. Риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества, стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами. В разделе дается примерная оценка рисков и перечисляются основные мероприятия, направленные на их снижение (профилактика оборудования, меры противопожарной безопасности, оснащение сигнализацией;

– о финансовой стратегии организации при осуществлении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п.;

Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно представляет в денежном выражении все предыдущие разделы. В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков,

Помимо основных разделов, бизнес-план может содержать приложения в виде наглядных различных материалов – графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий  с указанием ответственных лиц.

По сравнению со стратегическим планом бизнес-план характеризуется  следующими особенностями:

– включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса;

– имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется;

– обладает высокой функциональной направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Принцип планирования

Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. Следование принципам планирования создает предпосылки для действенной работы фирмы и снижает вероятность отрицательных результатов планирования.

Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

   3.1.Принцип единства (системности)

Поскольку организация –  это целостная система, то все  ее составные части должны развиваться  в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации  связана с плановой деятельностью  всей организации. Все планы, разрабатываемые  в организации, – не просто набор  документов, а их взаимосвязанная  система (схема 1).

Выразить суть системы  можно с помощью категорий  «координация» и «интеграция». Координация плановой деятельности выражается в том, что работу ни одного подразделения организации в целом нельзя спланировать эффективно, если такое планирование не согласовано в совокупности и по отдельности с планами других подразделений.

На мой взгляд, эта категория  является отражением диалектического  понимания соотношения части  и целого. В диалектике выработан  принцип целостности, основанный на понимании того, что в целом  существует взаимосвязь между частями, которая сама по себе обладает различными свойствами. Естественно, что на основе взаимодействия частей возникают такие  целостности, где важную роль играют сами взаимосвязи.

Интеграция предполагает существование обособленных процессов и частных планов в подразделениях, то есть разнообразие подсистем планирования, но также однозначно подразумевает действия каждой из подсистем в русле общей стратегии организации и включенность в планы вышестоящих органов.

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

  Миссия

Отделение финансов и инвестиций


Организация

Отделение подбора и расстановки персонала

Группа  подготовки персонала

Отдел кадров

Отделение производства

Отделение сбыта

Транспортная  группа

Материально-технический отдел

Схема 1. Принцип единства (системности) планов в организации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип участия

 

Принцип участия тесно  связан с принципом единства. Принцип  участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть в идеале процесс планирования привлекает к себе всех сотрудников, участвующих в выполнении поставленных планами задач и достижении целей. Планирование, реализованное с помощью  принципа участия, называют партисипативным.

В ходе реализации изучаемого принципа каждый из сотрудников подразделений  осознает свою значимость в организации, проникается командным духом  и приобретает мотивацию к  эффективному труду, а также расширяет  горизонт личных возможностей и развивает  себя как личность.

Кроме того, партисипативное планирование объединяет часто вступающие в противоречие две функции – оперативное руководство и планирование. Руководители, привлекаемые к составлению планов, более не считают их чем-то внешним и не сосредотачиваются исключительно на оперативном управлении.

 

 

 

 

 

 

3.2. Принцип непрерывности

Смысл принципа непрерывности  заключается в том, что планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий. Выделяются следующие способы реализации этого принципа:

- постоянное пошаговое  планирование в рамках фиксированного  периода деятельности организации;

- планирование на весь  фиксированный период с обязательной  корректировкой относительно внешних  и внутренних условий, и соответственно  постоянное уточнение и исправление  планов;

- планирование на фиксированный  период при непрерывной последовательности  планов одного за другим;

- возвратное планирование (от долгосрочного плана к краткосрочным и по мере реализации последнего – новое долгосрочное планирование).

  3.3. Принцип гибкости

Принцип гибкости тесно взаимосвязан с принципом непрерывности и  подразумевает возможность пересмотра ранее принятых планов при изменении  различного рода обстоятельств. Таким  образом, выполнение этого принципа подразумевает упреждающее придание планам каких-то резервов для изменения  текущего направления без потери направленности (целеустремленной сосредоточенности  на чем-нибудь мыслей, интересов)1.

3.4. Принцип точности

В соответствии с принципом  точности каждый план должен составляться с той степенью точности, которая  для него необходима. Так, например, стратегическое планирование определяет только общие направления деятельности. В частных планах информация прорабатывается  и конкретизируется.

Изложенные принципы в  известной мере являются универсальными, пригодными для всех уровней управления. В теории управления рассматриваются  и другие принципы планирования. Например, Р.А. Фатхутдинов в своей работе «Организация производства» изложил такие принципы как:

- преемственность стратегического  и тактического планов (здесь  подразумевается, что текущие  планы подразделений должны конкретизировать  основные разделы стратегии организации);

- социальная ориентация  плана (то есть не только  решение технических и финансовых  проблем, но и следование социальным  нормам общества, учет социальных  показателей развития коллектива);

- ранжирование объектов  планирования по их важности (данный  принцип используется для рационального  распределения ресурсов организации  в текущий момент);

- адекватность плановых  показателей действительности (может  обеспечиваться большим количеством  учтенных факторов окружающей  среды при прогнозировании, а  также повышением точности прогнозов);

- согласованность плана  с параметрами внешней среды  (устанавливается за счет анализа  динамики факторов внешней среды  и исследования влияния этих  факторов на плановые показатели);

- вариантность плана (подразумевается  наличие трех и более альтернативных  планов развития организации,  и выбор из них оптимального  варианта, обеспечивающего достижение  целей с наименьшими затратами);

- сбалансированность плана  (по затратам на введение новых  технологий и доходам от них,  получаемым и распределенным  ниже по иерархической лестнице  ресурсам);

- экономическая обоснованность  плана (осуществляется во взаимодействии  с принципом вариантности –  окончательный выбор варианта  осуществляется только после  экономического обоснования всех  альтернатив);

- автоматизация системы  планирования (принцип, требующий  применения современных информационных  технологий и компьютерной техники,  обеспечивающих систематизацию  информации об этапах развития  объекта планирования, обработку,  хранение и передачу данных);

- обеспечение обратной  связи системы планирования (воздействие  результатов функционирования системы  на характер этого функционирования).

Надо отметить, что применение всех принципов планирования на практике под силу только крупным организациям, имеющим квалифицированные кадры, доступ к современным информационным технологиям и необходимые ресурсы.

То есть число применяемых  принципов планирования будет зависеть от положения и устойчивости организации, объема выпускаемой продукции и  количества оказываемых услуг, наукоёмкости применяемых технологий.

Информация о работе Планирование: методы, виды, принципы