Планирование основная функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Задачи работы:
1. Ознакомиться сущностью планирования в менеджменте;
2. Изучить принципы и виды планирования;
3. Ознакомиться с формами планирования.

Содержание

Введение 3
Планирование – основная функция менеджмента 5
Сущность планирования в менеджменте 10
Виды планирования 14
Практическая часть – характеристика менеджмента в торговой сети «Каравай» 18 2.1. Планирование в торговой сети «Каравай» 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)
 

     Сущность  планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей организации  и каждого подразделения в  отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Таким образом, назначение планирования как  функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

     Видный  теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил  значение планирования как функции  управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире1. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени".

     Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми  остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано  с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда  и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

     Планирование (прогнозирование) заключается в  систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании  последствий этих действий в заданных условиях.

     Опыт  показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

     Большинство крупных российских предприятий  имеют длительный опыт социалистического  планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий.

     В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью  попытались освободиться от "оков" планирования.

     Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции.

     На  сегодняшний день увеличивается  конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

     Планирование - один из экономических методов  управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

     Планированию  можно дать следующее определение.

     Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

     Противоположностью  планирования является импровизация.

     Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

     Планирование, заключается в систематическом  поиске возможностей действовать и  в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование можно классифицировать по следующим критериям:

     По  степени охвата – общее или частичное, глобальное, контурное, макровеличин, детальное.

   По  содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: Стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов.

     Тактическое - предпосылки для возможностей и продуктов.

     По  предмету планирования:

     Целевое - планирование средств, сырьё, оборудование, материалы, финансы, информация.

     Программное - планирование действий.

     По  сферам функционирования - производство, маркетинг, инновации, финансы.

     По  срокам - краткое, среднее, долгосрочное.

     По  жесткости и гибкости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды планирования

     Планирование  можно условно разделить на два  вида: краткосрочное (оперативное) и  долгосрочное (стратегическое).

     Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании — производителя и ее партнеров.

     Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.

     Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:

  1. Очередного финансового плана
    1. доходы с оборота
    2. текущие расходы (сырье, зарплата)
    3. выигрыш или потери от текущей деятельности
  2. Финансового плана нейтральной области деятельности предприятия
    1. доходы (продажа старого оборудования)
    2. расходы
    3. выигрыши или потери от нейтральной деятельности
  3. Кредитного плана
  4. Плана капитальных вложений
  5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов:
    1. сумма выигрышей и потерь
    2. имеющиеся ликвидные средства
    3. резерв ликвидных средств

     Кроме того, краткосрочный план включает в себя:

  • план товарооборота;
  • план по сырью;
  • производственный план;
  • план по труду;
  • план движения запасов готовой продукции;
  • план по реализации прибыли;
  • кредитный план;
  • план капиталовложений и другое.

     Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике.

     Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.

     Основными объектами долгосрочного планирования являются:

  • организационная структура
  • производственные мощности
  • капитальные вложения
  • потребности в финансовых средствах
  • исследования и разработки
  • доля рынка и так далее.

     Проблема выбора организационной структуры управления занимает особое место. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Выделяются, главным образом, две структурные системы управления: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе управления все управляющее по службам сведены вместе и подчинены вице-президенту по управлению. Подобная система представляет полностью интегрированную и функциональную организацию. Децентрализованная система управления представляет управляющим различных подразделений осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности. При этом управляющий каждого подразделения несет ответственность за функционирование своего участка перед вице-президентом в данной сфере.

     Организационная структура предприятия должна обеспечивать:

  1. оптимальную рентабельность, то есть она должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой;
  2. охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев. Командная и информационная система не должна быть громоздкой;
  3. обеспечивать условие подготовки менеджеров на перспективу.

     Для обеспечения эффективного производства необходимо правильно спланировать производственные мощности. Сущность планирования производственных мощностей в долгосрочном периоде состоит в определении оптимального количества единиц оборудования, необходимого для выпуска запланированного объема продукции.

     Затраты денежных средств, направленные в частности на воспроизводство капитала. Инвестиции реализуются путем кредитования, прямых затрат денежных средств, покупки ценных бумаг.

     К капитальным вложениям обычно относят:

  • дополнение: новые основные средства, которые увеличивают производственные мощности без замены существующего оборудования;
  • обновление или замена: оборудование, приобретенное для замены аналогичных основных средств, приблизительно такой же мощности;
  • усовершенствование или модернизация: капитальные затраты, ведущие к фактической замене или изменению основных средств.

     Одной из важнейших частей финансовых ресурсов является кассовое планирование, то есть процесс оценки всех источников поступления и расходов наличных средств в течение определенного периода времени. Именно плохое управление наличностью является главной причиной финансово-экономических трудностей: отсутствие наличных средств скорее приводит к банкротству, нежели отсутствие прибыли. Основная задача здесь — определить минимальный размер оборотного капитала, необходимого для превращения наличности в товарные запасы, затем в дебиторскую задолженность и, наконец, вновь в наличные.

     Оборотным капиталом обычно считается превышение мобильных средств (текущих активов) над обязательствами.

     В качестве стабилизирующего фактора должны выступать специальные резервы и фонды, финансируемые как из прибыли, так и из издержек. Опыт показывает, что предприятия должны обязательно накапливать наличные средства, чтобы иметь их на предстоящие нужды — уплату налогов, погашение долгов, замену оборудования, выплату пенсии и пособий.

     Исследования и разработки влияют на прибыль предприятия. Только предприятия, имеющие большую долю на рынке, могут вкладывать средства в научные исследования и разработки, получая весомую отдачу. Расчеты показывают, что если фирма расходует на НИОКР более 3% оборота, то она работает с уровнем рентабельности порядка 26%. Исследования и разработки сильнее влияют на рентабельность, чем увеличение доли на рынке. Малым предприятиям не рекомендуется использовать дорогостоящие технологии, так как это приведет к падению прибыли.

Информация о работе Планирование основная функция менеджмента