Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:50, курсовая работа

Описание

Стремительный переход России к рыночным отношениям привел к разрушению существовавшей системы управления. В результате непродуманных реформ всю национальную экономику и сельское хозяйство в частности охватил системный экономический кризис, в ходе которого были разрушены ключевые народнохозяйственные пропорции: воспроизводственные, общеэкономические, отраслевые, территориальные, внутрипроизводственные и т.д. Более того, экономическое состояние сельскохозяйственного производства страны за период становления рыночных отношений устойчиво ухудшалось и сейчас по многим показателям отброшено на несколько десятилетий назад.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Стратегическое и оперативное планирование производства……………..... 5

1.1 Функции и задачи планирования………………………………………… 5

1.2 Стратегическое и оперативное планирование на предприятиях АПК….. 9

1.3 Структура планов предприятия АПК……………………………………. 17

1.4 Технология планирования……………………………………………….. 19

2 Практическая часть…………………………………………………………….. 22

Заключение………………………………………………………………………... 23

Библиографический список……………………………………………………... 24

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование.docx

— 295.04 Кб (Скачать документ)

Рис.5 Примерная  структура производственно-диспетчерского отдела предприятия

Диспетчирование производства — это непрерывный контроль и оперативное управление всеми звеньями производства в целях обеспечения равномерного и комплектного выполнения планов выпуска продукции.

 

    1.3 Структура планов предприятия АПК

    Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой. Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.

Предприятие АПК имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объясняются общей конечной целью. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период (рис.6)

      

Рис.6   Поэтапное соединение усилий различных структур предприятия для достижения единой цели - получения готовой продукции

Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены  о положении дел в смежных  цехах и отделах. Они выполняют  задание, указанное в плане, который  и служит системой связи.

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при  выполнении следующих правил:

   - пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

   - точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

    -наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала  можно измерить, учесть и проконтролировать  с помощью не одинаковых, а разнообразных  показателей, методов организации  и выполнения плана.

      Планы при этом группируются:

По срокам исполнения:

  • оперативно-календарные;
  • текущие;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные;
  • стратегические.

По функциям назначения:

  • производственные (изготовление продукции);
  • коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);
  • инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;
  • планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

По уровням  управления предприятием:

  • общефирменные;
  • цеховые;
  • планы работ функциональных отделов и лабораторий;
  • планы работ участков и бригад.

По видам  изделий и работ, в том числе  по продукции:

  • освоенной производством;
  • находящейся в процессе освоения;
  • проектируемой с учетом освоения в будущем.

 

    1.4  Технология планирования

Технология  планирования включает в себя:

  • определение и обоснование основной задачи предприятия;
  • установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;
  • детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
  • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

После постановки руководством сельскохозяйственного предприятия общей задачи плана, начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. устанавливаются более конкретные виды работ, сроки исполнения, требующиеся механизмы, материалы и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия. Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.

     Для разработки плана сельскохозяйственного предприятия специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, т.е.:

  • наличие и структура производственных мощностей;
  • численность кадров, их профессиональный состав;
  • финансы;
  • наличие и потребности в оборотных средствах;
  • готовность и структура новых научно-технических разработок и др.

Сбор  и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой  специалистов, которая необходима для  разработки самого плана.

Составление плана деятельности АПК начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

  • плана производства и реализации продукции;
  • плана материально-технического обеспечения;
  • плана по кадрам и заработной плате;
  • перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
  • финансового плана.

План  производства и реализации продукции  является основой, на которой разрабатываются  все остальные части общего плана  предприятия и его подразделений (рис.7)

      

Рис.7 Укрупненная  структура плана деятельности предприятия АПК

На практике количество частей (разделов) плана  предприятия и их названия различаются  в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся  традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями. Таким образом достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели.

Рис. 8 Исполнение плана на предприятии

   В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности. С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.

 

2  Практическая часть

     ЗАДАЧА. Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия равна 1,95. Спрогнозируйте последствия снижения цены на 1руб, если до этого снижения объем реализации составлял 10  штук по цене 19,5 руб. за штуку, а общие затраты были равны 100  руб, в том числе постоянные 20 руб на весь объем производства.

 

     Заключение

     Современная экономическая ситуация в РФ диктует предприятиям новый подход к перспективному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и постоянно меняющейся конкурентной среде требует от каждого хозяйства постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Наиболее эффективным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является стратегический план. Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки и реализации стратегии функционирования и развития предприятия, ведущий к достижению и капитализации конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

     Вследствие зависимости сельского хозяйства от погодно-климатических факторов при разработке стратегического плана приоритет должен быть отдан не количественным, а качественным показателям. Кроме того, должны быть разработаны альтернативные сценарии стратегического плана: пессимистический, оптимистический и средний. Основной вариант стратегического плана выбирается из альтернативных вариантов развития на основе экспертных оценок.

       Разработку стратегических планов целесообразно осуществлять с применением методов экономико-математического моделирования. В этом случае каждая отрасль, каждое предприятие рассматривается в системе связей с другими отраслями, перерабатывающими предприятиями с учетом требований рынка, то есть используется системный подход к планированию сельского хозяйства. Системный подход позволяет не только учесть большинство факторов, влияющих на сельскохозяйственное производство, но и получить необходимое количество оптимальных вариантов для их анализа и экспертной оценки. 

     Библиографический список:

  1. Ансофф И.  Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 2009.-346с.
  2. Басовский, Л.Е. Планирование: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М., 2003. – 326с.
  3. Богомолов, В.А. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование / В.А.Богомолов, В.Я. Рейгасс.- М.: МГАП «Мир книги», 2002. – 567с.
  4. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с.
  5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент»/ О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2005.-321с.
  6. Волкоганова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник/ О.Д. Волкоганова, А.Т. Зуб -М.: Форум: ИНФРА-М,2004.-256с.
  7. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Пер. с англ./ Дэвид Г. Бэнгз. - М.: Финпресс, 2007.-578с.
  8. Ефремов, B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. -№2.-С.23-25.
  9. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов. – М.: Юнити,2007.- 434с.
  10. Миронова, А.В. Сущность процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях/А. В. Миронова// Вестник МГТУ. -2006.-№4.-С.647-650.
  11. Пашигорева, Г.И. Системы управленческого учета и анализа. / Г.И. Пашигорева, О. С. Савченко. – СПб.: Питер, 2003.- 423с.
  12. Табурчак, П.П. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов/ П.П.Табурчак, Ю.А. Дорошенко -СП.б.:Химиздат,2005.-265с.

Информация о работе Планирование