Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышаются.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала............................................................................................5
1.1Основы подготовки рабочих кадров.....................................................................5
1.2Основы переподготовки рабочих кадров...........................................................10
1.3Основы повышение квалификации рабочих кадров.........................................14
2 Основные направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики...................................................................................................................19
2.1Использование зарубежного опыта при организации процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров........19
2.2Новшества в системах повышения квалификации............................................24
2.3Основные проблемы при подготовке, переподготовке и повышении квалификации в РФ в современных условиях........................................................28
2.4Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на ОАО «Тайфун»...........................................................................................................31
Заключение.................................................................................................................37
Список использованных источников и литературы...............................................39
Таким образом в странах с развитой рыночной экономикой уделяется серьезное внимание профессиональному обучению персонала.
В крупных зарубежных фирмах отделы подготовки кадров, как правило, обеспечивают менее половины объема формального обучения, в основном оно осуществляется непосредственно на рабочем месте. Это – кружки качества, целью которых является повышение квалификации, обучение передовым методам производства. Их работа начинается с систематического обучения всех его членов качественной работе, причем сюда входит весьма широкий круг вопросов – организация и технология производства, его экономика, различные аспекты управления (методы статистического контроля качества и регулирование технологических процессов, функционально-стоимостного анализа, обсуждение проблем и принятие решений, сбор и анализ производственной информации), анализируются производственные процессы и хозяйственные ситуации. Руководители «кружков» – инженеры, управляющие, дают профессиональные советы, консультируют, при необходимости ведут занятия по конкретным темам. Обучающиеся обеспечиваются необходимой информацией, обмениваются опытом.
Также положительным моментом этого метода является, то, что он имеет массовый характер повышения квалификации рабочих кадров, и обучение рабочих происходит без отрыва от производства.
При выработке оптимальных моделей управления трудом на предприятиях для различных территорий России необходимо, прежде всего, определить критерии применимости соответствующего зарубежного опыта.
2.2Новшества в системах повышения квалификации
Среди
наиболее многообещающих новшеств в
этой (относительно малоосвещаемой) отрасли
менеджмента, следует особенно отметить
концепцию т.н. «обучающейся организации»,
позволяющую проводить
Можно даже сказать, что концепция «обучающейся организации» - это воплощенная мечта менеджера по персоналу. Просто потому, что едва ли не важнейшая ее задача – непрерывно повышать как свой общий уровень, так и квалификацию своих работников. Удивительно, но в современных условиях это уже сегодня является одним из важнейших условий победы (например, в области информационных технологий или телекоммуникаций).
Такую
организацию называют, прежде всего,
живой организацией – так как
процесс обучения и жизнь связаны
напрямую. Процесс обучения по-другому
можно определить как процесс
гармоничной трансформации при
взаимодействии со средой. Живая организация,
как и живой человек, откликается, меняется,
то есть обучаема средой, с которой она
взаимодействует, при этом не разрушаясь,
а сохраняя свое внутреннее главное сущностное
состояние (или видение). Можно дать такое
определение:
Обучающаяся организация - это команда
объединенных единым видением и ценностями
сотрудников, которые имеют способность
развивать, усовершенствовать рабочий
процесс (а тем самым и продукт этого процесса),
отношения, в нем возникающие, а также
свое собственное понимание ситуации
через постоянное получение обратной
связи от своих коллег, клиентов, партнеров,
руководителей, то есть от внешней и внутренней
среды.
Обучающаяся организация – это организация, которая, получая обратную связь, использует ее как для корректировки рабочего процесса в соответствии с заданной технологией, (это делают или, по крайней мере, должны делать все организации), так и для совершенствования своих способностей на будущее (это делают только обучающиеся организации).
Все организации состоят из людей или индивидуумов, которые порождают интеллектуальные модели или укоренившиеся типы мировоззрения, сформированные опытом и формирующие опыт каждой отдельной личности. Именно люди со своими отношениями и взглядами делают организацию живой… либо замедляют ее развитие. Если организация находится в плену отдельных интеллектуальных моделей, то она не формирует новое понимание ситуации в активно изменяющихся условиях рынка. Поэтому в обучающейся организации необходимо постоянное личностное развитие – совершенствование (то есть получение обратной связи и изменение себя).
Для того чтобы быть живой, организация и ее сотрудники должны уметь отслеживать свои собственные точки торможения, ошибок, регрессии. Таковыми в организации являются:
-
закрепившиеся стереотипы и
- правота отдельных мнений - вместо развития;
-
закрытость сотрудников для
-
однозначность в отношении - вместо
понимания системности и
- линейность мышления - вместо признания нелогичности и системности.
При этом организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению – а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная особенностями корпоративной культуры. Общая мечта. Именно это общее видение позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Организацию можно назвать обучающейся, если она подходит к осмыслению себя и развивается через формирование следующих элементов:
- Системное мышление;
- Групповое обучение;
- Личное совершенствование;
-
Понимание коллективных и
-
Сотрудники и команда
Для закрепления и сохранения навыка обучающейся организации необходимо создать культуру обучения. Эта культура представляет собой накопление предшествующего обучения на основе прежних решений. Принятые исходные установки развития, которые работают достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными для данной конкретной компании, изобретаются, открываются или разрабатываются определенной группой сотрудников организации в процессе решения проблем. Эти основные установки постоянного обучения, трансформации и развития должны быть преподаны новым членам организации в качестве правильного способа восприятия, мышления и правильного отношения к этим проблемам.
Обучение происходит в организации, когда люди обмениваются своими интеллектуальными моделями, исследуют их и взаимодействуют друг с другом. В соответствии с этим в компании должны поддерживаться на постоянном уровне такие методы обучения в процессе работы, как:
Системный
подход к анализу любой
Некоторые принципы системного мышления:
-
Видеть взаимосвязи, а не
- Видеть процессы изменений, а не статичные состояния.
-
Каждый несет часть
- Мы являемся узниками систем, о существовании которых мы не знаем.
-
Правильных ответов не
-
Системы не поддаются
-
Причина и следствие не всегда
тесно соотносятся во времени
и пространстве, и вследствие
этого реальная причина какой-
-
Самые очевидные решения могут
оказаться совершенно
- Люди любят винить в своих трудностях других, но проблемы в любых системах зачастую порождаются включенными в них людьми, а не какими-то внешними силами.
Групповое обучение
Способ обучения через ведение диалога, причем диалог в данном случае понимается не как защита отдельных мнений, а как сбор и синтез всех точек зрения в одну, максимально вбирающую в себя все высказанное. Цель диалога состоит в выходе за пределы индивидуального понимания ситуации, развитии и расширении этого понимания. В данном процессе важно как рассматривается обучение участвующими в нем сотрудниками.
Подходы к обучению, использующиеся в обучающихся организациях:
- Самое важное обучение происходит на рабочем месте, а не в тренинговых классах.
- Самое эффективное обучение - обучение социальное и активное, а не индивидуальное и пассивное.
В процессе обучения решено придерживаться следующих методов или правил:
- Проговаривать то, о чем мы обычно не говорится.
- Сочетать изучение вопроса и самозащиту (искусство беспристрастного расследования)
-
Различать официальные теории (то,
что мы говорим) и
Личное совершенствование
Навык
правильной постановки вопросов перед
собой помогает людям замедлять
процесс мышления затем, чтобы глубже
осознать свои интеллектуальные модели.
У каждого есть собственный
цикл индивидуального обучения, состоящий
из:
1. Обретенного на рабочем месте конкретного опыта;
2.
Размышлений об опыте,
3. Выработанных на основе опыта концепций и обобщений;
4.
Испытания данной концепции
5.
Повторения и закрепления
2.3 Основные проблемы при подготовке и переподготовке кадров в РФ в современных условиях
В
настоящее время
Система профобучения в бывшем СССР была построена, исходя из следующих предпосылок:
В СССР задача обеспечения производства кадрами была определена в качестве важнейшей в 20-е годы, т.е. практически сразу после принятия решения об индустриализации страны. Высокие темпы развития многих отраслей и необходимость внедрения новейших достижений науки и техники явились причиной создания в 50-60-х годах широкой сети отраслевых учебных заведений основного и дополнительного профессионального образования. Эта система содержала в себе как положительные, так и негативные качества, обусловленные теми базовыми принципами, на которых она формировалась.
Информация о работе Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала