Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого существенного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс влияния государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Объекты, цели, инструментарий, функции и методы
государственного регулирования экономики…………………………................5
Глава 2. Политика государства - социальная и финансовая ……………….…19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже результативность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.
Переход от командной экономики, к рыночной сопровождается изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Необходимое условие формирования и саморазвития рынка - это разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.
Чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют важное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование энергично используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды.
Главной задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы. [4]
Создается для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов выполняет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
Государственная социальная политика является еще одной главной сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:
обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;
защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;
контроль морально-этических основ общества.
Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Такая политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости определены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.
Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:
опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.
В базе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: государство, предприниматель и работник. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.
Социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:
1. Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП.
2. Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП.
Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное состояние экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются также направления финансовой политики.
Уместность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации. Нужно также соблюдать “золотое правило” экономической теории, а именно, при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.
Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением соответствующих действий и их эффектом, неминуемо происходят временные лаги (промежутки времени, разделяющие вышеназванные процессы). Угроза заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным задуманным, еще более расшатывая, а, не стабилизируя ситуацию.
Финансовая политика любого развитого государства формируется из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Только одна форма воздействия на экономических агентов является адекватной рыночным отношениям - это система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать неограниченную сумму денег.
Налоги и государственный бюджет
Налоги занимают основное место в комплексе экономических методов.
Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, содействует решению актуальных для общества проблем.
Государство должно оказывать содействие развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, в том, что сумма прибыли, сориентированная на техническое развитие, освобождается от налогообложения.[5]
Благодаря налогам государства добиваются, также перераспределения ресурсов.
С помощью налогов в государственном бюджете концентрируются средства, сосредоточиваемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
Благодаря налогам, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в каком-то уровне создает и морально-этические устои общества.
Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, или они недостаточны для обеспечения соответствующего уровня развития.
Следует также отметить, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам характерна одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из орудий борьбы с теневой экономикой.
Имеются три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).
Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы с помощью налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены единожды. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.
Комбинирование стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) обязан быть стабилен в течение нескольких лет.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее важные льготы и санкции.
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет определяется балансом доходов и расходов за отчетный период.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это основные показатели состояния экономики, поэтому, данной проблеме традиционно уделяется крупное внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
неоправданно дорогостоящие социальные программы;
спад общественного производства;
рост предельных издержек общественного производства;
крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
массовый выпуск обесценивающихся денег;
огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.
Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям, наряду с инфляцией, безработицей, кризисами, которые, тем не менее, являются неизбежными элементами экономической системы.
Существует несколько концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Но при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую направленность.
Информация о работе Политика государства - социальная и финансовая