Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого существенного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс влияния государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Объекты, цели, инструментарий, функции и методы
государственного регулирования экономики…………………………................5
Глава 2. Политика государства - социальная и финансовая ……………….…19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………
В данный момент немалую популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция располагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно старается сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.
Имеется также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как стабильным положительным сальдо, так и стабильным бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.
Не смотря на все эти концепции бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям для государств, так как, нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов, за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг весьма тесно связаны.
В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свой черед, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также увеличить социальную напряженность.
Заключение
В данной работе я рассмотрела государственное регулирование экономики России и сделала следующие выводы.
Основной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависят, основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.
Экономическая роль государства увеличивается. Государственное вмешательство в рыночную экономику возрастает в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить следствия внешних эффектов. Этих сфер становится все больше и больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. В рыночной экономике государственное регулировании играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости» и только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно.
Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования относится государственный сектор экономики. К косвенным мерам относятся инвестиции, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование импорта и экспорта. Средства или методы государственного вмешательства подразделяются на административные и экономические. Экономические методы взаимодействуют на конъюнктуру рынка и на нее, косвенно на производство и потребление товаров и услуг и исполняются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства. Административные методы противоположны природе рынка, они блокируют действие рыночных регуляторов и используя законодательную власть осуществляются в приказном порядке.
Бесспорно, государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство влияет на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Правовое обеспечение рыночных отношений прибывает одним из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Главным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.
В условиях рынка перед государством встает задача: как с помощью экономических рычагов поддержать и облегчить функционирование рыночной системы и в то же время своим излишним воздействием не сломать эту систему.
ГЛОССАРИЙ
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство - представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
ВВП - валовой внутренний продукт - это отражение совокупной стоимости созданного в масштабах общества продукта для конечного потребления.
Государственный бюджет - основной финансовый план государства. Дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может влиять на социально-экономическое развитие общества.
Денежная политика - состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Политика регулирования доходов - как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).
Социальная политика - направлена на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.
Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики.
Список используемых источников
1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. «Экономическая теория», Санкт-Петербург, 2001г.
2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 1999г.
3. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2002.- №10
4. Иохин В.Я. Экономическая теория – М. 2001.
5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2001.
6. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. - М.:КНОРУС, 2005.
8. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. – М. 2001.
9. Самофалова Е.В. и др. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. – М.: КНОРУС, 2005.
10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Полит. литер. «Единство», 2001.
Приложение А
Группа факторов | Содержание факторов |
1Факторы связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.
| 1Ограничение стихийности рыночных процессов. 2Обеспечение эффективного совокупного спросарыночной конъюнктуры. 3Обеспечение производства общественных потребностей и нужд. 4Поддержка конкурентности открытости рынка. 5Усиление конкурентности на мировом рынке. |
2 Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность процесс расширенного воспроизводства.
| 1Создание общих условий развития экономики обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов. 2Обеспечение антициклического развития экономики. 3Стимулирование долгосрочного экономического роста деловой активности. 4Формирование оптимальной структуры народного хозяйства. 5Поддержка макроэкономического равновесия. 6 Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики. 7 Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала. 8 Регулирование денежного обращения. 9 Содействие развитию науки научно-технического прогресса. |
3Факторысвязанные с решением социальных проблем. | 1 Обеспечение рационального перераспределения доходов. 2 Обеспечение экономической основы социальной стабильности, социальной напряженности. 3 Обеспечение полной занятости населения. 4 Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы проявление интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохрания образования переподготовка кадров и т.д.) |
Прямые (административные) методы | Косвенные (экономические) методы |
-Принятие законодательных актов нормативных документовположений. -Управление государственной собственностьюв том числе _управление предприятиями государственного сектора; _организация производства и труда; _госзаказ; _государственные инвестиции; _государственные кредиты; _субсидии. -Лицензирование и квотирование. -Применение санкций. -Охрана окружающей среды. | - Индикативное планирование. - Целевое программирование. - Регулирование налоговой системы. - Кредитно-денежные инструменты _ регулирование денежной массы; _ антиинфляционные меры; _ регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; _ рефинансирование коммерческих банков; _ регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков; _ операции на рынке ценных бумаг. |
-Формирование и использование бюджета. -Формирование налоговой политики. -Формирование амортизационной политики. -Определение нормы банковского резерва. -Установление минимальной зарплаты. -Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг. -Антимонопольная политиказащита Конкуренции. | - Валютные рычаги _стабилизация национальной валюты; _операции на открытом валютном рынке; _девальвация ревальвация национальной валюты; _ привлечение иностранного капитала; _ создание совместных предприятий. - Социальная политика _ социальные программы; _ обеспечение занятости населения _ социальная защита населения _ регулирование доходов _ контроль за динамикой цен и зарплаты; _ налоги; _ трансфертные платежи; _ деятельность в сфере образования здравоохранения культуры. -Внешнеэкономические формы воздействия _ регулирование внешнеэкономической деятельности; _ таможенные тарифы; _ валютное регулирование; _ налоги; _ субсидии. |
Информация о работе Политика государства - социальная и финансовая