Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:24, курсовая работа
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "БРЕНДА" , ИЗМЕРЕНИЕ БРЕНДА,
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "БРЕНДА" 3
1.1 Мировой опыт брендинга 4
1.2 Основные характеристики 8
1.3 Разграничение бренда и торговой марки 12
2. ИЗМЕРЕНИЕ БРЕНДА 14
2.1 Методы оценки бренда 17
2.2 Рейтинг самых дорогих брендов 21
3. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ 23
3.1 Технология формирования и управления брендом 25
3.2 Глобальный бренд: Coca-Cola 32
3.3 Управление глобальными и национальными брендами. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Одно из условий управления брендом – это постоянная его корректировка, уточнение внутри самой компании. Однако трудно ожидать от сотрудников какого-то видения торговой марки, если они не понимают ее. Компании должны постоянно поддерживать в умах своих сотрудников ощущение значимости бренда.
Таким образом, начало управления любым брендом – это его позиционирование. Позиционирование бренда (Brand Positioning) - место на рынке, занимаемое брендом по отношению к конкурентам, а также набор покупательских потребностей и восприятия; часть индивидуальности бренда, которая должна активно использоваться для «отстройки» от конкурентов. Соответственно, позиция бренда (Brand Positioning Statement) - это то место, которое занимает бренд в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам. Она фокусируется на тех достоинствах бренда, которые выделяют его из числа конкурентов.
Для формирования и управления брендом необходимо задать себе четыре вопроса, позволяющих хорошо определить позиционирование:
- для кого? – определение целевой группы потребителей, для которой создается бренд;
-
зачем? – выгода потребителя,
которую он получит в
- для какой цели (для какого использования?) нужен именно этот бренд;
- против какого конкурента?
После того, как получены ответы на эти ключевые вопросы, происходит определение стратегии бренда, то есть путей, по которым будут использоваться ресурсы организации для создания ценности бренда.
Стратегия включает в себя следующие элементы:
-
Кто является целевой
- Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории;
-
Какое доказательство
-
Какое конечное впечатление
3.2
Глобальный бренд:
Coca-Cola
Чем же определяется сила бренда той или иной компании? Как достичь эффективности в управлении брендом?
Несомненно, компания Coca-Cola Inc. имеет
ряд товарных знаков и
Coca-Cola
— «непрозрачный» товар:
Преимущество первопроходца за более чем вековой срок существования бренда Coca-Cola позволило компании добиваться единственной цели — теперь уже в мировом масштабе: продолжать расширять сектор колы на рынке. Вначале конкуренцию составляли газированные напитки в Америке, затем другие безалкогольные напитки, а сейчас — все типы безалкогольных напитков, в том числе вода в Европе или чай в Азии. Суть бренда Coca-Cola — «освежающая связь между людьми повсюду». При создании бренда номер один в мире компания получала прибыль от производства сиропа, который легко транспортировать — затраты низкие, результативность высокая (то есть сироп высококонцентрирован), сироп достаточно долго хранится вне зависимости от температуры (в любых условиях, в отличие от большинства напитков на основе фруктовых соков). Coca-Cola — определенно материальный товар. Помимо всего этого его соотношение «кислый/сладкий» близко к оптимальному, поэтому потребители могут выпить множество стаканов или банок, не пресыщаясь напитком. Производство сиропа Coca-Cola очень дешево, а значит, высока прибыль и, как следствие, можно в значительной степени увеличить маркетинговый бюджет, чтобы марка приходила на ум потребителям в первую очередь (ключевое преимущество в этой категории товаров низкого вовлечения потребителей, где он принимает решение под влиянием импульса). Компания перепродает сироп на заводы безалкогольных напитков по цене, в пять раз превышающей стоимость производства, поэтому прибыль остается локализована на уровне компании, у которой есть возможность оказывать влияние на заводы и дистрибьюторов с целью реализовать стратегию больших объемов, если они хотят получать прибыль. Чтобы увеличить бизнес путем расширения категории, стратегия базируется на «трех слонах», они не меняются. Наличие, доступность и привлекательность — именно в таком порядке. Большинство людей фокусируются на коммуникации, но ключ к доминирующему положению Coca-Cola — «три слона»:
1. Наличие товара, уровень дистрибуции. «Возьми колу в руку — где бы ты ни был». Цель компании — потребители должны найти Coca-Cola повсюду: в барах, ресторанах быстрого питания, столовых, розничных магазинах, автоматах для продажи напитков, которые стоят на улицах и в общественных местах, холодильниках в офисах, школах...
Существенный момент в высокой оценке товара —построение и бизнеса, и имиджа бренда связано с активным присутствием товара везде и повсюду. Это дает статус напитку и формирует привычки у потребителей. Кроме того, в отличие от сетевых магазинов (Wal-Mart, Asda, Ika, Carrefour, Aldi и им подобных), не торгующих единственным брендом, чтобы не лишать покупателей выбора, клиентура на местах выдает эксклюзивные права, таким образом гарантируя местную монополию конкретного бренда. Вот почему Coca-Cola в мировом масштабе сотрудничает с McDonalds и другими синергическими организациями. Единственное условие этого альянса — поставщики обеспечивают, а торговые точки соглашаются продавать полный набор напитков компании Coca-Cola. Цель — создать барьер для входа любых других конкурентов безалкогольных напитков. В качестве части конкурентной борьбы за наличие своих товаров на рынке компании приходится не забывать следить за контактами с заводами, где ее продукция разливается по бутылкам: во многих странах хороших заводов несколько, но фактически — только один. Его контроль — гарантированный способ предотвратить выход конкурентов на местный рынок. И наоборот — это способ выдавить конкурентов с местного рынка. Именно так получилось с заводом в Венесуэле, который вначале сотрудничал с Pepsi, а затем решил работать с Coca-Cola. Так, буквально за день деятельность Pepsi в Венесуэле была прекращена.
2.
Доступность — фактор цены. «В
Китае и Индии Coca-Cola продается
по цене чая». Это возможно
благодаря низкой
3.
Привлекательность — это
3.3
Управление глобальными
и национальными
брендами.
За последние годы в развитии и управлении брендами явно наметились несколько интересных тенденций. С одной стороны, продолжают развиваться глобальные бренды, имеющие преимущество в отлаженных технологиях продвижения на региональный рынок и укрепления в них своих отношений с потребителями, а также в мощной производственной базе и каналах дистрибуции. С другой стороны, появляются и успешно развиваются национальные бренды, лучше знающие местные условия.
На российском рынке появились крепкие национальные марки, которые «теснят» глобальные бренды: в первую очередь это компании Вимм-Билль-Данн, концерн Калина, Мултон, Балтимор, Глория Джинс и т.д. Российские бренды активно развиваются благодаря более глубоким знаниям особенностей российских потребителей и специфики региональных рынков, что можно отнести к эффективному управлению брендом в российских компаниях. Эта тенденция подтверждается результатами исследования, проведенного рекламным агентством Young&Rubicam. Оно демонстрирует появление российских брендов среди лидеров всего рынка наравне с международными гигантами. В 2004 году такими брендами были кондитерские фабрики А.Коркунов и Россия, в 2007 г. – Сбербанк и Билайн.
Текущая ситуация развития и управления международными брендами предполагает в будущем сокращение объемов продаж и снижение стоимости бренда, в то время как национальные бренды будут активно формироваться на рынке, продажи расти, увеличивая их инвестиционную привлекательность.
Анализ показывает, что одновременно появляется еще одна тенденция – тенденция в управлении брендом, заключающаяся в том, что в процессе укрепления национальных брендов международные компании вводят псевдонациональные марки: «Миф» (Procter&Gamble), «Юбилейное», «Причуда», «Воздушный» (Kraft foods), «48 копеек» (Nestle) и другие.
Тем не менее, по оценкам многих специалистов рынок брендов в России все еще не сформировался. Можно привести пример: регулярно покупают марку только 23-39% покупателей, одной или двумя марками ограничиваются от 48 до 65% населения.
Марочный капитал в России пока только формируется: еще не сложились социальные группы с характерным потребительским поведением, количество потребителей, ориентирующихся при выборе на определенную марку, невелико по сравнению с западными рынками. Первыми на рынке брендов заявили о себе бренды западных корпораций с отработанными по всему миру технологиями создания, развития и управления брендами.16 Видимо, в ближайшие годы произойдет заметный рост профессионально разработанных брендов российских компаний, а увеличение маркетинговой поддержки и качественная работа бренд-менеджеров будет способствовать тому, что скоро национальные марки смогут противопоставить глобальным брендам достойное качество и мощную идею.
Помимо
несформированного
Изменение позиций, которые произошли с брендами за два года, подтверждает, что даже на те рынки, где бренды-лидеры сформировали свои устойчивые позиции, приходят новые компании, которым тоже нужно завоевать свои «места под солнцем», то есть свои доли рынка. И они предполагают уже более глубокую проработку своих идей и своих действий.
Основная проблема в управлении брендами-лидерами заключается в том, что даже при сохранении лидерства в доле рынка или по продажам, идет потеря лидерства как такого. Важна постоянная динамика развития. Лидер – это бренд, который должен вести конкурентов, потребителей, рынок за собой. Когда лидер статичен, а нечто новое создает бренд, атакующей его, он теряет лидерство.
Доверие и близость к покупателю не могут обеспечить абсолютную защиту, их необходимо сохранять и поддерживать, поэтому особое значение приобретают используемые для этого стратегии.
Важно обратить внимание на слабые стороны местных брендов — недостаток инновационности, веселья и стиля, которые необходимы новому, более молодому поколению потребителей. Кроме того, местные торговые марки страдают от недостатков и ограничений на уровне менеджмента. В числе первых — инертность. Местным брендам, слишком привыкшим просто быть на этом рынке, часто не хватает энергии, что связано с отсутствием у них каких-либо стремлений. В этом случае бренд необходимо возродить изнутри, четко переопределив его цели, формулировки миссии и преимущества.