Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:53, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
1.Понятие и содержание инновационного менеджмента
2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента
3. Технология и методы инновационного менеджмента
4. Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента
План
1.Понятие и содержание инновационного менеджмента
2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента
3. Технология и методы инновационного менеджмента
4. Теоретические подходы
к развитию и современному
состоянию инновационного
Введение
Инновационный процесс представляет
собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры
должны обладать научно-техническим
и экономико-психологическим
Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночной экономики характерна
конкуренция самостоятельных
Инновационные менеджеры
могут действовать в различных
организационных структурах (академии
наук, вузы, научные общества, исследовательские
организации, конструкторские бюро
и др.), выполняя функции создания
творческих коллективов, поиска и распространения
новшеств, формирование портфеля заказов
на научные исследования и разработки.
Они управляют научными коллективами,
занимаются координацией научных исследований
и должны обладать качествами традиционного
менеджера и ученого
Новый сложный этап реформирования
экономики Украины требует подготовки
специалистов по инновационному менеджменту,
владеющих методами управления научными
коллективами, исследованиями и разработками
и способных работать на рынке нововведений.
1. Понятие и содержание инновационного
менеджмента
Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности.
В общем понимании инновационный
менеджмент – это совокупность научно
обоснованных принципов, форм, методов,
приемов и средств управления
инновациями в сфере их создания,
освоения в производстве и продвижения
на рынок с целью получения
прибыли. Рынок этот отличен от обычного
рынка товаров и услуг, это
рынок научных, технологических
и организационно-
Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Он базируется на теоретических положениях общего менеджмента, которые применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.
Как способ управления инновационный
менеджмент направлен на выполнение
основных функций научно-технической
деятельности в части разработки
и внедрения полученных новых
результатов, проведенных научно-
Как самостоятельная область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.
Инновационный менеджмент позволяет
реализовать возможности
Объектами инновационного менеджмента
выступают инновационные
2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой – как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.
Цели инновационного менеджмента
сводятся к тому, чтобы найти новое
техническое решение в области
создания изобретения, проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.
Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.
Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):
• разработка и осуществление единой инновационной политики;
• разработка проектов и программ инновационной деятельности;
• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;
• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;
• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;
• подготовка и обучение
персонала к инновационной
• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.
Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.
Состояние инновационной
системы, когда обеспечивается эффективное
и согласованное
Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.
Основные функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.
К обеспечивающим функциям
инновационного менеджмента относят
функции, способствующие эффективному
осуществлению основных функций: социально-психологические
и технологические или
Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.
К числу обеспечивающих относятся
также технологические функции,
которые позволяют реализовать
основные и социально-психологические
функции и включают подготовку, получение,
переработку и передачу информации
для успешного продвижения
Все перечисленные функции
инновационного менеджмента взаимосвязаны
между собой, дополняют друг друга,
создают целостную
3. Технология и методы инновационного менеджмента
Технология и методы инновационного
менеджмента определяют содержание
процессуальных функций управления
инновациями. Они отражают наиболее
общие элементы управления, которые
не зависят от характера инноваций,
масштабов инновационной
Одним из центральных элементов
управленческой деятельности является
информация. Руководитель любого уровня
от 50 до 90 % своего времени тратит на
работу с информацией. Обмен информацией
между участниками
Информация о работе Понятие и содержание инновационного менеджмента