Понятие и содержание инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Содержание

1.Понятие и содержание инновационного менеджмента

2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента

3. Технология и методы инновационного менеджмента

4. Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента

Работа состоит из  1 файл

маркетинг инновации.docx

— 93.78 Кб (Скачать документ)

 

План

 

 

1.Понятие и содержание инновационного менеджмента

 

2. Цели, задачи и функции  инновационного менеджмента

 

3. Технология и методы  инновационного менеджмента

 

4. Теоретические подходы  к развитию и современному  состоянию инновационного менеджмента

 

Введение

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия (распространение во времени  уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения). Инновационный процесс  имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют  проведения анализа закономерностей  их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами  нововведений – инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические  знания.

Инновационные менеджеры  способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих  друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  могут действовать в различных  организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские  организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения  новшеств, формирование портфеля заказов  на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного  менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность  нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики Украины требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений. 
1. Понятие и содержание инновационного менеджмента

 

Чтобы управлять инновационной  деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные  варианты, сформировать организационные  и производственные структуры, необходим  особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.

 

Инновационный менеджмент – это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности.

В общем понимании инновационный  менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения  на рынок с целью получения  прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это  рынок научных, технологических  и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает  специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных  процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Инновационный менеджмент как  наука управления представляет собой  систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной  деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических  задач. Он базируется на теоретических  положениях общего менеджмента, которые  применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.

Как способ управления инновационный  менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической  деятельности в части разработки и внедрения полученных новых  результатов, проведенных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических  параметров и качества ранее освоенной  и выпускаемой продукции. Инновационный  менеджмент способствует созданию и  рациональному использованию интеллектуального  продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Как самостоятельная область  научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Инновационный менеджмент позволяет  реализовать возможности научной  деятельности и тем самым достичь  мирового лидерства в отдельных  областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих  стран, реализовать способность  науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента  выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

 

2. Цели, задачи и функции  инновационного менеджмента

 

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой – как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента  сводятся к тому, чтобы найти новое  техническое решение в области  создания изобретения, проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации  сбыта такой продукции, внедрения  нового товара на рынок, закрепления  на новых рынках с помощью более  высокого качества и конкурентоспособности  товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно  выделить следующие: ориентация инноваций  на рынок, соответствие инноваций целям  предприятия, восприимчивость предприятия  к инновациям, наличие на предприятии  источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные  методы управления инновационными проектами  и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность  за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим  основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим  образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

 

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

• разработка и осуществление  единой инновационной политики;

• разработка проектов и  программ инновационной деятельности;

• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов  продуктов;

• контроль за ходом работ  по созданию новой продукции и ее внедрению;

• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной  деятельности;

• подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

• формирование целевых  коллективов, групп, осуществляющих решение  инновационных проектов.

 

Перечень задач, которые  можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может  различаться по отношению к продуктовым  инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной  системы, когда обеспечивается эффективное  и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента  – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Выделяют две группы функций  инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.

Основные функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят  функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические  и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические  функции менеджмента связаны  с состоянием производственных отношений  в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и  мотивация.

Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся  также технологические функции, которые позволяют реализовать  основные и социально-психологические  функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции  инновационного менеджмента взаимосвязаны  между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

 

3. Технология и методы  инновационного менеджмента

 

Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые  не зависят от характера инноваций, масштабов инновационной деятельности или от отраслевой принадлежности. Процессные функции отражают единую технологию реализации всех основных функций управления: формирование целей, планирование инноваций, организация  и контроль инновационных процессов. Два главных компонента инновационного менеджмента – это коммуникации и решения.

Одним из центральных элементов  управленческой деятельности является информация. Руководитель любого уровня от 50 до 90 % своего времени тратит на работу с информацией. Обмен информацией  между участниками инновационного процесса при подготовке и обеспечении  реализации эффективных управленческих решений представляет собой сущность функции коммуникации в менеджменте. Звеном коммуникационного процесса выступает коммуникационная ячейка, состоящая из коммуникатора (передатчика), коммуниканта (приемника) и коммуникационного канала. Инициатором информационного контакта выступает коммуникатор, им может быть любое звено коммуникационного процесса, принимающее управленческое решение. Коммуникант может представлять как внешнюю среду (партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, информационные фонды и т. д.), так и внутренние звенья инновационного предприятия. Существенное значение для эффективности коммуникации имеет правильный выбор коммуникационного канала, где могут использоваться разнообразные носители информации. Существенное значение в информационном обеспечении инновационных процессов имеют технические средства.

Информация о работе Понятие и содержание инновационного менеджмента