Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:53, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
1.Понятие и содержание инновационного менеджмента
2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента
3. Технология и методы инновационного менеджмента
4. Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента
Результат управленческого процесса выражается в конкретных управленческих решениях, направленных на реализацию инновационных проектов. Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивным способом или на основе научного подхода. Если интуитивный способ основан на эмоциональном восприятии в оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта, то научный подход обеспечивает принятие рациональных решений, основанных на объективном аналитическом процессе, и учитывает определенные формальнологические требования к управленческим решениям (целевая направленность, иерархическая субординация, обоснованность решения, направленность решения на конкретного исполнителя, обеспеченность необходимыми ресурсами, директивность решения). При всем разнообразии и уникальности управленческих решений в инновационном менеджменте их можно систематизировать в однородные группы, что объясняется необходимостью и возможностью выработки определенных правил, регламентирующих условия и порядок принятия решений в каждой из групп (табл.1).
Таблица 1
Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента
Принимаемые решения в
инновационном менеджменте
По признаку повторяемости решения бывают разовые и повторяющиеся. По форме принятия решений они подразделяются на индивидуальные и коллективные.
Процесс принятия решений в инновационном менеджменте разделяется на три относительно самостоятельных этапа: определение проблемы решения; формирование альтернатив решения; принятие и реализация решения.
На этапе определения
проблемы осуществляется сбор информации,
оценивается сложившаяся
Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, так и специальные, характерные для этого вида менеджмента. Достаточно общая дифференциация методов инновационного менеджмента представлена в вышеупомянутой книге «Инновационный менеджмент». Это:
1) методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза);
2) аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ);
3) методы оценки (оценка
продукта, оценки научно-технического
уровня и
4) методы генерирования
идей (мозговая атака, метод
5) методы принятия решений
(экономико-математические
6) методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические, имитационные модели);
7) методы наглядного
8) методы аргументации (презентации, ведение переговоров).
Систему методов анализа целесообразно дополнить такими общеприменимыми методами, как метод сравнения, факторный анализ, индексный метод, SWOT-анализ.
Метод сравнения позволяет оценить работу инновационного предприятия, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные сравнения осуществляются путем сопоставления отчетных показателей с плановыми, отчетные и плановые показатели сравниваются с показателями предшествующих периодов, с аналогичными показателями ведущих фирм в России и за рубежом и т. д. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы.
В основе факторного анализа
лежит установление степени влияния
факторов на функцию или результативный
признак (производительность труда, полезный
эффект изделия и т. д.). Это необходимо
для разработки плана организационно-
Индексный метод необходим
для изучения сложных явлений, когда
нельзя измерить отдельные элементы.
Индексы как относительные
Графический метод позволяет иллюстрировать хозяйственные процессы, рассчитывать ряд показателей прямо на графике, одновременно оформлять результаты анализа.
Функционально-стоимостной
анализ ФСА – метод системного
исследования функций применяемого
по назначению инновационного объекта
(изделие, процесс, структура) с целью
минимизации затрат в сфере проектирования,
производства, эксплуатации и, тем самым,
повышения полезного эффекта (отдачи)
на единицу совокупных затрат за период
жизненного цикла объекта. Оценка разработки
нового продукта производится по критерию,
учитывающему степень значимости выполняемых
изделием функций. То есть при этом
методе необходимо определить целесообразность
набора функций, которые должен выполнять
анализируемый инновационный
Применение функционально-
Системный анализ позволяет
провести комплексный анализ инновационного
объекта как системы с учетом
системного подхода. Системный подход
обеспечивает динамический учет всего
множества факторов, влияющих на управленческое
решение по инновационному проекту,
рассматривает их во взаимной связи
с внешними и внутренними тенденциями
развития инновационной среды. При
системном анализе
Инновационный менеджмент широко
использует экономико-математические
методы, методы научно-технического и
экономического прогнозирования, экспертные
методы. Из методов генерирования
идей или экспертных методов выделяется
метод мозгового штурма. Он реализует
стратегию коллективного
SWOT-анализ инновационного проекта целесообразен в следующих случаях: 1) чтобы применить усилия для превращения внешних угроз в новые возможности; внутренние слабости преобразовать в сильные стороны предприятия; 2) чтобы обеспечить развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ предприятия в соответствии с его ограниченными возможностями.
Основные приемы, используемые при ведении анализа, – это сводки, группировки, расчет абсолютных и относительных величин, построение динамических рядов, сплошные и выборочные наблюдения, детализация и обобщения.
4. Теоретические подходы
к развитию и современному
состоянию инновационного
Украина переходит к построению национальной инновационной системы. Значение инновационных процессов в экономике усиливается и определяется уровнем технологического развития как фактора конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, производимой ими продукции, страны в целом. Современным потребностям устойчивого экономического роста должна соответствовать ситуация, сложившаяся в инновационной сфере. Итоги последнего десятилетия в Украина не подтверждают этого. Произошедшие радикальные изменения в системе хозяйствования вызывают необходимость изменений способов, инструментов хозяйствования и полноты ответственности всех хозяйственных субъектов. Потребности практики требуют переосмысления теоретических положений в части развития и современного состояния инновационного менеджмента.
Для инновационного менеджмента как науки характерно эволюционное развитие основных теоретических положений. Специалисты-исследователи выделяют четыре относительно самостоятельных этапа развития этой отрасли научных знаний: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.
При факторном подходе
наука и техника
При функциональной концепции
инновационный менеджмент рассматривается
как совокупность управленческих функций
и процессов принятия управленческих
решений. Под функцией управления понимается
относительно обособленное направление
управленческой деятельности, позволяющее
осуществлять воздействие на инновационный
процесс. Такой подход базируется на
разделении труда в управлении инновациями,
специализации и оптимизации
принимаемых управленческих решений.
В рамках функциональной концепции
наибольшее развитие получило экономико-математическое
моделирование процессов для
принятия решений по каждой функции
управления. В практике управления
использовались оптимизационные модели
формирования тематических планов предприятия,
календарное планирование работ, в
том числе сетевое
Системный подход к инновационному менеджменту предполагает, что рассматриваемое инновационное предприятие есть сложная организованная система, которая состоит из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом множества внутренних и внешних факторов развития, влияющих на управленческое решение.
В современных условиях получил
развитие ситуационный подход к инновационному
менеджменту. Ситуация – это совокупность
значений факторов, влияющих на функционирование
инновационного предприятия, инновационного
проекта в конкретный период. Ситуационный
подход синтезирует достоинства
каждой вышеперечисленной концепции
для конкретных инновационных ситуаций.
Вклад данной концепции в теорию
инновационного менеджмента состоит
в том, что она содержит рекомендации
по применению конкретных методов для
принятия управленческих решений в
определенных ситуациях. Ситуационный
подход открывает значительные возможности
для творческого использования
разнообразного разработанного наукой
и применяемого на практике инструментария,
повышая ответственность
Труд менеджера в сложившейся ситуации в инновационной сфере, кроме высокого профессионализма, требует ответственного творчества.
Заключение
Будущее место Украины в мире, как и любой другой независимой страны, определяет уровень развития науки, образования, культуры. К сожалению, с начала проведения новой экономической реформы российское государство недостаточное внимание уделяет проведению структурной и промышленной политики, воздействующей как на научно-техническое, так и на общее социально-экономическое развитие. Из всех отраслей социально-экономической сферы отечественная наука подверглась за последние годы наибольшему кризисному испытанию. Недостаточное финансирование научных исследований, связанных с новыми технологиями, приводит к существенному отставанию Украины от ведущих мировых держав. И это при том, что инновационный путь развития производства – в своем роде единственное направление, которое исключает одноразовый подход и дает постоянно нарастающий прирост эффективности и соответственно поддерживает конкурентоспособность национальных предприятий на необходимом уровне. Поэтому не случайно за рубежом в бизнесе нет ничего ценнее эффективных идей, поскольку именно они дают самую высокую норму прибыли.
Информация о работе Понятие и содержание инновационного менеджмента