Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной
власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5
1. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………...5
2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………...7
3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………...16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ХЛЕБОКОМБИНАТА
«РАССВЕТ»………………………………………………………………………….….23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...41
Рис. 5 Сравнение эффективности различных стилей управления
Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых
системы стиля лидерства (таблица 2).
Таблица 2
|№ |Стиль руководства
|Характеристика стиля
|1 |Эксплуататорско-ав|
| |торитарный |наказания, использованием поощрения, сами |
| |
|принимают решения.
|2 |Благосклонно-автор|
| |траный
|подчиненным, применяют
| | |поощрения. Используют идеи подчиненных. |
|3 |Консультативно-дем|
| |ократический
|подчиненным, используют их
| | |и консультируются с подчиненными в процессе |
| |
|принятия управленческих
|4 |Основанный на
|Руководители проявляют
| |участии |подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают |
| | |ко всем видам деятельности, относятся к |
| |
|подчиненным как к равным.
Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом
виде” встречается редко.
Руководители, относящиеся к системе 1 (эксплуататорско-авторитарные)
имеют характеристики автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут
поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают
подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация
создается вознаграждением и в некоторых случаях ( наказанием.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют
значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее
общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными.
Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения
принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в
принятии решений. По мнению Лайкерта, она ( самая действенная. Эти
руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между
руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие
решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и
нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в
противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители
низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам
проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные
на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные
группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое
руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными [7, c.
69].
Несколько различий в подходе к определению оптимального способа
достижения эффективности организации.
Автократичный подход. В дополнение к предложениям в рамках теории «Х»
сторонники автократичного и ориентированного на работу метода утверждают,
что:
1. Автократичный стиль
руководства, особенно
более эффективен, так как подкрепляет единоличную власть на подчиненных,
побуждая их к достижению целей организации.
2. Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, потому
что руководитель может многое сделать для повышения эффективности труда,
в то время как изменить человеческую натуру, он бессилен.
Авторитарный руководитель считает, что приведенное ниже соотношение между
стилем руководства и производительностью верно для всех случаев.
Увеличение
Повышает
власти ошибки
эффективность качество работы
руководителя
организации
Подход с позиций человеческих отношений. В дополнение к предложениям в
рамках теории «У» сторонники демократичного, ориентированного на человека
стиля руководства считают, что:
1. Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до
такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации
дополнительные проблемы.
2. Ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную
производительность потому, что люди, непосредственно выполняющие работу,
более вех способны перестроить ее таким образом, чтобы добиться
наибольшей эффективности. Эффективность, искусственно навязанная
экспертами сверху, часто встречает такое сопротивление, что сводит на нет
ее выгоды. Кроме того, ориентированный на человека стиль руководства
увеличивает удовлетворенность сотрудников [16, c. 198].
Те, кто считает, что демократичный, или ориентированный на человека,
стиль всегда предпочтительнее, чем авторитарный, исходят из того, что между
удовлетворенностью и производительностью существуют причинные отношения.
Они рассуждают так:
Стиль руководства
Влияет на качество
на удовлетворенность
работы организации
1.3 Современные модели лидерства
Концепция атрибутивного лидерства.
Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-
следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают
причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что
выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено
реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных,
лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от
этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает
стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на
поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты
работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если
же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному
факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается
решить проблему по-другому.
Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших
ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию
людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе,
пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При
этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности
непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу
информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок,
помогающих ему ответить на вопрос, почему-то или иное происходит. Найденное
таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех
составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или
обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о
поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень
уникальности. Первое - связано с желанием руководителя понять связь между
поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно
приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует
то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или
как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает,
насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является
ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или
наблюдается у многих.
На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося
влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и
заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше
поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных
характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на
подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты
личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.
Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать
успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому
рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.
Данная модель атрибутивного лидерства имеет существенные отличия от
раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными
и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление
лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя
типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности,
последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное
лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера,
является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером
причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем,
кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если
лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность,
по его мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются
соответствующие меры.
Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют
большой практический интерес:
подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители- в
подчиненных;
руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при
объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую
пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на
подчиненных;
плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации,
скорее всего, приведет
к выявлению руководителем
серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя, скорее всего к
выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных
мерах;
уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения
за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном
поведении;
9. неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с
причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие
отношение к количеству прилагаемых усилий [13, c. 97].
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее
всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а
взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей
реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение
последнего.
При этом в зависимости от эффективности лидерства, спираль отношений
лидер последователь может раскручиваться вверх «отношения дают большой
эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может, в
конечном счете, привести к разрыву отношений между участниками: увольнению
работника или уходу руководителя.
Концепция харизматического лидерства.
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна
отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность,
а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать
лидеру почти магические,
а в отдельных случаях
Харизма является формой влияния на других посредством личностной
привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что
обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник
лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со
способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств
и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее
оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение