Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной
власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5
1. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………...5
2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………...7
3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………...16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ХЛЕБОКОМБИНАТА
«РАССВЕТ»………………………………………………………………………….….23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...41
харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и
почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие
определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее
легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,
являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и
строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных
качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры
этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную
потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они
верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их
вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен
быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического
поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса
простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания,
проявление доверительности у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона,
связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого
себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией
к делегированию части ее последователям [20, c. 134]. Это помогает
объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и
такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом
харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой
чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за
пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного
последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в
реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий
развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что
вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на
которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в
себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно
быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно
которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего
видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты,
позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них
сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения
последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя
такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя
риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном
этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего
видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно
сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к
участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за
результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной
ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в
бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда
последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это
во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих
себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность
харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в
организации радикальных
изменений в связи с
этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера
- преобразователя или лидера реформатора [12, c. 36].
Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего
с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор
мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в
восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им
возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания
атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости
саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он
проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы,
он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к
обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не
изменить мир, а измениться в мире через развития.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает
наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по
мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной
ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается
необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к
участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять
над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей
требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка
предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям,
уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в
поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную
взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная
опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же
наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных
подхода не пригодны для лидера-преобразователя.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ
2.1. Характеристика организации
Основой любого предприятия служит производственный коллектив,
способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготавливать
нужную продукцию. Любое предприятие создается для удовлетворения спроса на
определенный вид продукции. Данное предприятие создано для удовлетворения в
продукции первой необходимости.
Организация – хлебокомбинат «Рассвет». Главной задачей хлебокомбината
является выполнение плана по реализации хлеба и хлебобулочных, кондитерских
изделий. Так как предприятие сделало ставку на товар первой необходимости,
экономическое состояние положительное и предприятие имеет стабильную
прибыль.
Миссия:
1. Основной продукт,
2. Главный рынок для реализации товара: потребителями является местное
население. Точки сбыта магазины (ларьки) расположены по всему городу,
несколько магазинов на один район.
3. Технологическая система производства: оборудование необходимое для
замешивания теста и выпекания хлеба, специалисты – технологи.
Общая цель организации - это выпуск продукции, в которой нуждается
потребитель в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном
количестве. Задачами предприятия являются: получение дохода, обеспечение
потребителей в данном виде продукции, обеспечение персонала заработной
платой вовремя и достойной, создание рабочих мест для населения и
недопущение сбоев в работе.
Хлебокомбинат имеет право:
1) Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных
договоров.
2) Покупать, продавать другим предприятиям и организациям, сдавать
гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование здания,
сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные
ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество.
3) Передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы
другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или
выполняющих для хлебокомбината работы и услуги.
Номенклатура выпускаемой продукции: хлеб – основной вид продукции,
булочки (10 разновидностей), батоны и калачи. Материалы необходимые для
производства данной продукции – мука, дрожжи, яйца, сахар, соль (основные
продукты). И вспомогательные, для выпуска разновидностей булочек: мак,
изюм, орехи, тмин и кунжут.
Объем производства данного предприятия исходит из потребности
населения. Необходимо обеспечить объем хлебобулочных изделий на каждый из
пунктов продажи с учетом режима рабочего дня (организация имеет магазин в
каждом из районов города).
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет
возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары
(на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию
покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по
продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по
этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их
на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. На
хлебокомбинате действует расчетно-кассовое обслуживание.
Для нормального функционирования комбината проводится анализ его
деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это
позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а
также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую
прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным
финансовым ресурсом. Проведение систематических анализов деятельности
комбината позволяет:
- быстро, качественно
и персонально оценивать
комбината и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на
получаемую прибыль;
- определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для
определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения различных проблем и получение
достаточной прибыли.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности комбината
используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность,
издержки обращения и производства и др.
При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли
ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом
году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема производства
товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением
или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за
счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности комбината
являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские
балансы.
Документооборот на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень
важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным
аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)
Документация оформляется делопроизводителями, и в зависимости от
назначения заверяется директором, главным бухгалтером. Организация работы с
документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с
документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение
документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в
исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача
дел в архив.
2.2. Организационная структура управления предприятием.
Организационная структура направлена, прежде всего, на установление
четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации,
распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются
различные требования к совершенствованию систем управления, находящие
выражения в тех или иных принципах управления.
Организационная структура комбината и его управление не являются чем-
то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с
меняющимися условиями. Организационные структуры управления промышленными
организациями отличаются большим разнообразием и определяются многими