Понятие конфликта. Основные стадии, механизм и типология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности предприятия и разработать мероприятия по их урегулированию и разрешению.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- определить сущность, причины и типы конфликтов в организациях, их последствия;
- определить основные методы разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в коллективе организации;
- раскрыть методы по профилактике конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение……………………...………………………………………………………2
1. Понятие конфликта. Основные стадии, механизм и типология конфликтов..4
2. Основные причины конфликтов и их последствия……………..…………….12
3. Основные стратегии преодоления (разрешения) конфликтов…………..……23
4. Анализ трудовых ресурсов……………...………………………………………30
4.1 Анализ трудовых ресурсов по категориям работников……………….……..31
4.2 Анализ контенгента по полу………………………………………………….. 33
4.3 Анализ контенгента по возрасту…………………………………………...….35
4.4 Анализ контенгента по образованию…………………………………………38
4.5 Анализ контенгента по стажу…………………………………………………40
4.6 Анализ движения кадров…………………………………..…………………..42
Заключение……………………………...…………………………………………..45
Список литературы…………………………...…………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………...………………………………………………………2                                                                                                                       

1. Понятие конфликта. Основные стадии, механизм и типология конфликтов..4    

2. Основные причины конфликтов и их последствия……………..…………….12                                              

3. Основные стратегии преодоления (разрешения) конфликтов…………..……23                             

4. Анализ трудовых ресурсов……………...………………………………………30                                                                                      

4.1 Анализ трудовых ресурсов по категориям работников……………….……..31                                      

4.2 Анализ контенгента по полу………………………………………………….. 33                                                                     

4.3 Анализ контенгента по возрасту…………………………………………...….35                                                                           

4.4 Анализ контенгента по образованию…………………………………………38                                                                    

4.5 Анализ контенгента по стажу…………………………………………………40                                                                                

4.6 Анализ движения  кадров…………………………………..…………………..42                                                                                        

Заключение……………………………...…………………………………………..45                                                                                                                     

Список литературы…………………………...…………………………………….47                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

Введение

Предмет исследования курсовой работы - конфликты в системе управления и стратегии их преодоления.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том,  что управленческое взаимодействие в коллективе не всегда протекает  гладко. Подчас наблюдаются недопонимание  партнерами позиций друг друга, несовпадение их точек зрения, интересов. На этом фоне могут возникнуть особо сложные ситуации, которые принято называть конфликтными. Проблеме конфликта и конфликтного взаимодействия в управлении посвящены многочисленные исследования представителей различных наук, в том числе социологии, теории управления, социальной психологии и психологии управления. Столь пристальное внимание к этому явлению обусловлено влиянием конфликтов на эффективность функционирования организации, на социальное и личностное благополучие вовлеченных в конфликт субъектов.

Новизна работы представляется в том, что на сегодняшний день при большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и индивида в частности. Вместе с тем, проблематика конфликта пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе, так как им не хватает элементарной конфликтологической культуры, знаний о конфликтах, о путях их мирного решения.

Цель работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие  в процессе деятельности предприятия  и разработать мероприятия по их урегулированию и разрешению.                                           

Поставленная цель определяет задачи исследования: 
- определить сущность, причины и типы конфликтов в организациях, их последствия;

- определить основные методы разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в коллективе организации; 
- раскрыть методы по профилактике конфликтных ситуаций.

При подготовке работы применялись  теоретические методы исследования, а именно: анализ проблемы и предмета исследования.

Основными источниками  явились специализированные периодические  издания, нормативная база, ресурсы Internet и ряд литературных источников отечественных и зарубежных авторов, благодаря чему была получена оперативная информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конфликта. Основные стадии, механизм и типология конфликтов 

 

Руководить — значит приводить сотрудников к успехам и самореализации. Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.

Конфликты, которых следует  избегать,— это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования.

Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это  люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.

Руководитель — это  человек, в большей, чем другие, степени  ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет, значит потерять квалификацию руководителя, управляющего. 

Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно — латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя в отношении своих же сотрудников? Если мы рассчитываем иметь дело с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение (синтез).

Если вызов приводит к совместному поиску решений, к открытому обмену мнениями, к конфликту выдвигаемых концепций, то что-то должно привести к «потере стабильности». Если эта система административно-командного управления, то принята одна концепция, все молчат, трений и конфликтов не бывает. Но конфликт остается. Он смещается в другую плоскость. Он становится глубже и сложнее, потому что человек, как ему представляется, может предложить что-то лучшее, не находит аудитории, уходит в «подполье», и тем решительнее, чем более он охвачен своей идеей. Неразрешимый конфликт часто воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний, и даже, как показывают проведенные исследования, доводит до неосознанных несчастных случаев.  

Итак, конфликты –  это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем  самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.

Открытый конфликт, в котором разногласия относятся к производственной сфере и выражают, например, различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можно дискутировать и, так или иначе, прийти к общему решению.

Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт — человеческие взаимоотношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты — на самом деле конфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях. Результат: напряжение не устраняется; если деловая часть безупречно отрегулирована, оно переносится на другой «театр военных действий».

Для управляющего чрезвычайно  важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения. 

Так что же такое конфликт? Как у многих понятий  у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами, которые  могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.1

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к школе  “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ показывает, что “виноваты” и другие факторы.

Конфликт — это столкновение, он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями.

Чем больше разброс критериев  при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт. Менеджер, согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить.

 

Типы конфликтов и  причины их возникновения, последствия конфликтов

 

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три  типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Также можно выделить пять уровней конфликтов в организации: 1.Внутри личности.                                                                                                                2.Между личностями.                                                                                              3.Внутри группы.                                                                                                          4.Между группами.                                                                                                       5.Внутри организации.                                                                                               

Информация о работе Понятие конфликта. Основные стадии, механизм и типология конфликтов