Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:43, реферат
Введение
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
К. Киллен
Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное
Введение
Глава 1. Понятие лидерства и руководства
1.1 Образование формального и неформального лидерства
1.2 Понятие «руководителя»
1.3 Понятие неформального лидера
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства
Глава 2. Управление лидерством в организации
2.1 Типы неформального лидера
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров
Заключение
Использованная литература
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие лидерства и руководства
1.1 Образование формального и неформального лидерства
1.2 Понятие «руководителя»
1.3 Понятие неформального лидера
1.4 Различия неформально
Глава 2. Управление лидерством в организации
2.1 Типы неформального лидера
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров
Заключение
Использованная литература
Введение
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
К. Киллен
Лидерство и руководство —
Одна довольно крупная компания, известная многим в своей отрасли, очень сильно сдала позиции и даже была на грани развала из-за того, что руководство не смогло выстроить отношения с одним из сотрудников.
Все началось с того, как начальник не одобрил один его проект, посчитав его неперспективным и рискованным. Тогда тот пошел искать сочувствия в коллективе, в котором являлся неформальным лидером. Он очень эмоционально и живо рассказывал о том, какой ограниченный человек их начальник, какая непродуманная стратегия развития всей компании, и как плохо с ним обошлись. И сотрудники пожалели его и поверили. Они действительно стали думать, что работают в совершенно неперспективной компании с ничего не умеющим начальником, да к тому же еще и диктатором.
Вследствие этого, работать все стали менее эффективно, а недостатков находить все больше. Обо всех проблемах (реальных и вымышленных) постоянно сообщали абсолютно всем. Репутация компании сильно подорвалась. Закончилось все тем, что начальству пришлось уволить этого лидера, а вместе с ним еще очень много народа, его приверженцев. Понятно, что компания с подмоченной репутацией, враз потерявшая большое количество человек, представляет собой далеко не идеал.
После этого эпизода, мнение о неформальном лидере складывается как о некоем монстре, который ведет свою политику, сильно отличающуюся от официальной, и подрывает авторитет руководителя. Но так ли это?
Социологи установили, что неформальные лидеры — это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. На самом деле, то, что было описано в примере — лишь одна из сторон медали. Задача руководителя — направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива. С другой стороны, именно через него можно легко и безболезненно доносить до сотрудников все решения руководства.
Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене.
Ранние подходы к изучению феномена
лидерства заключались в
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых
- низким уровнем
- специальность, на которой я обучаюсь, прямым образом связана с этой темой.
Целью курсовой работы является изучение лидерства и руководства, их взаимоотношения в организации.
Задачи:
изучить сущность неформального лидерства;
определить роль лидера и руководителя в организации;
изучить проблему управления неформальным лидерством и способы его сосуществования с руководством.
Объектом курсовой работы является лидерство и руководство в организации, а предметом взаимоотношение лидера и руководителя.
Глава 1. Понятие и сущность лидерства и руководства
1.1 Образование формального и неформального лидерства
Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели1. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:
потребность в социальной принадлежности;
потребность в помощи;
потребность в защите;
потребность в общении.
Эти базовые психологические
И формальные, и неформальные группы
должны быть по необходимости как-то
организованы, что и происходит в
действительности. Основным и относительно
наиболее простым способом такой
организации является выделение
среди членов группы человека, на которого
возлагаются функции по ее координации.
Однако если в неформальных группах
этот человек выделяется самой группой,
делегируется ею в эту позицию, то
в формальных группах он, как правило,
ставится в эту позицию в силу
внешних причин. Поэтому для неформальной
группы характерно наличие неофициального
лидера, а для формальной — наличие
лидера официального — руководителя.
Неформальное и формальное лидерство
— это достаточно разные по своему
возникновению и
Разделение формальных и неформальных
организаций (и групп), несмотря на его
очевидность, не является абсолютным.
Неформальные группы могут трансформироваться
в формальные и наоборот. И те
и другие, различаясь по механизмам
возникновения, имеют и важные черты
общности — наличие структуры, «ведущего»
и «ведомых» членов, множество
общих социально-
1.2 Понятие «формальный лидер»
Формальный лидер или
Официально назначенный
Кроме того, поведение формального
руководителя зависит от того, стремится
ли он продвигаться выше по служебной
лестнице или удовлетворен своим
настоящим положением и особенно
не стремится к продвижению. В
первом случае руководитель, отождествляя
себя с более крупными группами организации,
нежели с группой подчиненных, может
считать, что эмоциональная
Руководители предпочитают порядок
во взаимодействии с подчиненными.
Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Формальный лидер имеет
1.3 Понятие «неформальный лидер»
Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям1:
1) влияние должно быть
2) руководящее воздействие
3) лидер должен иметь явный
приоритет во влиянии.
4) влияние лидера, особенно организационного,
должно опираться не на прямое
применение силы, а на авторитет
или хотя бы признание