Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:43, реферат
Введение
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
К. Киллен
Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное
Введение
Глава 1. Понятие лидерства и руководства
1.1 Образование формального и неформального лидерства
1.2 Понятие «руководителя»
1.3 Понятие неформального лидера
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства
Глава 2. Управление лидерством в организации
2.1 Типы неформального лидера
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров
Заключение
Использованная литература
Специалисты считают, что неформальный
лидер появляется там, где руководитель
упускает какие-либо функции – неформальный
лидер берет их на себя. Чаще всего
недостаточное внимание директор уделяет
управлению персоналом: мотивации, контактам
с сотрудниками. В результате нарушается
процесс коммуникации между руководителем
и коллективом. Для людей это
равнозначно отсутствию лидера как
такового, поэтому у них появляется
необходимость в лидере неформальном.
Директору в этой ситуации нужно
как можно быстрее
Однако неформальные лидеры могут
наносить и вред бизнесу. Они могут
подрывать авторитет
Чаще всего вред наносят неформальные лидеры, которые по совместительству руководят профсоюзами. Если они не согласны с решением руководителя, то могут склонить на свою сторону весь коллектив. В одной фармацевтической компании в противовес такому профсоюзному лидеру руководство организовало еще один профсоюз, куда переманило большинство сотрудников. Неформальный лидер, поняв, что остался ни с чем, пошел на уступки.
Деструктивными лидерами могут
стать и так называемые ветераны,
которые достаточно опытны и хорошо
выполняют свои обязанности, однако
их по разным причинам не продвигают по
службе. Ситуация может усугубляться,
если начальник отдела намного моложе
ветерана. Неформальному лидеру становится
обидно, и он начинает вставлять
палки в колеса. Увольнять неформальных
лидеров специалисты советуют в
самом крайнем случае: коллектив
будет слишком долго переживать
уход такого человека. К тому же своим
уходом лидер только докажет несостоятельность
начальника. Лучше всего неформальных
лидеров рассматривать как
В случае конфликта с неформальным лидером руководителю нужно попытаться понять, что он делает неправильно, встать на место неформального лидера. Тогда руководитель сможет лучше понять собственные недостатки и слабости. А если начальник не может справиться с неформальным лидером, то, что он тогда за начальник.
Заключение
Неформальный лидер – это член коллектива, занимающий отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеет на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель.
Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно определить следующими основными положениями:
1. лидер, в основном, осуществляет
регулирование межличностных
2. лидерство – это элемент
микросреды, руководства – элемент
макросреды, то есть оно связывается
с системой общественных
3. лидерство – это результат
стихийного процесса, руководство
– это результат назначения, целенаправленного
процесса, который осуществляется
под контролем различных
4. лидерство – это явление менее стабильное, так как оно зависит от настроений группы, руководство – явление более стабильное;
5. руководство, в отличие от
лидерства, более
6. процесс принятия решений,
который производит
7. сферой деятельности лидера является, в основном, малая группа; сфера действий руководителя является более широкой.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.
Во взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе первому необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны. Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
Использованная литература
Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская «Социальная психология малой группы» учебное пособие М.:Аспент пресс, 2001г.
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури «Основы менеджмента» пер. с англ. М.:Дело, 1999г.
В. И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управление» М.: Норма 2001г.
Журнал «На стол руководителю» №14 2006г.
Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005г.
Вергилес Э. В. «Теории лидерства» М.: 2002г.
Лафта Джавал Кадем «Менеджмент» М.:КноРус, 2005г.
В. П. Пугачев «Руководство персоналом организации» М.:Аспект Пресс, 2002г.
1 Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005, с. 496.
1 Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005, с. 498.
1 Вергилес Э. В. «Теории лидерства» М.: 2002. с. 5
1 Кричевский Р.Л. «Психология лидерства» М.:Статут; 2007.
2 Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления» М.:НОРМА, 2001.
1 Лафта Джавал Кадем «Менеджмент» М.:КноРус, 2005.
1 Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005, с. 500.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
факультета менежмент организации
Руотцы Дмитрия Николаевича
По дисциплине: Организационное поведение
« » 2010
г.
Москва, 2011 г.