Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:43, реферат
Введение
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
К. Киллен
Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное
Введение
Глава 1. Понятие лидерства и руководства
1.1 Образование формального и неформального лидерства
1.2 Понятие «руководителя»
1.3 Понятие неформального лидера
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства
Глава 2. Управление лидерством в организации
2.1 Типы неформального лидера
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров
Заключение
Использованная литература
Лидерство - это неформальное влияние.
Оно отличается от руководства, которое
"предполагает достаточно жесткую
и формализованную систему
"Руководство, - пишет, в частности,
Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий
место в системе формальных (официальных)
отношений, а лидерство - феномен,
порожденный системой
Существует взгляд, что лидер должен обладать особыми индивидуальными качествами, которые делают его способным управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.
Думается, что лидер должен обладать
и другими важными
Группа качеств |
Характеристика качеств |
Физиологические качества |
Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
Психологические качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора |
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность |
1.4 Различия неформально
лидерства и формального
Основные черты руководителя и лидера находятся как бы в разных измерениях. При проведении сравнительного анализа представляется правомерным выделить три аспекта1:
1) характер и уровень подготовки:
руководителями становятся
2) психологические установки,
3) социальное положение.
Различия неформального
1)лидер в основном призван
осуществлять регуляцию
2)лидерство можно
3)лидерство возникает
4)явление лидерства менее
5)руководство подчиненными, в отличие
от лидерства, обладает
6)процесс принятия решения
7)сфера деятельности лидера
— в основном малая группа,
где он является лидером;
Можно подвести итог, лидерство есть
преимущественно
Глава 2: Управление лидерством в организации
2.1 Типы неформального лидера
Неформальный лидер может
«Дирижер»
Идеален для взаимодействия с руководством,
ориентированным на результат, но не
желающим излишне демократизировать
взаимоотношения с коллективом.
Лидер-дирижер охотно управляет
тенденциями в своем
«Рубаха-парень»
Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать — он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».
«Серый кардинал»
Крайне полезная для честолюбивого
руководителя фигура. Охотно создает
продуманные, эффективные стратегии
решения поставленной задачи с учетом
личностных особенностей каждого члена
коллектива. Обычно несколько зануден,
зато помнит все обо всех в мелочах
— ведь на этих мелочах так легко
сыграть, манипулируя человеком. При
этом «серый кардинал» не претендует
на лавры разработчика или организатора,
предпочитая всю жизнь
«Бунтарь»
Очень сложный тип. Чувствует врожденную потребность бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства — так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом.
Руководители, как правило, не видят
необходимости «приручать»
Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и «рубаха-парень». Хотя и они могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов. Самым опасным для организации, как правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем, не всегда имея для этого веские основания. Если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит, в коллективе завелся «бунтарь».
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров
Из вышеперечисленной
В одной компании неформальный лидер, занимавший пост профсоюзного руководителя, не давал акционерам провести реорганизацию бизнеса и сократить часть сотрудников. Бизнес рассыпался на глазах. Уволить лидера компания не могла. Тогда ему предложили занять должность директора по социальным вопросам и войти в группу по оздоровлению компании. Как только лидер взглянул на происходящее с другой позиции, руководство тут же заручилось его поддержкой и реорганизовало бизнес.
Многие убеждены, что сам факт
существования неформального