Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:08, контрольная работа
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Работа управленца организации сводится в основном к способности влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации. Однако компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал. Обеспечить лидерство только мотивационными успехами («кнутом» либо «пряником») руководителям сегодня не удается.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование феномена лидерства
Понятие лидерства
Личностный подход
Поведенческий подход
Ситуационный подход
Основные типы лидерства и стили управления
Глава 2. Анализ лидерских качеств студентов на примере группы ФБЭ-82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
Кафедра менеджмента
Контрольная работа на тему:
«Понятие лидерства, стили лидерства, ситуационное лидерство»
Выполнила
Студентка:
Факультет:
Группа:
Преподаватель:
Дата сдачи: 20.12.2010
Новосибирск
2011
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование феномена лидерства
Глава 2. Анализ лидерских качеств студентов на примере группы ФБЭ-82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы лидерства вызывали
интерес людей с древних
Еще в XVI веке Николо Макиавелли в своей работе «Государь» указывал, что властьи манипулирование являются рычагами управления государством (и организацией). Специалисты выделяют четыре принципа Макиавелли которые оказали влияние на развитие менеджмента:
Однако систематическое,
целенаправленное и широкое изучение
лидерства началось только со времен
представителей школы научного управления.
Было проведено очень много
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако если кто-нибудь думает, что одного этого достаточно, тот, по меньшей мере, близорук. Для того чтобы сложная организация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Однако, по аналогии с процессами общения и принятия решений, руководство, лидерство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства. Ведь лидерство неотделимо от управления персоналом, сложившейся на предприятии ситуации, личности, коммуникаций. Менеджмент – это не только наука, но и искусство, практика, опыт.
Такое повышенное внимание к проблеме лидерства определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении организациями, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.
Целью данной работы является изучение понятий лидерство и лидер, а также анализ применения лидерских качеств на рабочем месте, ведь в современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать хорошим менеджером.
Объектом исследования является группа ФБЭ-82.
Предметом – лидерские качества.
Глава 1. Теоретическое исследование феномена лидерства
Понятие лидерства
Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются необходимые для этого полномочия. Управление можно определить как умственныйи физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.
В отличие от управления лидерство рассматривается, как способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Лидер управляет людьми независимо от формальной должности в иерархии. Наиболее ценен руководитель такой организации, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. [6, 268].
Итак, что же такое лидерство? Лидерство — это влияние. На нем основаны все организационные системы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Лидерство основано на следующих факторах: на силе, на способности угрожать самому ценному человека, на недобровольном принуждении к чему-либо; влияние власти — угроза социальному положению человека; лидерство, основанное на авторитете (принимается добровольно).
Однако лидерство — сложный, многогранный и не до конца изученный феномен. В табл. 1 приведены наиболее часто применяемые определения лидерства.[1, 61-63]
Таблица 1
Определения лидерства
Лидер - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников |
Лидерство - отношение доминирования и подчинения, влиянияи следования в системе межличностных отношений в группе |
Лидеры, по Форду, - специально подобранные производительные рабочие, которых ставят на конвейер среди обычных работников для поддержания сверхвысоких темпов работы |
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе |
Лидеры терпимо относятся к хаосу и отсутствию структуры, готовы держать ответ в ситуации неопределенности. Руководители добиваются порядка и стремятся избавиться от проблемы еще до того, как поняли ее смысл |
Лидерство - это процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы |
Лидерство - психологический феномен, руководство - феномен социальный, регламентированный обществом правовой процесс |
Лидер - это индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность, или тот, кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение работы |
Лидерство - это умение заставлять людей делать то, что они нехотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе |
Естественно, что вопрос о том, что отличает лидера возник очень давно. Размышления на эту тему можно встретить у Платона, Аристотеля, Плутарха, Светония, Тита Ливия и других авторов. Многие их идеи популярны до сих пор. И сегодня делаются попытки решить этот вопрос в рамках различных теорий лидерства.
Так, Уоррен Бланк предлагает определить лидерство через девять естественных законов лидерства:
1. У лидера есть готовые
идти за ним последователи-
2. Лидерство - это сфера взаимодействия
3. Лидерство происходит как событие
4. Лидеры пользуются влиянием,
выходящим за пределы
5. Лидеры действуют за пределами формальных процедур
6. Лидерство сопряжено с риском и неопределенностью
7. Инициативы, выдвинутые лидерами, подхватывают не все
8. Лидерство - продукт сознания, способности к переработке информации
9.Лидерство - самопроизвольно возникающее явление. Лидеры и последователи обрабатывают информацию в рамках собственных субъективных, внутренних оценок и соотношений
Подходы к исследованию лидерства
Существует три основных подхода к исследованию лидерства. Рассмотрим каждый из них.
Личностный подход.
Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, например высокий уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
В 1940-х гг. ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые отличают крупного лидера.
Многочисленные попытки сформулировать универсальный набор качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений.
Так, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.
Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, именно такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. Концепция основывалась на том, что, лишь немногие из людей призваны быть лидерами, и большинство людей стремятся к тому, чтобы ими руководили. Согласно этой концепции, универсальными чертами лидера являются:
- физическая и эмоциональная выносливость;
- понимание назначения и целей деятельности организации;
- энтузиазм;
- дружелюбие и привязанность;
- порядочность;
- способность вызывать доверие у других людей.
В 1948 г. Р. Стогдилл провел комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом.
Наиболее интересный результат в изучении лидерских качеств был получен американским консультантом У. Беннисом в контексте изучения организационной культуры и организационного поведения. Он определил четыре группы лидерских качеств:
1) управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий, чтобы это было привлекательным для последователей);
2) управление знанием или способность так передать знание созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
3) управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
4) управление собой или способность знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства (лидерства) имеет ситуационный характер и что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».
Все исследования лидерских качеств по признаку личности руководителя преследовали цель сравнения личностных черт руководителей и подчиненных, однако никакой последовательной концепции или модели разработано не было. Теория великих людей не могла объяснить лидерства известных миру людей, явно не отвечающих многим ее предпосылкам.
Информация о работе Понятие лидерства, стили лидерства, ситуационное лидерство