Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:40, реферат
Важную роль в системе управления персоналом играют мотивация и стимулирование работников. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, обеспечению систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива.
1. Понятие мотивации труда. Формирование интереса
Важную роль в системе управления
персоналом играют мотивация и стимулирование
работников. Обеспечение соответствующего
уровня мотивации позволяет
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности
Основные задачи мотивации:
- формирование у каждого
сотрудника понимания сущности
и значения мотивации в
- обучение персонала и
руководящего состава
- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ:
- процесса мотивации в организациях
- индивидуальной и групповой
мотивации, если таковая
- изменений, происходящих
в мотивации деятельности
Психологи выделяют два вида
мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя
связана с интересом к
При выборе форм и методов мотивации необходимо учитывать мотивы людей, т.е. побуждения, вызывающие те или иные их действия.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
В основе взаимодействия между
индивидами лежит реализация потребностей
людей. Они выступают внутренним
побудителем к взаимодействию, его
внутренней причиной. Само же взаимодействие
человека является внешним проявлением
существования человека. Оно возникает
как результат осознания
Формирование интереса -
сложный многоэтапный процесс. Во-первых,
это есть понимание человеком
значимости данной потребности для
его существования. Во-вторых, необходимость
удовлетворить потребность
Современные теории мотивации, объясняющие поведение человека в процессе трудовой деятельности, основаны на двух основных понятиях: потребности и вознаграждения.
Потребность - это недостаток чего-либо у человека. Существует множество классификаций потребностей, но универсальной нет.
2. Подходы к изучению теорий мотивации
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Рассмотрим некоторые из них.
В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. А. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды (Рис. 1).
Иерархия потребностей А. Маслоу
Неудовлетворенные потребности, по мнению А. Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.
Американский психолог, автор двухфакторной модели Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывают влияние две группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими (Таблица 1).
Таким образом, Ф. Герцберг сделал вывод, что с помощью заработной платы мотивировать людей нельзя. Поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов.
Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Группа факторов |
Факторы |
Влияние на деятельность людей |
Гигиенические(связанные с условиями работы) |
Заработок |
Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
Условия труда | ||
Отношение с другими работниками | ||
Информированность о делах на предприятии | ||
Мотивирующие(связанные с содержанием работы) |
Признание и одобрение руководством результатов работы |
Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда |
Возможность продвижения по службе | ||
Высокая степень самостоятельности и ответственности | ||
Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа |
Практика показывает, что модель
Ф. Герцберга лучше «срабатывает» в условиях
высокой занятости и определенности ситуации.
Второй подход к мотивации
базируется на процессуальных теориях.
Здесь говорится о
Согласно теории справедливости
эффективность мотивации
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники.
Согласно теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
3. Потребности. Мотивы. Стимулы
Различают первичные и
вторичные потребности. Первичные
заложены генетически. К ним относятся
физиологические потребности
Потребности становятся внутренними побудителями и регуляторами только тогда, когда они осознаются работниками. В этом случае они приобретают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам, предметам. Интерес всегда связан с использованием конкретных возможностей для удовлетворения потребностей. Интерес - деятельное отношение субъекта к использованию условий, в которых он находится, для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека определяют его поведение. Когда человек начинает ощущать какую-либо потребность, у него возникает устремленность на достижение определенной цели, посредством которой он может удовлетворить эту потребность. Когда человек достигает поставленной цели, потребность его может быть удовлетворена полностью или частично.
Потребности удовлетворяются с помощью ценностей. Ценность - это объект, способный удовлетворить потребность.
Мотивы трудовой деятельности - это причины, определяющие поведение человека в процессе труда.
Две составляющие - когда человек может что-то делать и хочет выполнять конкретную задачу - взаимосвязаны. Обучение, хорошая подготовка - и обязательно мотивация. Нужно мотивировать сотрудника, что он работал именно на этом предприятии и занимался конкретной деятельностью, понимая, что со временем возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание. Поэтому во избежание риска, что работник получит знания и уйдет в другую организацию, очень важна именно система стимулирования, система мотивации. Факторы мотивации представлены в таблице 2.
Факторы мотивации работников предприятия
Материальные |
Нематериальные |
1. Заработная плата, 2. Персонализация компенсаций 3. Премирование по результатам
работы подразделения и 4. Вознаграждение за выслугу лет 5. Доплата за интеллект 6. Дополнительные отпуска 7. Доплата на питание 8. Обеспечение спецодеждой 9. Ссуды на приобретение жилья 10. Доплата на лечение работников или ветеранов 11. Новогодние подарки и подарки к юбилеям 12. Доплата в связи с
уходом на пенсию или 13. Доплаты пенсионерам: к пенсиям, за коммунальные услуги и т.д. 14. Оплата ритуальных услуг. 15. Льготы стипендиатам: доплата к стипендии, оплата проезда |
1. Справедливая система оплаты труда 2. Возможности использовать
свой интеллектуальный 3. Возможности профессионального
обучения и повышения 4. Перспективы карьерного
роста. Система формирования 5. Социальная защищенность
работников. Профсоюзный комитет,
коллективный договор. 6. Создание безопасных
и комфортных условий труда.
Перспективная программа 7. Моральное вознаграждение: . - звание «Лучший по профессии»; - «Заслуженный ветеран» и т.д. 8. Благоприятный психологический климат в коллективе. Система адаптации 9. Система обратной связи
и транслирование ценностей |
Информация о работе Понятие мотивации труда. Формирование интереса