Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:40, реферат
Важную роль в системе управления персоналом играют мотивация и стимулирование работников. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, обеспечению систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива.
Мотив - внутреннее побуждение, заставляющее человека делать что-либо или поступать определенным образом. Мотивационное ядро личности - совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности; внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.
Стимул - внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они оказываются объективно значимыми и отвечают потребностям работника, т.е. стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.
Стимулы предлагаются человеку в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая этого, т.е. бесконтрольно. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у разных людей, поэтому стимулы должны разрабатываться с учетом действующих потребностей определенной личности.
Существуют монетарные и
немонетарные стимулы, причем не все
стимулы можно отнести
Монетарные стимулы
1. Денежное вознаграждение
- монетарная ответная услуга
фирмы за труд наемного
2. Дополнительно к денежному
вознаграждению отдельные или
все сотрудники могут
3. Важным принципом
4. Рационализаторство на
предприятии должно позволить
сотрудникам выполнять работы, выходящие
за рамки их деятельности. С
точки зрения предприятия
Немонетарные стимулы
имеют различные формы (например,
повышение по службе и признание)
и основываются большей частью на
социальных отношениях внутри предприятия.
Они по-разному воспринимаются каждым
сотрудником, и поэтому их трудно
оценить с точки зрения предприятия.
Чтобы сознательно и
Основным способом, который используется для привлечения человека к активной деятельности, является вознаграждение.
Вознаграждения – это то, что человек считает для себя ценным.
Менеджер по персоналу имеет дело с двумя главными видами вознаграждения: внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение (дает сама работа) - чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение (обусловлено не самой работой, оно дается организацией) - продвижение по службе; похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).
Характер и величина вознаграждения,
получаемого сотрудниками от организации
в качестве компенсации за свой труд,
оказывают непосредственное влияние
на способности организации
Основное значение вознаграждения
заключается в стимулировании производственного
поведения сотрудников
1. Привлечение персонала в организацию.
2. Сохранение сотрудников в организации.
3. Стимулирование
4. Контроль за издержками на рабочую силу.
5. Эффективность и простота.
6. Соответствие требованиям законодательства.
Таким образом, основная цель вознаграждения – обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала.
4. Методы дополнительного материального
поощрения персонала
Кроме основных элементов оплаты труда
персонала существует ряд форм и
методов дополнительного
Переменная заработная плата (плата за результаты, за производительность) - система вознаграждения, при которой размер компенсации работнику не является постоянным, а изменяется в зависимости от результатов его работы, работы всего подразделения или организации в целом.
Существуют следующие показатели, по которым выплачивается премия: объем реализации (абсолютная величина, прирост по сравнению с предыдущим периодом, отклонение от плана), прибыль, величина издержек, рост курса акций компании, повышение качества.
Наиболее распространенными направлениями стимулирования работников с помощью премий являются:
- достижение высоких
- эффективное использование
оборудования (отсутствие его простоев,
поломок, высокая
- достижение высокого
качества продукции и работы (сокращение
числа рекламаций, потерь от брака
и переделок, повышение
- экономное расходование ресурсов (материальных, трудовых, энергетических, финансовых), в том числе снижение материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости и энергоемкости продукции.
Практикой выработаны семь общих правил материального поощрения персонала, основанных на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных.
1. Системы материального
стимулирования должны быть
2. Системы должны быть
гибкими, дающими возможность
сразу же поощрять каждый
3. Размеры поощрения должны
быть экономически и
4. Поощрение персонала
важно организовать по таким
показателям, которые
5. Системы поощрений должны
формировать у работников
6. Системы поощрений должны
способствовать повышению
7. Работники должны видеть
четкую взаимосвязь между
Заработная плата выполняет
мотивационную функцию при
Многочисленный западный и отечественный опыт свидетельствует о постоянном поиске новых возможных путей мотивации персонала. Одним из вариантов является так называемое дополнительное стимулирование, которое выражается в ряде социальных программ (мероприятии) или социальных выплат, прямо и косвенно увеличивающих заработную плату.
В целом современными принципами мотивации считаются: создание атмосферы взаимного доверия, обратная связь, сохранение занятости, предоставление новых возможностей для продвижения в должности, защита здоровья и обеспечение благоприятных условий труда, справедливое распределение доходов, возрастание премиальной части оплаты труда.
На практике все эти
формы используются в зависимости
от характера предприятия и
Комплексный подход к управлению мотивацией предполагает использование максимально полного набора средств воздействия на нее (Таблица 3).
Средства воздействия на мотивацию
Средства воздействия на мотивацию |
Основные составляющие |
Организация работ |
Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Требования к качеству работы |
Материальное стимулирование |
Конкурентоспособность оплаты труда. Соотношение постоянной и переменной части зарплаты. Связь оплаты труда и рабочих результатов. Возможность дифференцировать оплату в рамках одной профессиональной группы или должностной категории |
Моральное стимулирование |
Широкий набор нематериальных стимулов, используемых руководством предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фотография на Доске почета и др.). Мотивирующий потенциал этого средства падает при формальном подходе |
Индивидуальный подход к работнику |
Оценка руководителем
индивидуальных особенностей данного
работника и выбор таких |
Постановка целей |
Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость ключевые требования к мотивирующим целям |
Оценка и контроль |
Формы контроля за работой персонала, осуществляемые непосредственным руководителем. Оценка его рабочих результатов и рабочего поведения |
Информирование |
Своевременность и полнота информации, необходимой для выполнения работ |
Корпоративная культура |
Ценности и приоритеты, реализуемые в организации. Традиции и правила, определяющие элементы корпоративной культуры |
Особенности управления |
Качество управления, стиль управления и соответствие стиля управления сложностям задач и основным характеристикам персонала (уровень квалификации, возраст, степень самостоятельности и др.) |
Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все человеческие индивидуумы слишком разные, отличаются друг от друга воспитанием, культурой, менталитетом.
Среди всех мотивационных
методов деньги в качестве зарплаты
или других форм вознаграждения являются
очевидной формой награды. Но мотивация
не есть только процесс раздачи наград.
Подчинённым требуется знать, что
их ожидает в случае некомпетентного
или недобросовестного
Но на рабочую мотивацию
влияют и другие факторы. Каждый профессионал
надёжно соотносит весомость
своего вклада в выполнение работы
(времени, энергии, опыта и квалификации)
с величиной получаемого
Для повышения эффективности и результатов работы организации в качестве метода мотивации целесообразно использовать систему оценки и аттестации сотрудников всех подразделении.
Аттестация кадров - это
проверка, определение соответствия
деловой квалификации, уровня знаний
и навыков работника, иных его
значимых качеств занимаемой должности[5,
с.83]. Она направлена на улучшение
качественного состава
5. Способы улучшения мотивации труда
Рассмотрим способы улучшения
мотивации труда. Они объединяются
в следующие относительно самостоятельные
направления: материальное стимулирование
совершенствование организации
труда, вовлечение персонала в процесс
управления, не денежное стимулирование.
Первое направление отражает
роль мотивационного механизма оплаты
труда в системе повышения
производительности труда. Оно включает
в себя совершенствование системы
заработной платы, предоставление возможности
персоналу участвовать в
Информация о работе Понятие мотивации труда. Формирование интереса