Построение организационных структур банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание

По мере развития рыночной философии, ужесточения конкуренции между банками по привлечению клиентов, капиталов выигрывают те банки, которые развертывают свою стратегию с чисто рыночной ориентацией. Именно подстройка банка под финансово-экономические и организационно-технологические рыночные параметры определяют дальнейшую судьбу банка.

Содержание

Введение 4
1. Назначение и содержание организационных структур управления банком 6
2. Типы организационных структур банков 14
3. Методы проектирования организационной структуры банка 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Построение организационных структур банков.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      Построение  организационных структур банков

         

 
 

 

 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
 
 

     По  мере развития рыночной философии, ужесточения конкуренции между банками по привлечению клиентов, капиталов выигрывают те банки, которые развертывают свою стратегию с чисто рыночной ориентацией. Именно подстройка банка под финансово-экономические и организационно-технологические рыночные параметры определяют дальнейшую судьбу банка.

     XXI век — это век сегментации  финансовых рынков, клиентов, банковских  продуктов. Если банк не в  состоянии анализировать и прогнозировать  параметры рыночной сегментации,  то рано или поздно рынок начнет сегментировать и разбивать банк, который будет обречен на гибель.

     Вся система управления коммерческим банком должна осуществляться на основе повышенного  внимания к маркетингу, чувствительного  отношения к своим клиентам, акционерам, к быстрой реакции на изменения курсов своих акций. Наиболее конкурентоспособные банки развернули работы по созданию персональных схем работы с каждым отдельным клиентом. Этому процессу способствуют компьютерные высокоскоростные обработки данных. Одним из удачных направлений сближения клиентов с банком осуществляет Альфа-банк, который трансформирует свои структуры в экспресс-отделения.

     Управление  банком осуществляется на основе воздействия  аппарата управления, состоящего из субъектов  управления, т. е. из руководящего состава банка, на объект управления, т. е. на структурные подразделения банка, в которых работают сотрудники банка как исполнители управленческих решений. Банк следует рассматривать как открытую финансовую, социально-экономическую и производственно-техническую систему, включающую множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов в форме субъектов и объектов, т. е. менеджеров разных уровней и структурных подразделений.

     Бизнес  с каждым годом все больше усложняется, количество продуктов и услуг, которые могут быть предложены клиенту, постоянно растет, с клиентом все чаще работают не одно, а несколько подразделений банка и потому крайне необходима гибкость и четкое понимание его потребностей.

     Именно  от правильности построения организационной  структуры банка как основы зависит способность в будущем адекватно реагировать на изменения рынка. Большая часть данных изменений уже внедрена в жизнь. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы «Построение организационных структур банков».

     Целью курсовой работы является изучение организационных структур банков.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть назначение и  содержание  организационных структур управления  банком;

     2. Изучить типы организационных  структур банков;

     3. Рассмотреть методы формирования  организационной структуры банка.

 

1. Назначение и  содержание  организационных структур управления  банком

 

     Структура (лат. structura) - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают ее качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Следовательно, структура характеризует взаимозависимость частей системы.

     Организационная структура имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

     Управление  банком осуществляется на основе воздействия  аппарата управления, состоящего из субъектов  управления, т. е. из руководящего состава  банка, на объект управления, т. е. на структурные  подразделения банка, в которых работают сотрудники банка как исполнители управленческих решений.

     Система управления банком включает:

    • методологическую подготовку, когда определяются стратегические цели, задачи развития банка, разрабатываются методы, положения, инструкции;
    • вертикально-горизонтальную организационную структуру аппарата управления, например, по сложности и объему банковских операций и по нормам управляемости определяются вертикальные уровни и горизонтальные звенья на каждом уровне аппарата управления;
    • технологию процесса управления, когда составляются оперативно-тактические планы и рабочие процедуры совершения банковских операций, выдаются конкретные задания исполнителям с определением сроков выполнения работ, осуществляются систематический контроль, сравнительный анализ с подведением итогов степени выполнения заданий и корректировка управленческих решений;
    • технические средства и условия совершения операций, например компьютеры, программное обеспечение, средства связи, оргтехника, офисная мебель.

     Если  банк состоит из десятков основных и вспомогательных подразделений, то общий финансово-экономический результат всего банка в зависимости от искусства управления должен быть, как правило, выше тех отдельных результатов, которые были бы достигнуты при внесистемной работе этих подразделений. При построении аппарата управления банком следует провести классификацию факторов развития банка на количественные и качественные, внутренние и внешние, существенные, несущественные и паразитные, управляемые и неуправляемые факторы со стороны банка. Современная теория планирования в качестве стратегической материально-продуктовой цели банка определяет формирование и реализацию производственной программы банковских продуктов по номенклатуре и ассортименту, финансовой цели компании определяет (1) максимизацию капитала банка, (2) максимизацию прибыли, (3) бихевиористические цели, (4) максимизация вознаграждения сотрудников банка и в первую очередь управленческого персонала, добившегося высоких прибылей. Трудовая цель - это максимизация производительности и гармонизации труда, человеческих отношений, создание единого корпоративного духа внутри банка. Информационная цель компании — это документальная разработка бизнес-планов, мастер-бюджетов, инструкций, положений, методик и программ развития банка, которые являются компасами в быстро меняющемся рыночном пространстве. Банк является центром столкновения интересов многих юридических и физических лиц, например клиентов, инвесторов, других банков-компаньонов, банков-конкурентов, акционеров, персонала, налоговых органов и т. д. Для гармонизации взаимоотношений банка с обществом и с другими субъектами рыночной системы банк должен работать в определенном правовом поле, т. е. соблюдать юридические законы и подзаконные акты. Управление на основе бизнес-плана следует рассматривать как направленное воздействие на управляемую систему факторов для достижения конкретной цели. Главными инструментами достижения управленческой цели являются прогнозные сценарии и бизнес-план развития банка.

     Управление  процессом по разработке оперативных бизнес-планов можно представить как:

  1. Анализ развития банка за прошлый период с выявлением положительных и отрицательных факторов.
  2. Определение генеральной (конечной) цели с разработкой дерева подцелей, рабочих программ, исполнителей, ресурсов и сроков.
  3. Классификация проблем, вопросов с анализом причин, факторов, сравнение фактических данных с проектными показателями.
  4. Анализ факторов, резервов, условий и в особенности отрицательных, альтернативных методов решений поставленной цели с отбором наиболее эффективных.
  5. Разработка многовариантных прогнозных сценариев и бизнес-плана решения стратегических, тактических и оперативных целей.
  6. Доведение заданий бизнес-плана до подразделений и исполнителей с определением затрат, сроков исполнения.
  7. Контроль, сбор отчетов о выполнении заданий, сравнительный анализ, адаптация, корректировка заданий бизнес-плана.

     Схема аппарата управления включает вертикальный и горизонтальный срезы, вертикальный срез образует уровни управления, а  горизонтальный — количество звеньев на каждом уровне управления. Например, к основным количественным факторам относятся:

    • рыночная стоимость банка;
    • число подразделений фронт-, и бэк-офисов (филиалов, дополнительных офисов, отделений, представительств, управлений, отделов, секторов, вспомогательных служб);
    • численность занятого персонала в головном банке и его структурных подразделениях;
    • количество обслуживаемых клиентов;
    • общие размеры активов банка;
    • общая трудоемкость и сложность банковских операций;
    • производственная программа банка с расписанием номенклатуры, общего количества проводимых банковских операций обычно за годовой период (здесь же проводятся плановые расчеты затрат и возможных доходов по видам операций);
    • потенциальный размер производственной мощности банка, который может быть определен по производительности филиалов, рабочих мест, количеству обслуживаемых клиентов, трудоемкостью банковских продуктов, предоставленных банком за определенный период времени, например за годовой планируемый период;
    • стоимость основных, оборотных фондов.

     Основным  качественные факторы:

    • ликвидность, платежеспособность банка и его подразделений;
    • производительность, рентабельность труда сотрудника банка, который можно определить по отношению полученного дохода, прибыли к численности занятых сотрудников;
    • среднестатистическое время обслуживания одного клиента, выполнения одной банковской операции;
    • рентабельность активов, капитала банка, проводимых активных операций;
    • стоимость затрат по привлечению 1 руб. пассивов банка;
    • рентабельность основных фондов;
    • коэффициент оборачиваемости оборотных фондов.

     Формирование  аппарата управления производится в  зависимости от целей работы банка, его финансово-экономической, технологической, производственно-хозяйственной, социальной деятельности, содержания общих и  специальных функций. Главная стратегическая цель развития банка - увеличение акционерной собственности, капитала банка. Увеличение прибыли банка следует рассматривать с тактических и оперативно-плановых позиций. Часто банки стремятся достигнуть высокого размера прибыли за счет систематических невыплат дивидендов по акциям, низкой оплаты труда сотрудников банка и других непопулярных методов. Поэтому в крупных западных банках для учета интересов инвесторов (а это первое непреложное правило респектабельного банка) широко используется бихевиористичекие социально ответственные цели развития банка. На фондовых рынках именно по курсу акций определяется жизнеспособность и успешность управления менеджерами банка. Бихевиористическое поведение банка, его высокий социальный статус в обществе определяются его социальной ответственностью перед вкладчиками по своевременному и полному возврату денежных средств в соответствии с договорами, акционерами - по систематическим выплатам дивидендов. Кроме того, банк должен выплачивать справедливую заработную плату своим сотрудникам, участвовать в благотворительных программах города.

     Общие функции управления - это прежде всего:

  1. Анализ, представляющий собой определение прошлого и современного финансово-экономического состояния банка,
  2. Планирование, представляющее собой главный инструмент управления операциями банка по достижению поставленных целей.
  3. Организация как построение структуры объектов и субъектов управления, выдача и контроль выполнения управленческих решений, разделение, кооперация и специализация труда, диверсификация и концентрация банковских продуктов, определение количества филиалов, основных, вспомогательных отделов и других подразделений с соответствующим персоналом и регламентацией его труда.
  4. Координация как согласованность всех выполняемых работ структурных подразделений банка.
  5. Контроль как сравнение фактических показателей работы предприятия с плановыми показателями.
  6. Регулирование как изменение управленческих решений и параметров с целью балансировки устойчивости работы всех звеньев, достижения максимума прибыли.
  7. Мотивация труда как создание комфортных условий труда, а также его оплаты.
  8. Адаптация управленческих решений в соответствии с изменяющимися рыночными и другими условиями работы предприятия.

Информация о работе Построение организационных структур банков