Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:30, курсовая работа
По мере развития рыночной философии, ужесточения конкуренции между банками по привлечению клиентов, капиталов выигрывают те банки, которые развертывают свою стратегию с чисто рыночной ориентацией. Именно подстройка банка под финансово-экономические и организационно-технологические рыночные параметры определяют дальнейшую судьбу банка.
Введение 4
1. Назначение и содержание организационных структур управления банком 6
2. Типы организационных структур банков 14
3. Методы проектирования организационной структуры банка 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Рис. 3. Матричная схема организации управления проектами в банке 3
Рис. 4. Структура программно-целевого метода планирования сложными банковскими продуктами 4
Программно-целевая организационная структура управления (ПЦОСУ) используется при анализе и планировании инвестиционных программ по разработке и производстве капиталоемких, сложных, наукоемких промышленных изделий, требующих участия иногда многих банков, отраслей и предприятий. ПЦОСУ может использоваться и при разработке сложных банковских продуктов, например при работе по выпуску пластиковых карт. Стержнем программы является главная цель или группа целей, которые становятся исходным пунктом планирования и управления. Особенностью планирования является разработка от конечного продукта системы подцелей и рабочих программ по их выполнению. Рабочие программы включают конкретных исполнителей, размеры трудовых, материальных и финансовых затрат, сроки исполнения. На время выполнения главной цели назначается головной исполнитель, которому подчиняются все другие соисполнители. Банк координирует участие всех исполнителей, определяет размеры финансовых затрат всех исполнителей по всему циклу производства, рассчитывает эффективность инвестиций и в случае прибыльности открывает кредитную линию по финансированию проекта. Достоинством программно-целевого управления является ликвидация «межстыковых» потерь всех ресурсов между исполнителями, так как все внутренние программы, исполнители и ресурсы ориентированы на выполнение конечной цели (рис. 4).
Функционально-стоимостная схема (ФСС) построения аппарата управления представляет собой системный подход к исследованию управленческих функций с целью нахождения минимума затрат на их выполнение. При традиционном подходе к построению аппарата управления банком анализируются затраты на содержание аппарата управления, принятого по типовому проекту, а затем совершаются его улучшения. При ФСС происходит вначале детальный анализ всех функций управления с точки зрения минимальной стоимости их выполнения. Здесь в первую очередь ставится задача построения наиболее экономичного и в то же самое время эффективного аппарата управления под запланированный комплекс функций. Конечные вопросы, решаемые при построении аппарата управления на основе ФСС, сводятся к многовариантным расчетам ФСС по выполнению функций с дальнейшим выбором наиболее экономичного из них. Уменьшение затрат способствует росту дохода, прибыли и других финансово-экономических показателей работы банка. На начальном этапе составляется полный перечень выполняемых рабочих функций банка с расчетом стоимости их выполнения. Укрупнено это можно сделать по общим затратам работы банка, фонду оплаты труда. Далее производится распределение выполняемых функций по подразделениям и отделам, осуществляется сравнительный анализ затрат по фактически выполняемым функциям с планируемыми функциями. При этом управленческие функции делятся на внутренние и внешние, главные и второстепенные, основные и вспомогательные, эффективные и неэффективные и т. д. Такая классификация позволяет разработать дерево функции, где каждая функция будет оцениваться по стоимости их выполнения. На следующем этапе рассматриваются возможности ликвидации дублирующих, нейтральных, неэффективных, паразитных функций, их комплексирования и экономичного распределения по конкретным подразделениям аппарата управления, а внутри подразделения по отдельным сотрудникам.
В небольших банках, где производится обслуживание клиентов по узкой номенклатуре банковских продуктов в небольших количествах, выделяется относительно простая главная цель, например минимизация общих затрат банка с получением максимума прибыли. Здесь вся система подцелей и рабочих программ по их реализации разрабатывается на основе многоуровневых факторов минимума затрат и роста доходов и прибыли. В крупных банках, имеющих широкую филиальную сеть и производящих обслуживание клиентов по широкой номенклатуре банковских, продуктов структура программно-целевого метода планирования существенно усложняется. При этом выделяется руководитель целевой программы, которому на время выполнения целевой программы подчиняются все задействованные подразделения банка.
При проектировании аппарата управления банком используются следующие методы:
К
наиболее эффективным методам относится
класс нормативных методов
Нормативы позволяют управлять рабочими функциями банка по следующим основным направлениям:
Система
нормативов позволяет спроектировать
типовые организационные
Разрабатывается классификатор линейных и функциональных операций с использованием принципа функциональной замкнутости в пределах определенного подразделения банка, производится оценка трудоемкости их исполнения. Выполняемые функции должны быть ориентированы на четко поставленные задачи, которые в свою очередь должны замыкаться на конечные цели. Далее разрабатываются схемы подчинения, единоначалия, рационального делегирования полномочий.
Одним из больных мест в работе банка является недооценка организации работ, когда дублирование одних и тех же операций сопровождается существованием ничейных и непонятно откуда взявшихся операций, что приводит к постоянным срывам их выполнения, выяснением отношений, поисками виновных. Для ликвидации таких явлений в положениях о структурных подразделениях (департаменте, управлении, отделе и т. д.) необходимо четко описать по разделам такие пункты, как очерченные цели, задачи, перечень закрепленных к выполнению функций, характеристика внутренних, структурных подразделений, место данного подразделения в системе всего аппарата управления банком, перечень должностей и их соподчиненность. Далее необходимо определить права и обязанности рассматриваемого подразделения, показатели эффективности его работы, порядок его реорганизации и ликвидации. За каждым сотрудником должна быть закреплена должностная инструкция, в которой должны быть такие разделы, как должностные обязанности, где расписаны виды работ, что должен знать, квалификационные требования к данной должности, права и ответственность, возникающие при выполнении работ в том или ином подразделении банка. Полезно эти документы дополнить картами аттестации сотрудника банка и его рабочего места. В карте аттестации сотрудника отмечаются успехи и недостатки, профессиональный рост, которые были зафиксированы в периоды проведения аттестации, а в карте аттестации рабочего места отмечаются его технико-экономические параметры, например наличие компьютеров со специальными программами по обслуживанию клиентов банка, инструктивно-методических материалов, обеспечивающих регламент проведения банковских операций.
В курсовой работе было рассмотрено построение организационных структур банков. В результате написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Организационная
структура имеет отношение
Основные виды организационной структуры аппарата управления банком следующие:
1. линейная;
2. линейно-штабная;
3. линейно-функциональная;
4. программно-целевая;
5. дивизионная;
6. матричная.
При проектировании аппарата управления банком используются следующие методы:
Информация о работе Построение организационных структур банков