Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции

Работа состоит из  1 файл

Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия.1.docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

 Управление  идет по следующим направлениям:

- изменение  численности работников и форм  занятости;

- изменение  структуры персонала;

- изменение  мотивации персонала и т.д.

 Для этого  используются различные методы, имеющие отношение к технологии  работы с кадрами: подбор,, наем, требования при найме, обучение и продвижение, оценка и оплата труда и т.п.

 Стабильное  функционирование системы, ее  надежность во многом зависят  от оперативности отклика на  возникающие нарушения ("сбои") в системе. Оценка состояния  системы, ее

 изменение  под действием любого принятого  управленческого решения требуют  как раз учета этих связей, упреждения негативных откликов  на разных уровнях. А поскольку  оперативно обеспечить такой  отклик трудно, необходимо ориентироваться  на методы управления, обеспечивающие  или поощряющие ее самоорганизацию.  Вместе с тем следует учитывать  и такую особенность системы  "Кадры": реакция на ситуацию, возникающую под влиянием внутренних  и внешних факторов, часто не  бывает немедленной, даже оперативно  принятые меры могут сказаться  лишь через определенное время  (временной лаг).

 ПРИНЦИПЫ  И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 Механизм  управления представляет собой  систему органов управления, средств  и методов, направленных на  удовлетворение потребности предприятия  в рабочей силе требуемого  количества, качества и к определенному  времени. Цели управления достигаются  путем реализации определенных  принципов и методов.

 Принципы, трактуемые  в теории управления как устойчивые  правила сознательной деятельности  людей в процессе управления, обусловлены действием объективных  законов. Методы выступают как  способы реализации принципов.

 Принципы  в общем виде представляют  собой исходные положения теории, учения, науки. В ходе накопления  эмпирической информации о целесообразной  деятельности людей, ее изучения  анализа и обобщения шел отбор  всего того положительного, что  легло в основу принципов и  правил поведения, действия, труда,  управления, создания условий, обеспечивающих  эффективную деятельность отдельных  людей и трудовых коллективов.

 Принципы, положенные  в основу эффективного управления  персоналом, достаточно многообразны. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные,  отдельные) и распространяются  на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабах  всего общества, отрасли, предприятия,  отдельного работника). В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются: научность, плановость, комплексность (системность), непрерывность, нормативность, экономичность, заинтересованность, ответственность и т.п.

 К частным принципам относятся соответствие функций управления целям производства; индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация подбора кадров, учет пожеланий конкретного работника, индивидуализация при высвобождении, продвижении, оплата по результатам труда и т.п.); демократизация работы с кадрами (с учетом коллективного мнения работников при приеме важнейших кадровых решений, конкурсное замещение вакантных должностей, демократичность в методах управления и стиле руководства и т.п.); информатизация кадровой работы, обеспечение ее уровня, достаточного для принятия обоснованных решений; подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.

 Аналогичное  положение и с методами, используемыми  в управлении персоналом. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные - и большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).

 Экономические методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.

 Социальные  методы связаны с социальными  отношениями, с моральным, психологическим  воздействием. С их помощью активизируются  гражданские и патриотические  чувства, регулируются ценностные  ориентации людей через мотивацию,  нормы поведения, создание социально-психологического  климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную  политику на предприятии (в  организации).

 Управление  персоналом должно основываться  на принципах системного подхода  и программно-целевого управления.

 Построение  управления персоналом на принципах  системного подхода и анализа  означает охват всего кадрового  состава предприятия, увязку конкретных  решений в пределах подсистемы  с учетом влияния их на всю  систему в целом, анализ и  принятие решений в отношении  кадров с учетом внешней и  внутренней среды, всей полноты  взаимосвязей.

 Необходимость  комплексного, программно-целевого  по своему характеру подхода  обусловлена тем, что отдельные  виды деятельности в рамках  управления персоналом осуществляются не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления.

 ФОРМИРОВАНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 

 Формирование  системы управления персоналом  предполагает прежде всего построение "дерева целей", причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).

 Далее решаются вопросы, касающиеся организационной структуры службы управления персоналом, - выявление структурных звеньев службы, формулирование их целевых задач и функций, построение структуры управления персоналом в зависимости от особенностей предприятия и сложившейся на ней структуры управления, вопросы о взаимосвязи структурных подразделений службы управления персоналом между собой и с другими управленческими структурами предприятия.

 На следующем  этапе в зависимости от организационно-структурного  построения службы управления  персоналом прорабатываются вопросы  информационного обеспечения управленческих  решений - содержание, пути движения  и носители информации. Управление  персоналом основывается на использовании  целого комплекса правовых документов, среди которых наиболее важное  место занимает КЗоТ. Кроме того, применяется целый комплекс норм  и нормативов (численности, обслуживания, времени и т.п.), общепринятых процедур  работы с документами.

 В управлении  персоналом как процессе выделяется  несколько частных процессов:

* планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование  и прогнозирование объекта управления;

 * организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;

* регулирование  - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;

* контроль - контроль  численности, рациональности использования,  соответствия занимаемой должности,  исполнения кадровых приказов  и т.д.;

* учет - получение  информации об изменении состава  кадров, ведение государственной  и внутренней отчетности по  кадрам и т.д.

 Управление  можно рассматривать и как  процесс принятия решений. В  этом случае управление представляет  собой совокупность последовательно  выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.

 В целях  изучения кадрового состава или  кадровой ситуации разрабатывается  система категорий и понятий  (потенциал, кадровая политика  и т.п.) и на этой основе организуется  сбор информации, характеризующей  количественную и качественную  сторону состояния, динамику развития  кадровой ситуации в разрезе  принятых категорий. 

2.4. ТЕХНОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

наверх 

 Чтобы эффективно  управлять, необходимо знать механизм  функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих  его" изменение, а также средства  воздействия на эти факторы.  Следовательно, можно говорить  об определенном механизме функционирования  системы управления персоналом  и об использовании различных  инструментов воздействия на  работника, т.е. об определенной  технологии работы с кадрами.

 В самом  общем виде технология представляет  собой приемы, навыки или услуги, применяемые для того, чтобы произвести  определенные изменения в каком-либо  материале. Социолог Чарльз Перроу списывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис дает более широкое понятие технологии: "Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответственно технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материале, информации или людях" [10].

 Управленческие  воздействия на объект управления - персонал предприятия - могут  быть направлены непосредственно  на работника или на их совокупность  как производственную ячейку, а  также на факторы внутренней  и внешней среды, в которой  протекает процесс труда. В  последнем случае можно говорить  о косвенном воздействии на  объект управления.

 Различают  несколько видов технологий:

 многозвенные, под которыми понимается серия  взаимосвязанных задач, выполняемых  последовательно; ,

 посреднические - как оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач;

 индивидуальные - с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику [11].

 Примером  реализации многозвенных технологий  в управлении персоналом является  принятие управленческих решений  на каждом этапе трудовой жизни  работника на предприятии (наем, подготовка, адаптация, непосредственная  трудовая деятельность и т.д.) с присущими им спецификой, соответствующими  задачами и методами управленческого  воздействия.

 Посреднические  технологии используются в ходе  взаимодействия кадровой службы  с руководителями структурных  подразделений предприятия по  вопросам реализации кадровой  политики, подбора кадров, их оценки  и т.д.

 Индивидуальные  технологии в значительной мере  ориентированы на управление  поведением людей в ходе трудовой  Деятельности и опираются на  использование методов мотивации  труда, социальной психологии  и прежде всего методов регулирования  межличностных отношений и т.д.

 Управление, как отмечалось выше, связано  с воздействием на факторы,  действующие как в самой организации,  так и за ее пределами. Формирование коллектива, его численный и профессиональный состав, качественные характеристики, связанные с ними ожидания работника и возможности их реализации, результаты деятельности коллектива зависят от таких внешних факторов, как место расположения предприятия, действующие законы и нормативные акты, экономическое состояние предприятия и экономики в целом (система компенсаций, развитость социальной защиты, налоги, инфляция и т.п.). Не меньшее влияние оказывают факторы, действующие непосредственно на предприятии: применяемые техника и технология, организационный уровень производства и управления, состояние трудовой и технологической дисциплины, организация и условия труда, правила и нормативные акты внутреннего трудового распорядка, система вознаграждения за труд, мотивация трудовой деятельности, культура производства и взаимоотношений и т.п.

 В управлении  персоналом важно знать, какие  цели могут быть достигнуты  с помощью тех или иных средств  воздействия, как и через что  оно осуществляется.

 Арсенал применяемых  здесь средств (методов, приемов  работы с кадрами, выраженных  в различных организационных  формах) достаточно разнообразен:

 кадровое  планирование;

 управление  изменениями;

 оптимизация  численности и структуры персонала,  регулирование трудовых перемещений;

 выработка  правил приема, расстановки и  увольнения работников;

 структурирование  работ, их новая компоновка, формирование  нового содержания труда, должностных  обязанностей;

 управление  затратами на персонал как  средство воздействия на развитие  трудового потенциала работника;

Информация о работе Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия