Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции

Работа состоит из  1 файл

Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия.1.docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

 организация  труда как средство создания  обстановки, способствующей максимальной  отдаче исполнителя в процессе

 работы; управление  трудовой нагрузкой, оптимизация  структуры рабочего времени;

 оценка и  контроль деятельности;

 политика  вознаграждения за труд, его высокие  результаты; предоставление социальных  услуг как средство мотивации,  стабилизации коллектива;

 тарифные  соглашения между администрацией  и коллективом;

 социально-психологические  методы (методы устранения конфликтных  ситуаций, обеспечения взаимодействия  и т.д.);

 формирование  корпоративной культуры и др.

 Часть этих  средств носит организационный  характер (кадровое планирование, организация  труда), другие связаны с воздействием  на работника с целью изменения  его мотивации, поведения, мобилизации  его внутренних возможностей (система  вознаграждения, оценки, обеспечения  взаимодействия и др.). Важным  инструментом управления является  кадровое планирование, обеспечивающее  целенаправленное развитие коллектива  в соответствии с ресурсными  возможностями и целями предприятия.  Кадровое планирование представляет  собой часть общей системы  планирования, поэтому оно должно  тесным образом увязываться с  другими его видами (планирование  производства, сбыта, финансов, инвестиций  и др.). Через кадровое планирование  оказывается воздействие на такие  стороны кадровой работы, как:

- потребность  в персонале;

- работа по  найму и заполнению вакантных  рабочих мест, включая подготовку  кадров;

- высвобождение  излишней рабочей силы;

- затраты на  рабочую силу и др.

 Любые изменения  (а результатом управления персоналом  как раз и является целенаправленное  изменение) состояния рабочей  силы должны осуществляться с  учетом как движущих сил (моментов, обусловливающих целесообразность  изменения именно в данную  сторону), так и сдерживающих. Среди  последних можно выделить сопротивление  со стороны работников как  объекта управления воспринимать  новое в связи с разной оценкой  одних и тех же событий, фактов, наличием узкособственнических интересов, неправильным пониманием целей организации и т.д.

 Результативность  преобразований зависит от методов  их проведения. Стратегия управления  изменениями может быть директивной,  переговорной, нормативной, аналитической  или ориентированной на действия [12].

 В зависимости  от ситуации наибольший эффект  могут дать разъяснение, общение  (при недостаточной информации), участие работников в реорганизационном  процессе (для повышения интереса  к изменениям), помощь или поддержка  (если люди боятся преобразований), переговоры и обеспечение согласия  тех, кого преобразования касаются, на активное участие в них;  явное или неявное принуждение  и др.

 Политика  затрат на рабочую силу (вложения  в "человеческий капитал") обусловливает  подходы к привлечению рабочей  силы, развитию собственного персонала,  подготовке и переподготовке  кадров, к разработке и реализации  социальных программ.

 Подбор нужной  рабочей силы должен строиться  на хорошо продуманной системе  оценки деловых и личных качеств,  а эффективная система оценки  результатов труда обеспечивает  взаимосвязь оплаты труда с  его результативностью, или стимулирующую  функцию заработной платы. Такой  подход к построению оплаты  труда, воспринимаемой работником  как справедливой, благоприятно  сказывается на отношении человека  к своей работе, рабочему месту,  предприятию.

 Система оценки  результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе.

 В управлении  персоналом используется и такой  метод, как организация труда,  прежде всего через его основные  элементы - разделение и кооперацию  труда, условия труда. Разделение  труда и взаимоувязка частичных трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, что имеет важное значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены труда и т.д.

 Кроме того, благодаря организации труда,  использованию прогрессивных форм  разделения и кооперации труда  регулируются трудовые нагрузки, выравниваются неоправданные различия  в занятости работников на  протяжении смены.

 Управление  персоналом должно обеспечить  благоприятную среду, в которой  реализовывались бы творческие  возможности работников, развивались  их способности. В итоге люди  должны получать удовольствие  от выполняемой работы и общественного  признания своих достижений.

 Широко распространенным  средством воздействия на работника,  на складывающиеся трудовые отношения  является мотивация труда, предусматривающая:

- систему вознаграждения, материального и морального поощрения;

- обогащение  содержания труда, повышение интереса  к работе;

- развитие персонала,  предоставление возможности профессионально-квалификационного  продвижения, планирования карьеры;

- улучшение  социально-психологического климата  в организации благодаря изменению  стиля руководства, условий найма  и работы, поощрению индивидуальной  и групповой инициативы, творчества  и саморазвития;

- активное вовлечение  работников в управление трудовыми  процессами, участие в прибылях  и акционерном капитале фирмы  и т.д.

 Мотивация  позволяет решить такие задачи, как стабилизация коллектива, повышение  результативности труда и заинтересованности  в мобильности (прежде всего  профессиональной), обеспечение систематического  роста квалификации.

 В создании благоприятного имиджа предприятия для привлечения наиболее качественной рабочей силы велика роль социальной политики предприятия, проявляющейся в гибкой системе услуг и льгот социального характера, предоставляемых предприятием работникам сверх обязательных, предусмотренных законодательством в порядке социальной защиты.

 В качестве  средства управления персоналом  может выступать регулирование  трудовых отношений между администрацией  и Работниками. Эти отношения  находят свое документальное  закрепление в коллективных договорах  между нанимателями и профсоюзом. Поскольку интересы администрации  и работника не всегда совпадают,  важно обеспечить в коллективном  договоре достижение сотрудничества  по таким вопросам, как повышение  производительности труда, управление  и развитие предприятия и т.д., а также согласия по процедуре  рассмотрения трудовых конфликтов, жалоб рабочих и служащих.

 Иногда - при  угрозе массового высвобождения  работников с предприятий, при  необходимости регулирования отраслевых  и межотраслевых различий в  уровне заработной платы и  т.п. - заключаются трехсторонние  договоры (администрация территории, представители работодателей и  профсоюзов).

 На формирование  климата в коллективе сильное  влияние оказывает корпоративная  (организационная) культура, представляющая  собой определенную философию,  систему ценностей, целей, вознаграждений  и норм. Любые изменения во  внешнем окружении, во внешних  условиях деятельности вызывают  соответствующие изменения в  организационной культуре и структуре  предприятия.

 Если этого  не происходит, эффективность деятельности  предприятия существенно снижается,  о чем свидетельствуют многочисленные  факты экономического краха предприятий  и банкротства при переходе  к рыночной экономике. 

2.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

наверх 

 Эффективность  функционирования системы управления  персоналом в значительной степени  зависит от информационной базы. Последняя представляет собой  совокупность данных о состоянии  управляемой системы и тенденциях  ее развития с помощью количественных  характеристик процессов, происходящих  в составе работников, в окружающей  их производственной и социальной  среде. Собственно, любое управленческое  решение должно основываться  на знании ситуации, влияющих  факторов, их взаимосвязей.

 Информация  способствует реализации всех  функций управления: плановой, организационной,  контрольной, регулирующей, распределительной.

 ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ  И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

 Информация, используемая в управлении персоналом, по своему характеру подразделяется  на нормативную, справочную, методическую, учетную, основанную на материалах  первичного учета, а также отчетную, представленную уже в обобщенном  виде, и др. Взаимосвязи функций  управления и информационного  обеспечения отражены в табл. 2.1.  

м 3

 Основной источник первичной информации - это документы отделов кадров (личные листки по учету кадров, личные карточки работников, личные дела), приказы и распоряжения, издаваемые руководством предприятия и структурных подразделений в отношении личного состава работников, первичная учетная и отчетная документация о выполненных работах и произведенной оплате, документация непромышленных структурных подразделений, обслуживающих предприятие, и т.д.

 Другой источник  информации - сами работники со  своим мнением по тем или  иным вопросам, материалы социологических  исследований (анкетирование, интервью  и др.), результаты психофизиологических  исследований (тестирование работников) и т.п. В данном случае важно  обеспечить защиту социологической  информации, носящей конфиденциальный  характер. Прежде всего это касается мнений работников при изучении межличностных отношений в коллективе.

 Многие процессы, определяющие кадровую ситуацию, весьма динамичны: меняется численный  состав персонала в связи с  текучестью, его структура по  всей совокупности признаков:  по полу, возрасту, стажу работы  и т.д., постоянно идет процесс  внутризаводского движения кадров  между структурными подразделениями,  меняются профессии, уровень квалификации. Информация в данном случае  выступает как средство контроля за соответствием фактической структуры рабочей силы требуемой, за своевременностью укомплектования вакантных рабочих мест. Поэтому основными требованиями, предъявляемыми к кадровой информации, являются оперативность и надежность.

 Социальная  направленность работы с кадрами  ставит задачу сбора достаточно  разнообразной информации социального  характера, касающейся отдельных  работников. Так, при подборе кандидатов  для назначения на должность  необходимо, чтобы в банке данных  имелись сведения не только  производственного, но и социально-демографического, дисциплинарного и даже медицинского  характера.

 Ориентация  кадровой работы на развитие  собственной рабочей силы не  может быть успешной без знания  издержек на рабочую силу, вложений  в человеческий капитал (затраты  на оплату труда, обучение, медицинское  обслуживание, социальные услуги  и т.п.). Характер такой информации существенно отличается от чисто кадровой, поскольку относится к системе бухгалтерского учета.

 Необходима  количественная характеристика  степени рационального использования  рабочей силы, оценки результатов  труда и т.д.

 Обобщая сказанное,  можно сформулировать следующие  критерии оценки качества информации. Она должна быть:

 - объективной (полной, непротиворечивой, достоверной);

- актуальной (удовлетворяющей  объективные информационные потребности  руководителей и специалистов  по мере их возникновения в  ходе развития кадровой ситуации);

- своевременной;

- целенаправленной;

- лаконичной (сжатой, но без потерь необходимой  полноты);

- коммуникативной (понятной и приемлемой для руководителей и специалистов).

 ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА 

 Необходимость  сбора, хранения, переработки, анализа  большого объема разнообразной  кадровой информации, предоставления  ее пользователям (субъектам управления - кадровой службе и руководителям)  в удобной форме ставит задачу  создания на предприятии соответствующей  информационной системы.

Информация о работе Повышение эффективности использования рабочего времени специалистами предприятия