Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:38, дипломная работа

Описание

Знакомство с понятием прибыли с точки зрения теории, изучение важности прибыли в современном мире, анализ и расчеты деятельности предприятия, на котором проходила практика.

Работа состоит из  1 файл

Лицензионка, разработки.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

                                  2706,5

                          -------------------- * 100 % = 128,4 %

                          1452,8 + 655,7

 

Такой высокий уровень рентабельности можно объяснить не ростом объема производства продукции, а главным образом инфляционным ростом цен на реализуемую продукцию, что и обусловило получение больших сумм прибыли при относительно невысоких размерах основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

                                              П                                                       П

Р = -----------  * 100 %     и         Р = ------------   * 100 %,

                                    Сп                                                                                  Цп

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, лей;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, лей;

Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), лей.

На примере ЗАО ''Партнер'' соотношение уровней рентабельности выглядит следующим образом. За истекший год реализовано продукции, исчисленной по полной себестоимости, на 8991,7 тыс.руб., а по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) – на 11767,4 тыс.руб.

Валовая прибыль предприятия – 2706,5 тыс.руб.

В данном случае рентабельность продукции по полной себестоимости составит:

                              2706,5   * 100 %

                            -----------------------  =  30,1 %,

                                     8991,7

а в действующих ценах:

                                2706,5 * 100 %

                             ----------------------  =  23 %.  

                                      11767,4

Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий). Сравнивая различные показатели рентабельности, можно сказать, что показатель рентабельности производства  (128,4 %) несопоставим с показателями рентабельности продукции (30,1 % и 23 %). Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов, таких как:

1.                       совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики как результат преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

2.                       повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

3.                       индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

 

1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Затраты на производство и реализацию продукции.

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к  рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост  денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации  продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или  иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.

Затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты.

1.                       В состав группы «Материальные затраты» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции.

2.                       Состав  группы «Затраты на оплату труда» весьма разнообразен. Сюда входят:

       выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда;

       выплаты по установленным системам премирования;

       оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск;

       оплата учебный отпусков рабочим и служащим, обучающихся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре;

       оплата труда штатных работников, работающих на договорных условиях;

       другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

3.                       В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены «Отчисления на социальные нужды». Это обязательные платежи социального государственного страхования, в пенсионный фонд, в государственный фонд занятости. Эти виды отчислений производятся в соответствующие внебюджетные фонды. Размеры отчислений в указанные фонды исчисляются по нормам, установленным законом в процентах к затратам на оплату труда, включаемым в себестоимость продукции.

4.                       Следующим  элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой  части затрат отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации.

5.                       Пятую, но отнюдь не последнюю по важности и разнообразию группу затрат на производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». Прежде всего, в эту группу включаются некоторые виды налогов, сборов и платежей. К ним относятся платежи по оплате процентов за полученные кредиты, а также оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (в частности, по факторинговым операциям), плата за аренду.

Итак, затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

 

Выручка от реализации продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - объема выручки от реализации продукции.

Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

 

Ценообразование.

Итак, виды и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете, объем выручки от реализации продукции, а, следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными.

       Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

       Оптовая цена промышленная включает оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.  По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включаются наценки для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.

       Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). Если оптовые цены применяются преимущественно во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

Таким образом, уровень рыночных цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, и, следовательно, на величину прибыли.

 

Факторы, формирующие величину прибыли.


Факторы, влияющие на размеры прибыли, можно представить в таблице 1.

 

 

1.3.Состав и распределение прибыли предприятия.

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой  - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Информация о работе Прибыль и рентабельность