Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:38, дипломная работа

Описание

Знакомство с понятием прибыли с точки зрения теории, изучение важности прибыли в современном мире, анализ и расчеты деятельности предприятия, на котором проходила практика.

Работа состоит из  1 файл

Лицензионка, разработки.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

Самым простейшим является сальдовый способ расчета влияния данного фактора, по которому от общей величины абсолютного отклонения по прибыли отнимается алгебраическая сумма влияния предшествующих четырех факторов. В нашем примере результат влияния фактора изменения ассортимента и структуры, рассчитанным этим способом также будет составлять 42,1 тыс. л.:

(1108 - 64,1 - (-616) - 1702).

Этот способ является самым простейшим из приведенных, но применение его в практике расчетов имеет существенный недостаток. Если один из четырех предварительно рассчитанных факторов будет определен неправильно, то и расчет меры влияния фактора изменения ассортимента и структуры за этим способом будет неправильным.

Заканчивается анализ меры влияния факторов на прибыль от реализации товарной продукции обобщением проведенных выше расчетов, для чего целесообразно использовать аналитическую таблицу 4.

Таблица 4. Расчет меры влияния факторов на отклонения фактической прибыли от плпновой (тыс. л.)

 

Группа факторов

Мера влияния на прибыль: увеличения – «+», уменьшения – «-»

Перевыполнение плана по объему реализованной продукции

64,1

Увеличение себестоимости реализованной продукции

-616

Повышение оптовых цен

1702

В том числе вследствие улучшения качества продукции

26

Структурные (ассортиментные) сдвиги

-42,1

Итого:

1108,0

Общая сумма отклонений фактической прибыли от плановой по табл. 2

1108,0

 

 

Анализ результатов от другой операционной, финансовой и инвестиционной деятельности

В составе чистой прибыли большинства промышленных предприятий значительный удельный вес занимают результаты от реализации продукции, выполнения работ и предоставления отдельных услуг, которые не включаются в товарную продукцию, а также внереализационные прибыли (убытки) от финансовой и инвестиционной деятельности. Так, по предприятию, деятельность которого анализируется, в отчетном году убытки от другой операционной деятельности составляли 0,28% общей суммы чистой прибыли, а результат от финансовой и инвестиционной деятельности — 0,73%. Наличие этих сумм и тенденции их возрастания в отдельные периоды объективно вызовут необходимость детального анализа причин их возникновения. Для проведения анализа используют данные финансовой отчетности формы № 2, а также данные бухгалтерского и оперативного учета.

В нашем примере (см. табл.1.) от другой операционной деятельности предприятие имело убытки в сумме 39 тыс. л. В сравнении с прошлым годом они возросли на 13 тыс. л. Эти убытки получены от реализации покупных товаров и сверхнормативных материальных ценностей, которые, как правило, реализуются по ценам, ниже фактической себестоимости. Поскольку реализация этих ценностей имеет большей частью разовый характер, ее не планируют. Тем не менее в практике работы предприятий прибыли (убытки) от другой реализации продукции могут планироваться (например, реализация продукции подсобного сельского хозяйства, предоставление услуг автотранспорта и др.) В таких случаях необходимо проводить глубокий анализ результатов от другой операционной деятельности продукции по видам деятельности, выявлять причины сверхплановых убытков с целью устранения их в будущем.

Другие операционные доходы и прочие операционные затраты в зависимости от специфики их образования и особенностей экономического содержания делятся на две группы:

 прибыли (убытки), являющиеся результатом применения экономических санкций (нарушений условий договора, условий перевозок, условий расчетов);

 прибыли (убытки), являющиеся результатом хозяйственной деятельности, а чаще бесхозяйственности, если идет речь об убытках.

Наличие такого распределения внереализационных результатов требует дифференцированного подхода к их анализу. Для общей оценки изменения этих результатов в сравнении с предшествующими периодами (внереализационные прибыли или убытки, как правило, не планируются) целесообразно использовать аналитическую таблицу 5.

 

Таблица 5. Внереализационная прибыль (убытки) предприятия (тыс. грн.)

Показатели

Фактически за прошлый год

Фактически за отчетный год

Отклонения от прошлого года

Прибыль

Полученные штрафы, пени и неустойки

237

247

10

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде

7

1,2

5

Итого:

244

259

15

Убытки

Оплаченные штрафы, пени и неустойки

358

353

-5

Убытки от стихийных бедствий

16

3

-5

Убытки от списания долгов и дебиторской задолженности в связи с окончанием срока позитивной давности

8

4

-4

Итого:

382

360

-22

Сальдо прибыли (+), убытка (-)

-138

-101

х

 

Из приведенных в таблице 5. данных видно, что сальдо внереализационных убытков по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 37 тыс. л. (138 - 101). Частично это обусловлено увеличением внереализационных прибылей на 15 тыс. л. В то же время внереализационные убытки уменьшились по всем статьям на сумму 22 тыс. л. В отчетном году вследствие превышения внереализационных убытков над прибылями чистая прибыль уменьшилась на 101 тыс. л. Поскольку эта сумма является прямым резервом роста прибыли предприятия на следующем этапе анализа необходимо детально изучить причины образования убытков.

Наибольший удельный вес во внереализационных убытках в промышленности занимают потери от применения к предприятию экономических санкций в виде оплаты разного рода штрафов, пени, неустоек.

По данным таблицы 5. эта группа внереализационных убытков в отчетном году составляет 98% общей суммы убытков. Экономические санкции могут применяться к предприятиям со стороны потребителей, поставщиков, транспортных организаций, вышестоящих органов за недопоставку продукции, несоблюдение сроков поставки, поставку продукции сниженного качества, задержку платежей за товарно-материальные ценности, простои железнодорожных вагонов, и т.п.

Поскольку экономические санкции применяют к предприятию и его контрагентов из-за разнообразных причин, анализ может включать обязательное поэлементное их изучение с целью выявления самых значительных причин возникновения внереализационных убытков. Данные об этом могут быть сгруппированы в таблице 6.

 

Таблица 6. Анализ экономических санкций, примененных к предприятию и его контагентам (тыс. л.)

Санкции, которые применялись к предприятиям

Сумма

Санкции, которые применялись к контрагентам

Сумма

Потребителям за нарушение условий договора

78

К поставщикам

174

Поставщикам за нарушение оплаты счетов

198

К предприятиям за несвоевременную оплату счетов

48

Поставщикам за нарушение условий перевозок

20

К вышестоящим организациям

25

Вышестоящим органам

57

 

 

Итого:

353

Итого:

247

 

Анализ данных табл.6. свидетельствует о том, что наибольшие убытки предприятие получило из-за нарушения сроков оплаты счетов поставщиков за товарно-материальные ценности вследствие временных финансовых трудностей. В связи с этим необходимо установить, могло ли предприятие избежать этих потерь на базе использования факторингових расчетов, или получении в банке, на погашение прострочки, коммерческого займа.

Значительная сумма убытков возникла на предприятии вследствие нарушений условий договора на поставку продукции (78 тыс. л.), хотя по этой самой причине предприятие получило в виде штрафа от поставщиков за недопоставку материалов и комплектующих изделий 174 тыс. л.

При анализе экономических санкций особое внимание необходимо обратить на полноту внесения в бюджет средств за нарушение порядка утверждения и применения цен и тарифов, реализации продукции, изготовленной с отклонением от стандартов и технических условий, нерациональное использование материальных ресурсов и т.п.

2.2. Анализ показателей рентабельности

2.2.1. Значение на практике применения анализа рентабельности

Показатель прибыли в общей ее массе не может в достаточной мере использоваться для оценки эффективности работы предприятий, ведь одна и одна и та же масса прибыли может быть получена при разной сумме авансированных средств производства. Из-заэто в практике оценки эффективности работы предприятий важное значение приобрел показатель рентабельности, которыйдает характеристику уровня доходности предприятия. Роль показателя рентабельности значительно возрастает при современных условиях.

 

2.2.2 Виды показателей рентабельности.

Для характеристики эффектив­ности хозяйствования большое значение имеют показатели рентабельности, к которым относятся:

 

1) Рентабельность на гривну стоимости обработки:

 

(П х 100) / ( S - M), где

П - прибыль;

S - себестоимость продукции;

М - прямые материальные затраты, выделяемые в виде самостоятельных статей калькуляции и отчетности о себестои­мости;

 

2) Рентабельность на гривню оптовой цены реализованной (Р) или выпу-

щенной (В) товарной продукции -определяется как отношение суммы прибыли от реализации (выпуска) товарной продукции к стоимости той самой продукции по оптовым ценам предприятия.

 

(П х 100) / Р или (П х 100) / В

В большинствеслучаев этот показатель используют для подсчета резервов роста прибыли, связанных с мобилизацией в производство резервов увеличения объема реализованной продукции.

Информация о работе Прибыль и рентабельность