Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:38, дипломная работа

Описание

Знакомство с понятием прибыли с точки зрения теории, изучение важности прибыли в современном мире, анализ и расчеты деятельности предприятия, на котором проходила практика.

Работа состоит из  1 файл

Лицензионка, разработки.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 2 представлено использование нераспределенной прибыли.

Рис.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальное значение в распределении чистой прибыли имеет достижение оптимального соответствия между фондом накопления и фондом потребления. Эти фонды  условные, непосредственно на предприятии они не образуются, а их величину можно установить по расчетам использования прибыли на финансирование определенных затрат.

В условиях рынка возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. фонд риска.

Ежегодно резервный фонд  пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее   5 % чистой прибыли. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.


II. Анализ показателей прибыльности и рентабельности предприятия.

2.1. Система показателей оценки прибыли и безубыточности предприятия.

Анализ чистой прибыли

Конечный результат деятельности предприятия характеризуется показателем чистой прибыли. Его название связано с тем, что именно в этой сумме он отображается в отчете о финансовых результатах промышленного предприятия. Чистая прибыль промышленного предприятия состоит из суммы прибылей и убытков от реализации продукции, результатов от других операционных доходов и затрат, доходов от финансовой и инвестиционной деятельности и чрезвычайных затрат и доходов.

Анализ начинают общей оценкой выполнения чистой прибыли путем сопоставления ее фактической величины с плановой. Устанавливают выполнение плана по прибыли от реализации, а также какое влияние на общую сумму фактической чистой прибыли имели доходы и затраты от других видов деятельности. Осуществление анализа выполнения плана балансовой прибыли и оценки влияния на его величину отдельных составных информации, которая помещается в отчете о финансовых результатах и в бизнес-плане, целесообразно сгруппировать в аналитической таблице 2.

 

Таблица 2. Оценка выполнения бизнес-плана по чистой прибыли предприятия (лей)

Показатели

Фактически

Отклонения от предыдущего года

За 2009

За 2010

сумма

%

Валовая прибыль от реализации продукции

494 528

498 143

+3 615

101

Результат от другой операционной деятельности (прибыль «+», убыток «-»)

19 420

28 444

+9 024

146

Результаты от финансовой деятельности
(прибыль «+», убыток «-»)

-1 319

11 466

+12 785

869

Результаты от инвестиционной деятельности
(прибыль «+», убыток «-»)

-

-

-

-

Налог на прибыль от обычной деятельности

-

-

-

-

Исключительный доходы (затраты)

-

-

-

-

Чистая прибыль

18 101

39 910

+21 809

221

Из приведенных в таблице данных видно, что фактическая чистая прибыль увеличилась в 2009 году сравнительно с 2010 на 21 809 лей, или на 225%, причем весь прирост практически обеспечен за счет перевыполнения плана по прибыли от предоставления услуг.

Итак, из таблицы отчетливо видно, что предприятие получило в 2010 году большую прибыль, и это учитывая то, что и в 2009 и в 2010 гг. налог на прибыль согласно Закону Молдовы «О налогообложении прибыли предприятий» был снят. Это показывает лишь одно, что предприятие начало развивать свою деятельность более активно и эффективно.

После общей оценки выполнения плана прибыли целесообразно провести детальнейший факторный анализ причин изменения отдельных составных чистой прибыли.

 

Анализ прибыли от предоставления услуг.

Основная часть чистой прибыли предприятия — это валовая прибыль от предоставления услуг. В соответствии с данными таблицы 2. в 2010 году этот показатель в общей сумме чистой прибыли составляет 39 910 л., то есть больше чистой прибыли на
21 809 л. сравнительно с 2009 годом. Прибыль от предоставления услуг определяют как разность между объемом предоставления услуг в действующих ценах и их себестоимостью. Объем предоставления услуг предварительно уменьшается на величину налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других отчислений.

На размер прибыли от реализации продукции влияют такие факторы: изменение объема реализованной продукции, изменение себестоимости, изменение оптовых цен, изменение ассортимента и структуры реализованной продукции.

Анализ выполнения плана по прибыли от реализации продукции и оценка меры влияния факторов на его изменение проводится по данным отчета о финансовых результатах, бизнес-плану, которые приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Реализация продукции предприятия в отчетном году (лей)

 

 

 

 

 

 

Показатели

За 2009

За 2010

Отклонения от предыдущего года

сумма

%

1

Себестоимость реализованной продукции

390 906

379 578

-11 328

97

2

Выручка от реализации

494 528

498 143

+3 615

101

3

НДС

-

-

-

-

4

Другие отчисления с дохода

-

-

-

-

5

Результат: валовая прибыль

103 622

118 562

+14 940

114

 

Как видно из данных, приведенных в таблице 3. прибыль от реализации товарной продукции увеличилась сравнительно с 2010 годом на +14 940 л. Рассмотрим конкретнее методику расчета влияния любого из названных факторов.

1. Влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяют путем умножения плановой прибыли на процент перевыполнения (недовыполнения) плана из объема реализации продукции. Последний определяют делением выручки от реализации по плану на фактически реализованную продукцию по плановой выручке от реализации, предварительно уменьшив их на величину налога на добавленную стоимость, если реализация осуществляется по оптовым ценам промышленности. В нашем случае план из реализации продукции выполнен на 100,5% (90850 / 90400 * 100). Таким образом, перевыполнение плана по реализации на 0,5% при других одинаковых условиях обусловило увеличение прибыли на 64,1 тыс. л. (12823 * 0,5 / 100).

Рассмотренная методика расчета влияния фактора изменения объема реализации на прибыль не является единой. Предложенный порядок расчета обосновывается тем, что реализация, как и выпуск продукции, планируется и учитывается в оптовых ценах, которые являются стабильнее, чем себестоимость, которая практически изменяется каждый год. Тем не менее, объем реализации продукции, в оптовых ценах в определенной мере зависит от структурных сдвигов в составе продукции. По этой причине при наличии структурных сдвигов выполнения плана реализации продукции в оптовых ценах не будет совпадать с процентом выполнения плана, определенного по полной плановой себестоимости, хотя состав продукции в обоих случаях будет одинаковым. Так в нашем примере процент выполнения плана реализации в оптовых ценах составляет 100,5%, а в оценке по полной плановой себестоимости - 100,55% (78005 х 100 / 77577). Расхождение на 0,05% является результатом структурных сдвигов, а не изменения физического объема продукции, которая остается одинаковой. Поэтому ряд экономистов считает целесообразнее в анализе прибыли исходить из процента выполнения плана реализации продукции, которая определяется на базе полной плановой себестоимости. На практике используют оба способа, тем не менее, более шире применяют первый.

2. Для расчета меры влияния на отклонение прибыли фактора изменения себестоимости необходимо от фактической себестоимости отнять себестоимость по плану на фактически реализованную продукцию. Влияние этого фактора - обратно пропорциональное. То есть, если разность между этими показателями показывает снижение себестоимости, это означает, что прибыль на эту же сумму увеличивается, и наоборот. В нашем примере производственная себестоимость на фактический объем реализации увеличилась на 616 тыс. л., (78621 - 78005). А прибыль от реализации товарной продукции за счет этого уменьшилась сравнительно с планом на 616 тыс. л.

3. Влияние изменения оптовых цен на прибыль от реализации продукции определяют путем сопоставления фактической суммы выручки от реализации продукции без налога на добавленную стоимость с выручкой от реализации продукции по плановым ценам на фактически реализованную продукцию (92552 - 90850). Из-за изменения цен прибыль увеличилась на 1702 тыс. л. Анализируя влияние данного фактора, следует дифференцировать изменение цен. Предприятиям предоставлено право устанавливать на свою продукцию договорные цены, которые, как правило, могут быть выше оптовых. Кроме того, при условии расширения границ внешнеэкономической деятельности, если предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок, последние могут реализовывать свою продукцию по экспорту по контрактным ценам (в соответствии с заключенным контрактом), которые могут отличаться от действующих оптовых цен на внутреннем рынке.

4. Изменение ассортимента и структуры реализованной продукции влияет на прибыль из-за того, что рентабельность отдельных изделий является неодинаковой. При увеличении в составе реализации продукции удельного веса изделий с рентабельностью, которая превышает среднюю по предприятию, прибыль увеличивается, и наоборот. Расчет меры влияния фактору изменения ассортимента и структуры реализованной продукции на прибыль осуществляется несколькими способами.

Наиболее часто для расчета используют формулу:

Ас = (Р% -Рс%) / 100, где:

Ас — влияние изменения ассортимента и структуры;

Р %, Рс % — процент выполнения плана реализации соответственно по оптовым ценам и по полной себестоимостью;

Рс — плановая полная себестоимость реализованной продукции.

В нашем примере Рс == 77577 тыс. л., Р% = 100,5%, Рс% =100,55%. Подставив эти данные в формулу, определим, что за счет изменения ассортимента и структуры прибыль от реализации товарной продукции уменьшилось на 42,1 тыс. л.

Ас = (100,5 -100,55) / 100 = - 42,1 тыс. л.

Расчет меры влияния фактора изменения ассортимента и структуры реализации на прибыль можно осуществить и другими способами.

Так, разность между прибылью по плану на фактическим объемом реализованной продукции и прибылью по утвержденному плану дает величину влияния двух факторов: изменения объема реализованной продукции и изменения ассортимента и структуры реализации. В нашем примере мера этого влияния оценивается в 22 тыс. грн. (12845 — 12823). Зная, что благодаря перевыполнению плана реализации на 0,5% прибыль увеличилась на 64,1 тыс. грн., определяем, что влияние изменения ассортимента и структуры на отклонение по прибыли составляет - 42,1 тыс.л. (+22 - (+64,1)).

Информация о работе Прибыль и рентабельность