Применение японского опыта в России и других странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось привить своим сотрудникам данный принцип - достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………….
4
1.1. Суть менеджмента и его модели…………………………………………..
4
1.2. Что такое «Японской модель менеджмента» и ее особенности……….....
6


2. Сравнительный анализ (сопоставление) Японской модели менеджмента с ведущими мировыми моделями менеджмента………………………………...
18
2.1. Сравнение Японской и Американской моделей менеджмента……….….
18
2.2. Сравнение Японской модели с Немецкой моделью менеджмента……...
22


3. Применение японского опыта в России и других странах мира…………..
24
3.1. Использование Японской модели менеджмента в других странах……...
24
3.2. Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения…………………………………………...
25


Заключение………………………………………………………………………
28


Список использованных источников и литературы………………………….
29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Япония Лида.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)


 

Институт управления при Президенте РС (Я)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Общий менеджмент

 

Тема: «Японская модель менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: Птицына Лидия Михайловна

                                                                              группа ГиМУ (вечерняя)

                                       Проверил:  Чиряева Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск, 2011 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..

3

1. Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………….

4

1.1. Суть менеджмента и его модели…………………………………………..

4

1.2. Что такое «Японской модель менеджмента» и ее особенности……….....

6

 

 

2. Сравнительный анализ (сопоставление) Японской модели менеджмента с ведущими мировыми моделями менеджмента………………………………...

18

2.1. Сравнение Японской и Американской моделей менеджмента……….….      

18

2.2. Сравнение Японской модели с Немецкой моделью менеджмента……...

22

 

 

3. Применение японского опыта в России и других странах мира…………..

24

3.1. Использование Японской модели менеджмента в других странах……...

24

3.2. Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения…………………………………………...

25

 

 

Заключение………………………………………………………………………

28

 

 

Список использованных источников и литературы………………………….

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теории, дающей четкое определение «менеджмента», пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые выступают основой деления менеджмента на модели, со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета, истории и так далее. На сегодняшний день Японская модель менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским методам управления, так как быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Японская модель менеджмента развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после Второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой в послевоенное время.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. Залог успеха Японской модели менеджмента кроиться в инновационных технологиях.

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание  того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось привить своим сотрудникам данный принцип - достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовании морально-психологических рычагов воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.

Что представляет собой Японская модель менеджмента? Каковы ее характерные черты? Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Возможно ли применение японского опыта управления, как в иностранных государствах, так и в России? Вот ключевые вопросы, ответы на которые необходимо будет найти в ходе рассмотрения данной курсовой работы.

 

 

 

 

1. Теоретические основы моделей менеджмента.

1.1. Суть менеджмента и его модели.

 

Менеджмент – совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы.

Менеджмент, выступая как общечеловеческая деятельность, распространяется на различные сферы деятельности. Отмечено, что «всеобщий человеческий процесс» включает в себя пять отдельных, но взаимосвязанных элементов:

. решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению;

. распределение времени и действий, необходимых для решения задач;

. мотивация и пробуждение к действиям;

. координация отдельных, но взаимосвязанных действий;

. осуществление контроля над тем, что сделано, чтобы убедиться, что результаты соответствуют намеченным планам.

В фундаментальном смысле «менеджмент» – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется. По различным причинам и разными способами произошло обособление управления в функцию специалистов или особую профессию. Степень и форма данного разделения труда непостоянны: в современных организациях распространенной практикой является объединение непосредственно труда и менеджмента.

По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Обычно выделяют:

      функциональные – ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, исследованиями, маркетингом, производством);

      генеральные – возглавление подразделений организации, ответственность за общую деятельность;

      линейные – выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продуктов или услуг потребителю;

      аппаратные – исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы.

Менеджмент реализовывается в потоке исторических событий, что предполагает признание равного воздействия на него прошлого, настоящего и будущего. Прошлое оказывает влияние на все специальные функции управления.

На повседневном уровне менеджмент имеет дело в настоящем, с необходимостью интеграции ресурсов, с координацией различных видов деятельности, с мониторингом текущей ситуации, с выявлением проблем, с производством. Решение оперативных вопросов может включать в себя проверку поставок, техническую деятельность с ресурсами или работу с требованиями потребителей.

Менеджмент предполагает прогнозирование. Насколько бы ни была благоприятна ситуация в настоящем, насколько эффективно ни было бы текущее производство, менеджеры должны внимательно следить за событиями во внешнем мире и пытаться заглянуть в будущее. Это предполагает проверку существующих систем и их постоянное совершенствование, анализ изменений внешней среды и их воздействия на текущую деятельность.

Модель – упрощенное отражение реального бытия. Она помогает нам осознать его сложность и предлагает альтернативные точки зрения на изучаемый вопрос. Ни одна модель не предлагает полного решения, поэтому менеджерам - практикам полезно научится совмещать их, используя все  самое ценное. Например, конкурирующей на мировом рынке компании необходимы высокое качество продукции, гибкость производства и низкие издержки, поэтому ее прежде всего интересуют модели эффективной организации процесса производства с технической точки зрения. Ее руководители также заинтересованы в моделях поведения человека на работе, которые показывают ограничения упрощения рабочих операций и их негативное воздействие (уменьшение гибкости, снижение качества продукции) на сотрудников в долгосрочном периоде.

Управленческие модели прямым или косвенным образом направляют действия менеджеров; для того, чтобы получить представление об их природе, необходимо познакомиться с максимально широким кругом возможных точек зрения и вкладом каждой из них в процесс менеджмента.

Моделирование позволяет нам анализировать действительность с помощью формального выделения основных переменных, предлагая возможные взаимосвязи и предсказывая вероятные результаты изменения. Модели помогают нам понять сложность реальной жизни и не игнорировать ее, а взять в «союзники». Чарльз Хэнди отметил, что теории: «Помогают объяснить прошлое, которое в свою очередь помогает понять настоящее, предсказать будущее, что позволяет повлиять на него и навести в нем относительный порядок».

Менеджмент далек от определенности, как например физические или естественные науки, в которых феноменами управляют четкие законы, позволяющие в определенных обстоятельствах с большей точностью предсказать взаимосвязи между причинами и следствиями. Одна из причин – весьма большое число переменных, определяющих положение и развитие организации.

Впрочем, и у естественнонаучных феноменов можно выделить множество переменных. Различие менеджмента и естественных наук состоит в проблемах с получением объективных, точных данных.

Использование при обсуждении некоего феномена различных моделей дает возможность рассмотреть разные теоретические подходы, что позволяет расширить горизонты анализа. Некоторые модели представляют организации как некие механизмы, другие – как арену политических баталий, третьи – как карьерную лестницу. Образы и метафоры, которые используют исследователи, непосредственно влияют на оценку проблем, которые они изучают, и на рассматриваемые переменные.

Различие метафор – один из источников несовместимых результатов исследований менеджмента.

Исследователи разрабатывают модели и теории в ответ на определенные обстоятельства. В конце XIX века предложение квалифицированного труда было ограниченно, а неквалифицированный, напротив, был в избытке, управленцы же стремились установить контроль как над тем, так и над другим. Проблема фабричного менеджмента заключалась в его способности контролировать большое число имеющихся ограниченный производственный опыт наемных рабочих. В ответ на потребности «командиров производства», стремившихся в ответ на растущий спрос увеличить объем предложения, появлялись первые теории о методах производства, авторы которых были заняты поиском способов упрощения задач, стоявших перед рабочими, редукции сложного труда к простому, что позволяло расширить использование малоквалифицированной рабочей силы.

Сегодня основной проблемой менеджмента можно считать вопрос об организации гибкого производства, способного удовлетворить спрос на быстро изменяющихся рынках, а значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально эластичной организации деятельности. Современные теории отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках.

 

1.2. Что такое «Японская модель менеджмента» и ее особенности.

 

Принципы японского управления

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения...

Информация о работе Применение японского опыта в России и других странах мира