Применение японского опыта в России и других странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось привить своим сотрудникам данный принцип - достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………….
4
1.1. Суть менеджмента и его модели…………………………………………..
4
1.2. Что такое «Японской модель менеджмента» и ее особенности……….....
6


2. Сравнительный анализ (сопоставление) Японской модели менеджмента с ведущими мировыми моделями менеджмента………………………………...
18
2.1. Сравнение Японской и Американской моделей менеджмента……….….
18
2.2. Сравнение Японской модели с Немецкой моделью менеджмента……...
22


3. Применение японского опыта в России и других странах мира…………..
24
3.1. Использование Японской модели менеджмента в других странах……...
24
3.2. Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения…………………………………………...
25


Заключение………………………………………………………………………
28


Список использованных источников и литературы………………………….
29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Япония Лида.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица № 2. Сравнительные характеристики американской и японской моделей.

 

Американская модель менеджмента

Японская модель менеджмента

Процесс принятия решений

Индивидуальный процесс принятия решений

Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса

Ответственность

Индивидуальная ответственность

Коллективная ответственность

Структура управления

Четкая формализованная структура управления

Гибкий неформальный подход к  построению структуры управления

Контроль

 

Четкие формализованные – процедуры контроля

Общие, неформальные процедуры контроля

Индивидуальный контроль со стороны  руководства

Групповые формы контроля

Карьерный рост

Быстрая оценка и продвижение

Медленная оценка и продвижение

Отбор кадров

Ориентация процесса отбора на  профессиональные навыки и инициативу

Ориентация при отборе руководителей  на способность осуществлять          координацию и контроль

Стиль руководства

Стиль руководства, ориентированный на индивидуума

Стиль руководства, ориентированный на группу

Ориентация руководящего состава

Ориентация  управляющих на достижение индивидуальных результатов

Ориентация управляющих на достижение

гармонии в группе и групповые достижения

Отношения руководства и персонала

Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными

Личные, неформальные отношения с подчиненными

 

Продвижение по карьере

Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах

Продвижение основанное на старшинстве и стаже работы

Переподготовка кадров

Специализированная профессиональная  подготовка

(подготовка узких специалистов)

Неспециализированная профессиональная

подготовка

(подготовка руководителей, специалистов, универсального типа)

Оплата труда

Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и  производительностью

Определение размера оплаты в зависимости от других факторов

(стаж работы, показатели работы группы и т.д.)

Занятость

Краткосрочная занятость

Долгосрочная занятость

 

2.2. Сравнение Японской модели с Немецкой моделью менеджмента.

 

Немецкая модель управления существенно отличается от американской и японской моделей. Ключевым звеном в Немецкой модели выступают банки и корпорации.

Существуют три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них – это состав совет директоров и права акционеров.

Во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета), чиновники корпорации (внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров). Эти две палаты абсолютно разделены: никто не может одновременно членом Правления и наблюдательного совета.

Во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.

В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконено ограничение прав акционеров в части голосования, то есть ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет.

Немецкие банки являются ключевыми участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров. В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, то есть корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институциональными инвесторами.

Включение представителей рабочих (служащих) в состав наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской. Двухпалатное правление – уникальная черта немецкой модели. Немецкие корпорации управляются наблюдательным советом и  Правлением. Наблюдательный совет назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации Правлению.

Правление состоит исключительно из сотрудников корпорации. В наблюдательный совет входят только представители рабочих (служащих) и представители акционеров.

Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия немецкой модели от японской:

1. Численность наблюдательного совета устанавливается законом и не подлежит изменению;

2. В наблюдательный совет входят представители рабочих (служащих) корпорации.

В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации, но менее жесткие, чем в Японии. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую, данные о структуре капитала, ограниченную информацию о каждом кандидате в наблюдательный совет данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; информацию о возможном слиянии или реорганизации; предлагаемые поправки к учредительным документам.

Основное отличие немецкой системы финансовой отчетности состоит в том, что немецким корпорациям разрешается иметь значительную нераспределенную прибыль, что позволяет корпорациям занижать свою стоимость.

В отличие от японской моделей акционеры не имеют права изменять численность или состав Наблюдательного совета. Размер и состав совета устанавливаются законом.

 

 

 

 

 

 

3. Применение японского опыта в России и других странах мира.

 

3.1. Использование Японской модели менеджмента в других странах.

 

Зарубежные предприятия, обращающиеся к японскому опыту, можно разделить на три группы: чисто-японские предприятия, совместные предприятия Японии и принимающей стороны и местные предприятия.

Чисто японские зарубежные предприятия  уже давно действуют во многих странах мира. Способствуя развитию своего производства за рубежом, японские компании взяли за правило переносить всю свою систему управления на зарубежные заводы. Нельзя упустить из вида такой момент, как насаждение организационного климата. Здесь такие основные элементы организации, как бригадные методы работы, строгая дисциплина и так называемое движение 5-С.

Движение 5-С включает следующие составные:

1) порядок;

2) организованность;

3) уборка;

4) чистота;

5) дисциплина.

Выполнение этих правил является предпосылками для производства высококачественной продукции на базе высокой производительности.

Почти все японские компании-эмигранты пытаются организовать и усилить движение 5-С на своих предприятиях. Японские предприятия за рубежом прекрасно известны своей чистотой и дисциплиной.

Примеры эффективного внедрения японской системы управления на чисто японских зарубежных предприятиях приведены профессором Йорского университета Чарльзом Макмилланом: зарубежное предприятие японской компании «Киото Сирэмик» в США в результате внедрения у себя японской системы управления персоналом достигло такой же высокой производительности, как на аналогичных предприятиях в самой Японии. Известная японская компания «Митсубиси» на базе купленных ею в Австралии автомобилестроительных заводов «Крайслер Острэлиа» создала зарубежное предприятие «Митсубиси Острэлиа» и менее чем за три года, перенеся туда японские методы управления, сократила время производства одного автомобиля примерно в три раза, с 60 до 23 часов, при этом число занятых работников снизилось с 6,7 тысяч до 4 тысяч человек, а производительность труда возросла на 80%.

Однако использование японских методов в других странах сталкивается с различными трудностями. Так, например проведенный опрос менеджеров на американских предприятиях показал, что неясна с точки зрения местного персонала постановка цели; принятие важных решений руководством Японии; ограниченность продвижения по служебной лестнице для работников-неяпонцев; проведение бесчисленных совещаний, в которых принимают участие не имеющие непосредственного отношения к делу работники, в результате чего тратится время.

Для совместных предприятий Японии и принимающей страны характерно внедрение в привычную для местных кадров систему управления элементов японской методологии. Например, совместное японо-американское предприятие по производству легковых автомобилей «New United Motor Manufacturing Inc.» (NUMMI), созданное компаниями «Toyota» и «General Motors», преуспело. Вскоре после создания, производительность труда на этом предприятии в два раза превысила ее средний показатель для всех других заводов компании «General Motors». И это при фактически неизмененном оборудовании и с той же рабочей силой. Данный результат произошел в связи с широким применением таких элементов японского стиля управления персоналом, как группы совершенствования производства, гибкое комплектование бригад и выборность бригадиров, постоянный контроль над производственным процессом со стороны самих работников, выполнение ими нестандартных смежных операций. Любопытно, что и менеджеры этого предприятия (как японцы, так и американцы) значительную часть своего рабочего времени уделяют активному обмену информацией с рядовым персоналом.

Третью группу зарубежных предприятий, обращающихся к японскому опыту составляют местные предприятия. В данной группе интерес проявляется к отдельным методам японского стиля управления персоналом, и практике переноса также известны позитивные и негативные результаты.

Таковы общие проблемы, связанные с изучением и использованием японской модели управления персоналом за пределами Японии. В связи с этим встает вопрос о российском участии в той и другой области. К сожалению, на сегодняшний день использование данных методов у нас почти отсутствует, оно, так скажем, находится в «эмбрионом» состоянии. Только в начале 90-х годов управленцы наших предприятий проявили интерес к японским методам управления трудом и получили возможность их применения.

 

3.2. Проблемы менеджмента в России и возможность использования  японского опыта для их устранения.

 

Переход от административно-командной экономики к рыночной, с одной стороны, и специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на современном этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления.

Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. Однако для российской модели управления присуще «подсиживание» - это когда один человек чтобы продвинуться пытается всеми возможным способами скинуть с должности человека, которой там работает. В результате существует вероятность потери кого-то из сотрудников. Данные методы для японской модели менеджмента не допустим.

В рамках рациональной экономики происходит жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации, - при усилении роли финансового капитала над производственным и человеческим, что в корне отличается от Японской модели управления, где во главу угла ставиться «человек» и рациональное отношение к себе.

В последнее время в Российской модели менеджмента можно отметить увеличение числа переподготовленных работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение производственного и административно-управленческого персонала. Активная роль рабочих - акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской  команды на предприятии.

Плохое качество продукции, вот еще одна из наших проблем, которая не позволяет по большому счету выходить нам на мировой рынок. Весь наш экспорт состоит только из сырья, по причине большого  его наличия, он и оно со временем заканчивается. Российских товаров, свободно конкурирующих на мировом рынке - нет. Японский опыт по контролю за качеством продукции необходимо в кротчайшие сроки перенести на Российскую модель управления, так как из всех мировых моделей управления именно в Японской контроль за качеством производимой продукции отработан от и до.

Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников - собственников этого предприятия. В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от «закрытого» управления в сторону «открытого». При этом доля «внешних» владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации.

«Новые» менеджеры в России придерживаются Японского принципа построения управления работой – «люди хотят работать». Здесь важную роль играет стремление к самовыражению, они пытаются достичь тех целей, которые перед собой поставили. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи.

Информация о работе Применение японского опыта в России и других странах мира