Принципы менеджмента ,их сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить сущность менеджмента;
рассмотреть понятие о принципах менеджмента и их классификацию;
дать характеристику общим и частным принципам менеджмента;
охарактеризовать современный менеджмент в российских организациях;
предложить некоторые современные принципы менеджмента к использованию в практике управления российскими коммерческими фирмами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Общая характеристика менеджмента…………………………………………. .5
1.1Организация и менеджмент………………………………………………5
1.2Позиция управления внутри организации……………………………….9
1.3Понятие о принципах менеджмента, их классификация……................16
1.4Классификация принципов менеджмента……………………………...17
1.5 Характеристика общих принципов менеджмента…………………….18
2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления……….23
2.1 Управление как отношение………………………………………...…. 23
2.2 Управление как развивающаяся система…………………………….. 30
2.3 Содержание и логика развития управления ……………………….... 37
3. Практическая часть. Анализ методов менеджмента МУП - Аптеки №35…………………………………………………………………………………. 40
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……. 40
3.2 Структура управления предприятием………………………………... 43
3.3 Анализ основных методов менеджмента предприятия…………….. 45
Заключение………………………………………………………………………... . 47
Список используемой литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

зайке исправленная.docx

— 82.79 Кб (Скачать документ)


Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Санкт-Петербургский  институт гостеприимства»

 

 

 

Факультет менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы менеджмента»

 

на тему:

«Принципы менеджмента ,их сущность и содержание.»

 

 

 

 

 

Студента 4 курса 

заочной формы обучения

группы № 

№ зачетной книжки: 114/2010

Руководитель

   
   
   
 

Сдана на проверку

(дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Оценка по результатам  защиты

       
     

 

 

 

 

 

 
Санкт-Петербург 
2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

  1. Общая характеристика менеджмента…………………………………………. .5

1.1Организация и менеджмент………………………………………………5

1.2Позиция управления внутри  организации……………………………….9

1.3Понятие о принципах менеджмента,  их классификация……................16

1.4Классификация принципов менеджмента……………………………...17

1.5 Характеристика  общих принципов менеджмента…………………….18

2. Теоретический взгляд на природу,  сущность и развитие управления……….23

2.1 Управление  как отношение………………………………………...…. 23

2.2 Управление  как развивающаяся система…………………………….. 30

2.3 Содержание  и логика развития управления  ……………………….... 37

3. Практическая часть. Анализ  методов менеджмента МУП - Аптеки  №35…………………………………………………………………………………. 40

3.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия…….   40

3.2 Структура  управления предприятием………………………………...   43

3.3 Анализ  основных методов  менеджмента  предприятия……………..   45

Заключение………………………………………………………………………... . 47

Список используемой литературы……………………………………………................  48

Введение

Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и  можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную  деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными  принципами, может быть, упрощенными. В относительно недалеком прошлом  не было сложной системы хозяйственных  связей, обусловленной развитием  специализации и кооперации труда  и научно-техническим прогрессом.

Актуальность темы связана с  тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное  развитие предприятия и экономики  в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства  предприятием и его звеньями. В  определенной мере они призваны служить  рекламой предприятию. На основании  выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и  политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих  методик, инструкций, положений и  нормативов.

Целью работы является изучение  теоретических  основ принципов менеджмента  для их применения в управлении современной российской организацией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • определить сущность менеджмента;
  • рассмотреть понятие о принципах менеджмента и их классификацию;
  • дать характеристику общим и частным  принципам менеджмента;
  • охарактеризовать современный  менеджмент в российских организациях;
  • предложить некоторые современные принципы менеджмента к использованию в практике управления российскими коммерческими фирмами.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию  материала.

1. Общая характеристика  менеджмента

1.1. Организация и менеджмент

Исключительно важно с самого начала понимать, что менеджмента вообще нет, что не существует такого самостоятельного явления, как менеджмент. В реальной жизни существуют различные организации. Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств — сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом. Естественно, это свойство реализуется посредством действий людей. Поэтому менеджмент — это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом. Причем менеджмент как свойство организации очень сильно зависит от того, о какой организации идет речь. Это не означает, что менеджмент не может оказывать влияние на характеристики организации. Более того, воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента. Но он не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней. Поэтому и рассмотрение вопросов менеджмента надо начинать с рассуждений о том, что такое организация. Какова ее природа, как она возникает, как устроена и как живет и развивается.

Если вы попробуете найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит  ни к одной организации, то убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько  организаций, являясь их работниками, либо вступают с ними в контакт. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Более того, организации могут меняться, они рождаются и умирают.

Так что  же такое организация? Можно ли указать  на какие-либо общие черты, характерные  для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой  сфере она функционирует, и какие  задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление,которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединениедействий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе.Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

В дальнейшем в моей работе термин «организация» будет использоваться в первом смысле. Если же он будет употребляться во втором смысле, то обязательно будет добавляться слово «функция», т.е. будет использоваться понятие «функция организации».

Организация возникает и продолжает свое существование  потому, что она позволяет отдельным  людям решать свои проблемы, достигать  свои личные цели. Люди дают жизнь организации, они вносят свой вклад в жизнедеятельность  организации. Это могут быть деньги, другие материальные ресурсы, знания, энергия, творчество и т.п. Но они делают это потому, что взамен от организации получают материальные и нематериальные ресурсы, которые используют для решения своих личных задач. Если люди, от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отходят от нее, то у организации начинаются проблемы. И при определенных обстоятельствах она даже может прекратить свое существование. Предотвращение таких кризисных ситуаций, обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации, является одной из важнейших задач менеджмента. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в деятельность организации участникам получить приемлемую для них выгоду. Это и зарплата, и дивиденды и прибыль, и разные другие блага.

Любая организация может быть представлена как открытая система,встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукта;
  • передача продукта во внешнюю среду.

Все эти  три процесса являются жизненно важными  для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.

 

Организация — это живой организм. Она рождается, развивается и, если этого требуют  обстоятельства, умирает. Особенность  современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Среда обитания деловых организаций стала столь динамичной, что применительно к ней стало использоваться понятие турбулентной среды. Естественно, выживать в такой динамично меняющейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента. В современных условиях проведения изменений, развитие организации становится одной из важнейших задач менеджмента. При этом в последнее десятилетие с появлением так называемых научающихся организаций развитие организации для менеджмента из средства решения более важных задач превращается в самоцель. То есть развитие организации через научение становится одной из главных задач менеджмента.

Так как менеджмент играет столь  важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено, как это часто делается, только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы.

 

1.2. Позиция управления внутри  организации

Позиции управления внутри организации  в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующею начала,формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для решения стоящих перед организацией задач. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. При традиционном подходе исходным в построении структуры является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, могут быть взяты за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.

Следующим шагом в формировании структуры организации является выделение структурных подразделений, иерархически увязанных и находящихся в постоянном производственном взаимодействии. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями. Он должен поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

Структура — необходимое свойство любой организации. Наличие структуры  является проявлением универсального закона иерархии, в соответствии с  которым любой объект является частью чего-то большего и одновременно содержит в себе более мелкие части. Проблема любой структуры состоит в том, она создает барьеры между частями. Поэтому одной из важнейших задач менеджмента при построении структуры организации является поиск путей превращения барьеров в прозрачные границы.

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:

  • непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений;
  • опосредованная координация действий, в частности, путем создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации, постановка задач и т.п.

Например, в различных организациях процедуры и нормы принятия

Информация о работе Принципы менеджмента ,их сущность и содержание