Принципы взаимодействия руководителя и секретаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определение механизма взаимодействия руководителя и секретаря предприятия.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
1. Изучить основные понятия, сущность и функции руководителя и секретаря.
2. Рассмотреть механизм взаимодействия руководителя и секретаря.
3. Исследовать механизм и предложить методы совершенствования взаимодействия руководителя и секретаря.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЯ………………………………………...6
1.1. Сущность работы руководителя секретаря………………………...........6
1.2. Функции секретаря руководителя предприятия в современных условиях хозяйствования………………………………………………………………...10
1.3. Механизм взаимодействия руководителя и секретаря…………………14
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ………………………………...18
2.1. Принципы взаимодействия руководителя и секретаря…………………18
2.2. Совершенствование взаимодействия руководителя и секретаря ……...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)


                                                 Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЯ………………………………………...6

1.1. Сущность работы руководителя секретаря………………………...........6

1.2. Функции секретаря руководителя предприятия в современных условиях хозяйствования………………………………………………………………...10

1.3. Механизм взаимодействия руководителя и секретаря…………………14

2. ОСОБЕННОСТИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  РУКОВОДИТЕЛЯ  И СЕКРЕТАРЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ………………………………...18

2.1. Принципы взаимодействия руководителя и секретаря…………………18

2.2. Совершенствование взаимодействия руководителя и секретаря ……...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………25          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

Труд в любой отрасли, на любом уровне, имеет комплексный характер. В нем сочетаются особенности труда высококвалифицированного специалиста, организатора, способного правильно и всесторонне оценивать складывающуюся обстановку, разрабатывать и приносить правильные управленческие решения с учетом психологических, социальных и других факторов. Все это определяет и комплексный характер профессии, и специфику деятельности, и социально-психологические особенности труда руководителя.

Умение руководить современными предприятиями, организациями, учреждениями означает умение обучать и воспитывать подчиненных, развивать их инициативу, правильно организовывать отношения в коллективах, создавать заинтересованность в эффективной деятельности коллектива.

Также не мало важно для руководителя, его взаимоотношение с подчиненными, а в большей степени с его личным секретарем, так как секретарь руководителя является одним из его главных помошников. Если обязанности секретаря в организации выполняет не вполне компетентный человек, который рассматривает свою работу только как рутинный процесс “перекладывания бумажек с места на место” или поступающий по принципу “чего изволите”, то вероятно, что статус секретаря в такой организации будет невысоким. Если же секретарь является настоящим профессионалом своего дела, понимающим, что он уже давно не относится к числу “вспомогательных служб” в компании, а формирует и осуществляет сложный технологический процесс документационного (т. е. информационного) обеспечения системы управления, то и статус такого работника не может быть низким по самой своей сути. Квалифицированный секретарь позволяет руководителю сберегать до 40 % его рабочего времени, что очень важно для руководителя. Кроме того, хороший секретарь, образно говоря, является правой рукой своего руководителя. В этом случае вопрос о статусе вообще во многом утрачивает свою актуальность. Как только в России начали бурно развиваться коммерческие структуры, сильно возрос спрос на секретарей, так как ни один даже самый маленький офис не может обходиться без секретаря или без человека, выполняющего данные функции. Сейчас эта профессия переживает свой качественный и количественный скачок. Сегодня востребованы не только простые секретари, но и специалисты ряда других профессий, появившихся из функций секретарей – помощники руководителей, заведующие канцеляриями, референты, офис-менеджеры, делопроизводители и т. д.

В настоящее время ни один руководитель не может обойтись без личного секретаря, потому что, без личного секретаря, как бы ни называлась его должность в штатном расписании, организацию неизбежно ждет «торможение» всех возможных процессов. Помимо этого руководители желают видеть возле себя инициативных людей, способных принимать самостоятельные решения, не дожидаясь указания свыше. Не стоит забывать также и о таких качествах, как пунктуальность, вежливость, корректность, тактичность, доброжелательность и, разумеется, стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, можно поставить цель курсовой работы: определение механизма взаимодействия руководителя и секретаря предприятия.

Для достижения цели ставились следующие задачи:

1.      Изучить основные понятия, сущность и функции руководителя и секретаря.

2.      Рассмотреть механизм взаимодействия руководителя и секретаря.

3.      Исследовать механизм и предложить методы совершенствования взаимодействия руководителя и секретаря.

Объектом работы является – взаимодействие руководителя и его секретаря.

Предметом работы является – механизм взаимодействия руководителя и секретаря.

В качестве методических исследований были использованы труды отечественных и зарубежных авторов (А.П. Егошин, С.Д. Резник, М.А. Чернышев, И. Литвак, В.Б. Бычин и другие).

Структура исследования:

В I главе, которая носит теоретический характер раскрывается понятие руководителя и секретаря, раскрываются их основные функции и рассматривается механизм их взаимодействия.

Во II главе, которая носит практический характер представлено исследование взаимодействия руководителя и секретаря на предприятии, предложены методы решения проблем связанных с взаимодействием руководителя и секретаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия руководителя и секретаря.

 

1.1.           Сущность работы руководителя предприятия.

 

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. [2., с 7]

Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.

Содержание труда руководителя характеризуется значительным разнообразием, многосложностью выполняемых функций.[19.]

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых экономисты  выделяют:

- Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании.

- Экспертно-инновационную, в процессе ее реали­зации руководитель направляет процесс разработки и внедрения новых видов про­дукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консульти­рует подчиненных.

- Административную, объединяющую целый ряд подфункций:

      контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);

      организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктиро­вание и др.);

      направляющую (координация работы исполнителей);

      кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);

      стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и на­казание).

- Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и те­лефонные звонки, распространению информации, представительству.

- Социальную, выполняя которую руководитель создает в организации благопри­ятный морально-психологический климат, поддерживает существующие нормы поведения и формирует новые. Появле­ние этой функции, обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни ор­ганизации.

Таким образом, руководителя сегодня можно рассматривать в трех основных аспектах: профессионал — автор решений, стратегии, планов; организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляю­щих их на практике; начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые не обязаны выполнять.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель реализует сегодня следующие группы управленческих функций:

      межличностные («главный менеджер», являющийся символом власти; «лидер», ув­лекающий сотрудников на достижение целей; «связующее звено» в команде управ­ленцев);

      информационные («приемник», концентрирующий информацию; ее «ра­с­простра­нитель» среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внеш­ний мир);

      решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в орга­низации; «ликвидатор нарушений», корректирующий деятельность в нестандарт­ных ситуациях; «распределитель ресурсов» и посредник, «ведущий переговоры»).

Как должностное лицо руководитель обладает определенными правами и обя­занностями. Официальные обязанности бывают: общими (определяются конституцией); спе­циальными (возложенными, например, собственником, высшим руководством и др.); служебными (вытекающими из совокупности функций данной должности). Помимо официальных прав и обязанностей, закрепленных документально, ру­ководители имеют и неофициальные, например такие, как придерживаться заведенного в организации порядка; уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе; не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие; не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи; самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей ра­боте и поведении; заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, оказывать им при необходимости всестороннюю помощь; не допускать фаворитизма. Все это очень важно, поскольку не только подчиненные зависят от руководите­ля, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовно­сти исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.[11. с 280]

Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

1. Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;
2. Работа руководителя в основном умственная;
3. Не лимитированность работы руководителя;
4. Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;
5. Труд руководителей не подается количественному учету;
6. Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
7. Если рабочий в течении своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет  множество  всевозможных  операций;
8. Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом. Как было отмечено выше, что рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен, можно представить его в общем виде, и сказать, что руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников):
1. Запланированные заседания,  встречи - 60 - 65% ;

2.Разговоры  по  телефону - 3 - 6%;
3.Работа  с  документами - 17 - 22%;
4.Поездки,  осмотры - 3 - 7%;
5.Незапланированные встречи - 7%;
6.Отдых - 2%;
7.Потери  времени - 2%.
Приведенные выше данные характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Руководитель или исследователь, занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат. [9. с 416]

Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер. Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.

 

1.2.           Функции секретаря руководителя предприятия в современных

                                            условиях хозяйствования.

 

Секретари появились в Древнем Риме в качестве хранителей чужих секретов. Потом из секретарей выделились нотариусы. А сами секретари из доверенных лиц королей, царей, герцогов и пэров постепенно превратились в делопроизводителей. Традиционно в роли секретарей выступали мужчины. И только в конце 18 века появились женщины-секретари.

Секретарь - обслуживающая профессия, его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить руководителю условия для выполнения его основных обязанностей. Секретарь должен разгрузить руководителя, помочь в распределении его важнейшего ресурса – времени. Ведь упущенное время нельзя вернуть или возместить. Но секретарь должен помочь руководителю эффективно использовать его рабочий день. Поэтому, задачи секретаря, неотделимы от задач его руководителя. Секретарь обязан, и может максимально разгрузить руководителя от подготовительных, технических и отдельных видов текущей организационной работы, высвободить его время, для творческой деятельности, существенно облегчить его управленческую работу.

Секретарь – это лицо фирмы. Он первый, с кем сталкивается пришедший в учреждение посетитель, первый, с кем встречается, начиная свой трудовой день руководитель, первый, кто отвечает на телефонные звонки. От поведения секретаря во многом зависит не только престиж фирмы, в которой он трудится, но подчас и успех партнеров и клиентов фирмы. Секретарь должен быть всегда в “форме”: тщательно и продуманно одет, опрятен, готов быстро и квалифицированно выполнить данные ему поручения; уметь спокойно, без растерянности, резкости, суеты и с достоинством решать вопросы в рамках своей компетенции. Ему необходим дар чувствовать “нюансы” дела, что позволяет свободно выходить из трудных ситуаций, в частности, не видеть и не слышать того, чего не следует видеть или слышать. Секретарь всегда на виду и в курсе многих дел: ведет работу с документами, участвует в проведении деловых встреч и переговоров, отвечает на телефонный звонок и сам делает распоряжение по поручению руководства, осуществляет запись посетителей на прием. Но иногда приходится делать и разовые поручения, например, передачу денег, междугородний телефонный разговор, посещение больного сослуживца и так далее. Через секретаря осуществляется связь руководителя с подчиненными и внешним миром. Способность ориентироваться в сложном многообразном потоке информации, правильно, четко и оперативно классифицировать ее часто определяет оперативность работы отделов и даже всего учреждения. [9. с 416-421]

Информация о работе Принципы взаимодействия руководителя и секретаря