Принятие решений в условии риска и неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 00:56, курсовая работа

Описание

Принятие решений, так же как и обмен, информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Работа состоит из  1 файл

глава 1.docx

— 117.51 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.

Принятие  решений, так же как  и  обмен,  информацией, - составная  часть  любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия  решений возникает  на  всех  этапах  процесса  управления, связана со  всеми участками и аспектами управленческой  деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому так важно понять  природу и сущность  решений.

      Что же такое  решение? Попытаемся  дать  сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом,  решение – это выбор альтернативы.

      Каждому из нас ежедневно  приходится десятки  раз что – то выбирать  на собственном  опыте развивая способности  и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Методы и технологии принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. 

    1. Понятие управленческого решения. Классификация решений.
 

Среди множества  проблем современного менеджмента  одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого  решения, представляющего собой  основной инструмент управляющего воздействия. Причем проблема эта не является чисто  академической. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое  неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют  и возрастающие масштабы потерь в  результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

В литературе по менеджменту понятия принятия решений  и управленческой деятельности настолько  тесно переплетены и взаимосвязаны, что часто употребляются как  синонимы. И это не случайно. Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное  место в структуре управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты.

Как известно, в  своем развитии теория менеджмента  прошла ряд этапов, основным из которых  соответствуют следующие научные  школы и подходы:

  • школа «научного управления»;
  • «классическая» (административная) школа;
  • школа «человеческих отношений»;
  • «количественная» школа;
  • процессный подход;
  • системный подход;
  • ситуационный подход.

В условиях рыночного  механизма регулирования экономики  важнейшее место в области  исследований по принятию решений, естественно, отводится разработке вариантов  действий в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, риска, конкурентной борьбы. Однако не меньшее значение имеет и стадия осуществления  решений, оценки их фактической эффективности, т.к. именно от нее зависит действенность  и эффективность управления. Кроме  того, сегодня невозможно не учитывать  психологические аспекты принятия решений, существенно влияющие на их результаты.

Принятие решений, также как и обмен, информацией — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей  и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления  новых проблем и принятия новых  решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Принципиальная схема этого процесса представлена на рис. 1.1.

рис. 1.1.

Это показывает, что всякое управление реализует  вполне определенную последовательность трех основных этапов:

определяет состояние  управляемого объекта (идентификация  проблемы);

вырабатывает  для данного состояния оптимальное  воздействие (разработка и принятие решения);

реализует его (реализация решения).

Иначе говоря, смысл  управленческой деятельности состоит  в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме  принятия и исполнения решений.

Что же такое  решение? Попытаемся дать ему сначала  самую общую характеристику. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек  или группа сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных  вариантов действия. Такая ситуация объясняется действием двух основных факторов:

  • наличием цели, т.е. желательным или наиболее предпочтительным состоянием в будущем;
  • наличием выбора, т.е. несколькими путями или способами ее достижения.

Результат этого  выбора и будет являться решением. Таким образом, решение — это выбор альтернативы.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

Масштаб и последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет. А решение о повышении цен или тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приводит к росту темпов инфляции в стране.

Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек  самостоятельно принимает решения  в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный  процесс, требующий, поэтому профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Рассмотрев эти  отличительные особенности принятия решений в организациях, можно  дать следующее определение управленческого  решения.

Управленческое  решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Здесь необходимо отметить, что в теории принятия решений есть специальный термин — лицо, принимающее решение, или, сокращенно, — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т.п., словом — должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, Правительство Российской Федерации, городская дума и т.д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.

Одной из характерных  черт исследований, относящихся к  проблеме принятия решений (как и  вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных, а иногда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют философы и  математики, психологи и социологи, экономисты и юристы. Это вполне естественно, т.к. управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

Психологический. Его особенность заключается в том, что он рассматривает решение, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы. При этом исследуются особенности поведения человека или группы людей в ситуации выбора.

Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления. Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.

Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения — его правомочности, полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный. Весьма важное значение при этом придается вопросам юридической ответственности лиц, принимающих решения.

Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления. Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации и контроля исполнения решений.

Эти различные  подходы концентрируют внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте управленческого решения, но не дают полного представления  о нем. И только их объединение  позволяет понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.

Рассмотрев сущность управленческого решения, перейдем к изучению его характеристик. 

Классификация решений 

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных  решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Построение любой классификации определяется, прежде всего, позицией автора и набором признаков, положенных в ее основу, поэтому существуют различные подходы к классификации управленческих решений. Важно только соблюдать несколько общепринятых требований к классификационным признакам, важнейшими из которых являются:

  • существенность;
  • постоянство;
  • наблюдаемость;

и помнить о  логичности и непротиворечивости полученной схемы: выделенные классы не должны пересекаться, т.е. если объект по какому-либо признаку отнесен к одной определенной группе, он не может одновременно относиться и к другой.

Одна из возможных  классификаций представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. 

Классификация управленческих решений 

Информация о работе Принятие решений в условии риска и неопределенности