Принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Проанализировать понятия – «решение»;
2) Охарактеризовать виды решений;
3) Изучить этапы и процессы принятия решений;
4) Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации.

Содержание

Введение.
Понятие и классификация решений.
Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений.
Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений.
Учёт факторов риска и неопределённости при принятии решений.
Этапы и процесс принятия решений.
Процесс и процедура принятия решений.
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления.
Патологии управленческих решений.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

document.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение.

  1. Понятие и классификация решений.
    1. Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений.
    2. Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений.
    3. Учёт факторов риска и неопределённости при принятии решений.
  2. Этапы и процесс принятия решений.
    1. Процесс и процедура принятия решений.
    2. Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления.
    3. Патологии управленческих решений.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Тема  работы актуальна, потому что правильное принятие решений необходимо для  разработки и реализации функций  управления. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в сложных ситуациях достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и методов принятия решений.

     Принятие  решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

     В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала  не уделялось должного внимания. Это  происходило потому, что в административно-командной  системе основные решения принимались  на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения  только претворялись в жизнь. Также  на более низком уровне принимались  решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений.

     Целью  работы  является  изучение  основных  этапов  разработки  и  реализации  управленческого  решения.

Для  выполнения  поставленной  цели  необходимо  реализовать  следующие  задачи:

1)   Проанализировать  понятия –  «решение»; 

2)   Охарактеризовать  виды  решений; 

3)   Изучить  этапы  и  процессы  принятия  решений;

4)   Провести  анализ  схемы  принятия  решений  в  конкретной  практической  ситуации.

     Предметом  исследования  является  анализ  схем  принятия  решений  в  организации. Объектом  исследования  являются  этапы  разработки  реализации  решений.

  1. Понятие и классификация решений
    1. Сущностные  особенности  процесса  принятия  решения. Классификация  решений

     Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная часть любой управленческой  функции. Необходимость принятия  решений возникает на  всех  этапах  процесса  управления, связана со  всеми участками и аспектами управленческой  деятельности. Поэтому так важно понять  природу и сущность  решений.

     Попытаемся  дать  сначала  самую  общую  характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.

     Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что – то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

     Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

     Что же отличает управленческие (организационные) решения?

  • Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

   Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

   Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

   В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать.

   Рассмотрим  более  подробно  классификацию  решений:

    • Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
    • Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
    • Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
    • Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
    • Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
    • Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

   Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Поэтому руководство организаций  часто формализует решения для  определённых, регулярно повторяющихся  ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.

   В то же время в процессе управления организациями часто встречаются  новые, нетипичные ситуации и нестандартные  проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

   Конечно, на практике большинство решений  занимает промежуточное положение  между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.

    • Количество критериев выбора.

  Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальные, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

    • Форма принятия решений.

   Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся  альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его  решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента  всё чаще встречаются сложные  ситуации и проблемы, решение которых  требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению  коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в  виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность  за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора. 

    • Способ  фиксации решения.

   По  этому признаку управленческие решения  могут быть разделены на фиксированные, или документальные  (т.е. оформленные  в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.        

    • Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно

1.2. Параметры и условия  обеспечения качества  и эффективности  управленческих решений

     Качество  управленческого решения — это  совокупность параметров решения, удовлетворяющих  конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

     Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к  работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация заданий.

     Применение  системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет  определить структуру проблемы, систему  ее решения, взаимосвязи компонентов  системы и очередность их совершенствования.

     С целью экономии времени и средств  на разработку управленческого решения  рекомендуется следующая очередность  совершенствования (формирования, отработки) компонентов.

     Сначала необходимо четко сформулировать, что  нам следует получить, какими параметрами  должно обладать решение. 
 

К параметрам качества управленческого решения  относятся:

    • показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
    • степень риска вложения инвестиций;
    • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
    • степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

Информация о работе Принятие решений