Принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Проанализировать понятия – «решение»;
2) Охарактеризовать виды решений;
3) Изучить этапы и процессы принятия решений;
4) Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации.

Содержание

Введение.
Понятие и классификация решений.
Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений.
Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений.
Учёт факторов риска и неопределённости при принятии решений.
Этапы и процесс принятия решений.
Процесс и процедура принятия решений.
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления.
Патологии управленческих решений.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

document.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

     Решение - результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта  или плана работы.

     Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

     Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

     Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

     Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

     Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь

2.2. Критерии для оценки  возможностей организационной  структуры управления 

1. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить  получение нормы прибыли.

2. Степень  способности существующей структуры  управления создавать условия  для повышения нормы прибыли  за счет мероприятий НТП. 

3. Степень  способности быстро реагировать  на изменение спроса и в  соответствии с этим осуществлять  действия.

4. Степень  способности организационной структуры  управления обеспечить рост производительности  труда  за счет по детальной  специализации общественного труда  и производства.

5. Степень  эффективности системы производственного  контроля при данной организационной  структуре  управления.

     Объектом  для возникновения проблем могут  служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия  стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение  себестоимости продукции, снижение роста производительности труда  и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные  ситуации, высокая текучесть кадров.

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

     Из  всей классификации можно попытаться рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.

     Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что  должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения  выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается  его утверждение.

     Управленческие  решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

     Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

     Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

     Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.  
 

2.3. Патологии управленческих  решений

     Дублирование  организационного порядка. Это когда работнику приказывают делать то, что он и без того обязан делать согласно положению о его службе или должностной инструкции.

     Организационный порядок есть система постоянно  действующих связей, норм, должностей. Он относится к числу наивысших  управленческих ценностей, ибо обеспечивает организации устойчивость, автоматизм функционирования, дает возможность управлять организацией в режиме автопилота. Грамотное управление стремиться максимальное число решений перевести в ранг организационного порядка.

     Дублировать его в приказах и распоряжениях - значит разрушать его. Тогда в  сознании работника весь мир его  обязанностей делится на обязательные и не очень. К первым он относит те, о которых сверху напоминают, ко вторым - остальные. Но напоминания эти часто случайны, ситуативны. За всеми просчетами подчиненных никакой начальник не уследит. Но зловредный принцип такого разделения, не желая, конечно, того, он этими действиями вводит.

     Игнорирование организационного порядка. Это постоянное нарушение введенных и целесообразных связей и норм, принятия решений вопреки им. Самый распространенный вариант проявления оргпатологии - задания “через голову” нижестоящих руководителей. Нередко от первого руководителя такие воздействия идут и через 2-3 головы.

     Почему  это происходит? С одной стороны - самоцентристский стиль руководства  со стороны генерального директора, его стремление замкнуть на себя максимум связей и процессов в организации. С другой - поощряемое им желание нижестоящих руководителей перекладывать на первого руководителя ответственность за собственные действия. Патологичность таких отношений - в подрыве статуса руководителей среднего звена, их собственный потенциал снижается, их указания воспринимаются подчиненными как необязательные.

     Разрыв  между решением и  исполнением. Осуществимость управленческих решений есть важнейший показатель управляемости организации. В наших условиях он обычно колеблется около 60%. Среди причин невыполнения решений одинаковы, или вполне сопоставимые объемы приходятся как на низкую исполнительскую дисциплину, так и на пороки в самих решениях. Однако 90% руководителей на вопрос о подобных причинах едва ли не все относят именно на “исполнительскую дисциплину”.

     Демотивирующий  стиль руководства. Это явное преобладание указаний на упущение сотрудников над оценками их достижений. Показательно, что сами руководители редко считают это патологией и сколько-нибудь значимой проблемой.

     Упущенные возможности отсюда огромные: безынициативность, неудовлетворенность сказываются  на количестве и качестве труда. Преодоление  этого вида оргпатологии связано  с развитием культуры и потому требует немалого времени. Начать это движение наиболее доступно, через внедрение этических стандартов в документы, заседания и т.п., благодарности за сделанное, просто вежливость, призы за достижения и т.д.

     Инверсия  означает состояние, когда результат  управленческого воздействия оказывается  противоположным его цели. Кстати, демотивирующий стиль руководства приводит именно к такой патологии, демотивированные сотрудники осложняют достижение целей.

     Опытная фирма решила сделать крупный  ценовой маневр на своем рынке: резко  снизила продажную цену, чтобы  вытеснить из сектора рынка конкурентов. Но у тех устойчивость оказалась выше, и им удалось сместить фокус конкуренции с цены на качество обслуживания и перетянуть значительную долю клиентов. К тому же они вошли в сговор между собой против главного конкурента и в результате они расширили свое присутствие на этом рынке, чего не произошло бы, не начни оптовая фирма свой маневр. Ясно, что только многовариантная проработка решений в режиме взаиморефлексии может снизить вероятность их инверсии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

       В  заключение  работы    подведём  итоги  и  сделаем   соответствующие  выводы:

      1. Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

      2. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. 

      3. На характер принимаемых решений  огромное влияние оказывает степень  полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В  зависимости от этого решения  могут приниматься в условиях  определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

      4. Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  комплексного, всестороннего их  анализа, т.е. участия группы  менеджеров и специалистов, что  приводит к расширению коллегиальных  форм принятия решений. 

      5. Принятие решения – не одномоментный  акт, а результат процесса, имеющего  определенную продолжительность  и структуру. Процесс принятия  решений – циклическая последовательность  действий субъекта управления, направленных  на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив,  выборе из них наилучшей и  ее реализации.

       Решения бывают различных видов,  такие как особенные, единичные,  политические, экономические, регулятивные, постановочные, организационные  и другие решения. Важно знать  методологию принятия решений.  Она помогает структурировать  данный процесс и способствует  принятию эффективных управленческих  решений. Необходимо помнить,  что принятие решений происходит  не в организационном вакууме,  а на фоне постоянно изменяющихся  событий, как во внешней, так и во внутренней среде организации, и учитывать факторы, влияющие на процесс принятия решений, которые были рассмотрены в данной работе.  
 

Библиографический список:

  • Ансофф И.  Стратегическое управление.  -  М.: Экономика, 2005.
  • Бернар И.,  Колли Ж.-К.  Толковый экономический и финансовый словарь.  Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т.  -  Т. 2: Пер. с фр.  -  М.: Международные отношения, 1999.
  • Виханский О.С. Исследование  и проектирование  управленческих  решений: Учебник для вузов. – М.: Гардарика., 2004.
  • Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.
  • М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: Пер. с англ. –  М.: ДЕЛО 1992.
  • Мескон М., Альберт М., Франклин Хедоури, Основы  менеджмента: Пер. с англ., М.:«Дело ЛТД»,1994.
  • Планкетт Л., Выработка и принятие управленческих решений, М. 1999.
  • Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ.
  • Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”».
  • Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996.
  • Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 1998.
  • Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2004.
  • Эддоус М., Стэнсфилд Р., Методы принятия решений, М.: 2004.

Информация о работе Принятие решений