Принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Проанализировать понятия – «решение»;
2) Охарактеризовать виды решений;
3) Изучить этапы и процессы принятия решений;
4) Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации.

Содержание

Введение.
Понятие и классификация решений.
Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений.
Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений.
Учёт факторов риска и неопределённости при принятии решений.
Этапы и процесс принятия решений.
Процесс и процедура принятия решений.
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления.
Патологии управленческих решений.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

document.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

     После предварительной регламентации  параметров качества управленческого  решения и его эффективности (устанавливается  предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься  за решение проблемы) анализируются  факторы внешней среды, оказывающие  влияние на качество и эффективность  решения. Затем анализируются параметры "входа" системы и принимаются  меры по их улучшению и повышению  качества входящей информации.

     После уточнения требований "выхода", уточнения факторов "внешней среды", влияющих на качество и эффективность  решения, отработки "входа" системы  следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры  процесса, принять меры по их улучшению  и приступить непосредственно к  разработке решения. Если качество "входа" оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества "процесса" в системе качество "выхода", т.е. качество решения будет "удовлетворительным".

     К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого  решения относятся:

  • применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
  • изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
  • обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;
  • применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
  • структуризация проблемы и построение дерева целей;
  • обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
  • обеспечение многовариантности решений;
  • правовая обоснованность принимаемого решения;
  • автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
  • разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
  • наличие механизма реализации решения.

     Выполнить перечисленные условия повышения  качества и эффективности управленческого  решения довольно трудно и это  дорого стоит. Речь о выполнении полного  набора перечисленных условий может  идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

1.3. Учет факторов  риска и неопределенности  при принятии решений

     По  данному очень важному вопросу  отсутствуют общепринятые подходы  и методы. Но существуют "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", утвержденные Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г., № 7-12/47 (Официальное издание). Приведем некоторые определения из этого документа.

     Под неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том  числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная  с возможностью возникновения в  ходе реализации проекта неблагоприятных  ситуаций и последствий, характеризуется  понятием риска.

     Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

     При оценивании проектов наиболее существенными  представляются следующие виды неопределенности инвестиционных рисков:

  • риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
  • внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);
  • неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;
  • неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
  • колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
  • неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
  • производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);
  • неопределенность целей, интересов и поведения участников;
  • неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

     Организационно-экономический механизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия.

В этих целях используются:

  • разработанные заранее правила поведения участников в определенных "нештатных" ситуациях (например, сценарии, предусматривающие соответствующие действия участников при тех или иных изменениях условий реализации проекта);
  • управляющий (координационный) центр, осуществляющий синхронизацию действий участников при значительных изменениях условий реализации проекта.

     В проектах могут предусматриваться  также специфические механизмы  стабилизации, обеспечивающие защиту интересов участников при неблагоприятном  изменении условий реализации проекта (в том числе в случаях, когда  цели проекта будут достигнуты не полностью или не достигнуты вообще) и предотвращающие возможные  действия участников, ставящие под  угрозу его успешную реализацию. В  одном случае может быть снижена  степень самого риска (за счет дополнительных затрат на создание резервов и запасов, совершенствование технологий, уменьшение аварийности производства, материальное стимулирование повышения качества продукции). В другом — риск перераспределяется между участниками (индексирование цен, предоставление гарантий, различные формы страхования, залог имущества, система взаимных санкций).

     Как правило, применение в проекте стабилизационных механизмов требует от участников дополнительных затрат, размер которых зависит от условий реализации мероприятия, ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие  затраты подлежат обязательному  учету при определении эффективности  проекта.

     Неопределенность  условий реализации инвестиционного  проекта не является заданной. По мере осуществления проекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и ранее существовавшая неопределенность "снимается".

     С учетом этого система управления реализацией инвестиционного проекта  должна предусматривать сбор и обработку  информации о меняющихся условиях его  реализации и соответствующую корректировку  проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между  ними.

     Для учета факторов неопределенности и  риска при оценке эффективности  проекта используется вся имеющаяся  информация об условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких-либо вероятностных  законов распределения. При этом могут использоваться следующие  три метода (в порядке повышения  точности):

  • проверка устойчивости;
  • корректировка параметров проекта и экономических нормативов;
  • формализованное описание неопределенности.

     Метод проверки устойчивости предусматривает  разработку сценариев реализации проекта  в наиболее вероятных или наиболее "опасных" для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается.

     Проект  считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях  интересы участников соблюдаются, а  возможные неблагоприятные последствия  устраняются за счет созданных запасов  и резервов или возмещаются страховыми выплатами.

     Степень устойчивости проекта по отношению  к возможным изменениям условий  реализации может быть охарактеризована показателями предельного уровня объемов  производства, цен производимой продукции  и других параметров проекта.

     Предельное  значение параметра проекта для  некоторого t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при  котором чистая прибыль участника  в этом году становится нулевой.

     Одним из наиболее важных показателей этого  типа является точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при  котором выручка от реализации продукции  совпадает с издержками производства.

     При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции  могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объему производства.

     По  мере увеличения уязвимости бизнеса  от финансовых рисков многие компании признают, что поиск решений проблем  риска может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Это обстоятельство заставило по-особому взглянуть на роль и место заведующего финансовым отделом (финансиста) компании и радикальным образом изменить его финансовые функции.

2. Этапы  и   процесс  принятия  решения 

  2.1. Процесс и процедура принятия решений

     Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление  логических схем выполнения операций.

          Методы разработки управленческих  решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы  анализа, обработки информации, выбора  вариантов действий и пр.

     Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных  работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

     Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

     Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или  иной мере  потребностям успешного  разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

     Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия  независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

Информация о работе Принятие решений