Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать природу и состав функций менеджмента.
Задачами курсовой работы являются:
проанализировать сущность и закономерности современного менеджмента;
провести анализ основных функций менеджмента;
охарактеризовать концепцию отраслевого менеджмента;
рассмотреть особенности проектирования и совершенствования организационных структур.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДМЕНТА 4
1.1. Природа менеджмента 4
1.2. Функции менеджмента 6
1.3. Концепция отраслевого менеджмента 9
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЭРОТРЕВЕЛ» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая социальная функция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров, возник и развивался с необычайной быстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного поколения. И действительно, там, где внедрялся компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.
Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования.
Цель курсовой работы – проанализировать природу и состав функций менеджмента.
Задачами курсовой работы являются:
проанализировать сущность и закономерности современного менеджмента;
провести анализ основных функций менеджмента;
охарактеризовать концепцию отраслевого менеджмента;
рассмотреть особенности проектирования и совершенствования организационных структур.
Объект работы – сущность и функции менеджмента.
Предмет работы – ООО «Аэротревел».
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДМЕНТА
1.1. Природа менеджмента
Процессы управления как особый вид человеческой деятельности возникают из необходимости обеспечить целенаправленность и согласованность работы участников коллектива. Если отдельный работник сам управляет своими действиями, то коллектив работников нуждается в руководителе, осуществляющем функцию управления, работу по управлению. Эта функция управления столь же необходима в процессе производственно-коммерческой деятельности, как приказ или команда командира в воинских частях. Всякий труд нуждается в управлении.
Понятие «менеджмент» довольно
быстро и прочно вошло в современный
отечественный экономический
Понятие «менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах — как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями. [5]
Менеджмент как наука и искусство управления базируется на теоретических положениях общей науки управления. Лексическое значение и употребление понятий «менеджмент» и «управление» в отечественной практике близки по смыслу, но не однозначны. Понятие «управление» используется в расширительной трактовке и распространяется на все виды систем (технические, биологические, социально-экономические и проч.) и все их иерархические уровни (макро, микро). Современное понятие «менеджмент» часто связывается с концепциями функционирования организаций в рыночных условиях и распространяется лишь на социально-экономические системы, т.е. организации, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность. [3, c.28]
Менеджмент как вид практической деятельности и процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления организациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня организационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, предприятие, отдельный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто повторяющейся элемент менеджмента составляет основное содержание деятельности менеджера в организации. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснованности управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид практической деятельности менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.
Менеджмент как аппарат управления организациями предполагает структурное оформление определенной сферы практической деятельности. Любая целенаправленная деятельность возникает и осуществляется определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. Понятие менеджмента как аппарата управления применительно к организациям имеет институциональное значение и включает [19, c.36]:
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему менеджмента организации выбранной стратегии развития, и обеспечивается системами оперативного менеджмента на предприятии.
1.2. Функции менеджмента
В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классификации функций.
Основатель административной школы управления А. Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. [11, c.46] Исторически они означали важный шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией предпринимателя оставалась инвестиция капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию планирования. Он назначил специальное плановое бюро. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни на управления, и тем более в таком систематизированном виде, как у Файоля.
Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирования) - одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно- штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте.
Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.
В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). Рассмотрим функции менеджмента по А.С. Большакову [7]: прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.
Специфика решаемых менеджером задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат их же деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.
Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.
Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности – на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные участки деятельности. Он делает с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает единицы измерения – наиболее важные для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации в то же время на работе данного индивида и помогали, ему делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
Наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной и возможных интерпретаций представляет собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.
Все эти операции могут, разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.
Конкретные функции управления
тесно связаны со спецификой предприятия
и основными сферами его
1.3. Концепция отраслевого менеджмента
Отрасль и рынок в рамках теории отраслевой организации трактуются как взаимозаменяемые понятия, если специально не оговаривается другое. В рамках вышерассмотренной первой парадигмы, так называемой Гарвардской традиции в отраслевой организации, функционирование отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, а те, в свою очередь, - от структуры рынка.
Конкретное определение рынка серьезно занимало западных исследователей, так как напрямую было связано с правильным измерением индекса концентрации. Если границы рынка определены слишком широко - настолько, что в него включены фирмы, не являющиеся реальными конкурентами, - то индекс концентрации будет заниженным; если рынок определен слишком узко, исключая значимых конкурентов, то индекс концентрации окажется завышенным.
Идеальное определение рынка должно учитывать возможности замещения как в потреблении, так и в производстве. Со стороны спроса фирмы являются конкурентами, если предлагаемые ими продукты являются хорошими заменителями друг друга в глазах покупателей. Но каким образом можно провести водораздел между "хорошими" и "не очень хорошими" заменителями? Чтобы ответить на этот вопрос надо выяснить, что произойдет, когда изменятся соотношения цен. Если, например, цена продукта А возросла на небольшой, но все-таки значимый процент и в результате многие потребители заменили продукт А на продукт В в значительных количествах, тогда А и В являются хорошими заменителями и должны быть отнесены к одному и тому же рынку. [16, c.73]
Трудности, встречающиеся при использовании этой концепции, состоят в том, что значимое замещение может иметь место только в пределах данных конкретных рядов цен, а не в других. В результате экономисты иногда уходят от такого разумного приема, как поиск видимого качественного пробела в ряду товаров-заменителей.
Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.