Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:54, реферат
Определение экономической разведки
Дать законченное определение очень важно, т.к. это стало бы первым шагом в юридическом закреплении данного вида деятельности. Поскольку до сих пор не было выработано общепризнанной терминологии, можно неофициально попытаться определить, что понимать под экономической или бизнес-разведкой. Известно, что 90% всей информации получается спецслужбами из открытых источников и лишь 5-7% получается нелегально, что и составляет суть разведки. Поэтому пока правовая часть не будет решена, слово "разведка" использовать нельзя, а нужно использовать термин "разведывательный анализ".
Природа и задачи экономической разведки
Определение экономической разведки
Дать законченное определение
очень важно, т.к. это стало бы
первым шагом в юридическом
В конечном итоге, не так важно, как этот вид деятельности назвать, важно, что под этим подразумевается. Что под этим подразумевает закон - непределено, на сегодняшний день, такого понятия в законе нет.
Экономическую разведку
можно определить, как сбор сведений
для деловых переговоров, выявление
ненадежного или
Также экономической разведке можно придать значение работы с открытыми источниками информации в правовом поле, не предполагающей никакой нелегальной работы. Это работа связана с появлением новых информационных технологий, когда благодаря доступу к современным профессиональным базам данных для предприятий малого бизнеса стало возможно то, что раньше было возможным только крупным фирмы и государственным структурам.
Экономическую разведку можно рассматривать как фактически частный случай общего цикла поддержки принятия решения, как анализ изменений условий бизнеса, ориентированный на превентивные действия, т.е. решение задачи прогнозирования ситуации на рынке. Служба экономической разведки, имея избыток информации, организованный в виде хранилища, должна в течение 10 минут выдавать информацию по достаточно сложному вопросу.
Экономическая разведка, деловая разведка, бизнес-разведка, конкурентная разведка, сбор деловой информации. Хотя эти понятия и имеют некоторые различия и свои особенности, можно считать их синонимами. Независимо от названия и нахождения, экономическая разведка должна работать по трем направлениям. Первое - сбор информации, наблюдение за конкурентами, что дает возможность своевременно раскрыть планы конкурентов по захвату лидерства или совершению других опасных для фирмы действий. Второе - поиск путей развития. Третье - разработка принципиально новых подходов к ведению бизнеса, которые открывают фирме пути к захвату лидерства в отрасли.
Деловая разведка - это особое искусство, искусство проведения глубоких исследований, терпеливого наблюдения и выдержки.
Под конкурентной разведкой понимают спланированные действия
по систематическому сбору и анализу информации
о таких процессах или событиях, происходящих
в окружающем мире, которые могут положительно
или отрицательно повлиять на работу предприятия
в целом.
Под термином система экономической разведки понимается организационная структура, занимающаяся вопросами сбора, проверки (верификации), обработки и анализа данных по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятия с дальнейшим использованием полученной информации для решения конкретных задач его хозяйственной деятельности.
Важно понимать, что конкурентная
разведка работает строго в рамках
закона. Проанализированная информация
о бизнес-окружении компании, в
том числе об ее конкурентах, передается
руководству компании. Только руководство
компании вправе принимать решения. Однако
на основании предоставленных конкурентной
разведкой сведений руководство предприятия,
как правило, может принять более правильное
решение, нежели когда оно руководствуется
только интуицией.
Источники конкурентной разведки –
это открытые источники. Но это вовсе
не означает, что конкурентная разведка
занимается исключительно анализом
газет и Интернета. Открытые источники
– это «незакрытые» источники. Помимо
опубликованной информации, существует
и такая информация, которую можно спросить
у ее носителя (при этом она не является
коммерческой тайной, а просто нигде не
опубликована). Есть и такая информация,
которую можно увидеть, если прибыть непосредственно
на место, где находится объект – носитель
информации. Наконец, есть масса сведений в самых разных источниках
– таких, как общие с конкурентом поставщики
или покупатели, собственные сотрудники
компании и многие другие источники…
Конкурентная разведка - это поставщик
проанализированных сведений для стратегического
планирования, инвестиций, бенчмаркинга,
разработки новых технологий и любой другой
деятельности, где необходимо принимать
решения, а время на принятие решения ограничено,
и при этом цена ошибки недопустимо высока.
Отличие конкурентной разведки от промышленного
шпионажа - в методах работы.
Промышленный шпионаж – инструмент государственных
спецслужб. Он лежит за гранью закона,
в том числе уголовного, и может проводиться
исключительно государственными спецслужбами,
только по поручению и в интересах своей
страны против иностранных государств.
Конкурентная разведка использует
многие методы из арсенала государственных
разведок, но не все, а лишь те, в которые
не противоречат закону.
В части инструментов конкурентная
разведка пересекается с маркетингом,
однако многие инструменты и методы ранее
(до середины 1980-х, когда впервые появилась
конкурентная разведка) встречались только
в арсенале государственных спецслужб.
Ресурс SPY.kz созданн для людей
занимающихся управлением компаниями,
топ-менеджмента маркетинговых структур,
служб экономической безопасности предприятий
и других структур, связанных с анализом
сегментов рынка и конкурентной среды.
Экономическая разведка
Современный бизнес сейчас уже не
мыслим без использования
Руководитель, который хочет добиться успеха в своем деле, должен учитывать экономические, социально-политические, рыночные и др. угрозы. Поэтому все больше предпринимателей начинают использовать методы конкурентной разведки в своей деятельности.
Конкурентная разведка
приобретает все большее
Система экономической разведки.
Экономическая разведка - инструмент стратегического маркетинга
Инструмент прогнозирования
Целью этого прогнозирования
являются нормативы
Выполнение нормативов конкурентоспособности предприятия в целом, его товаров, работ (услуг), новшеств, технологий, методов организации производства и менеджмента достигается путем выявления его конкурентных преимуществ, т.е. превосходства в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентом и позволяет удерживать имеющиеся конкурентные преимущества, либо создавать новое преимущество. Мы рассмотрим, естественно, только стратегические факторы конкурентного преимущества, так как говорим о стратегическом, а не о тактическом маркетинге.
Существуют различные подходы к классификации конкурентных преимуществ, их можно насчитать до 100 и более. Однако проблема состоит в том, что в нашей стране более половины этих конкурентных "преимуществ" невозможно идентифицировать как безусловное преимущество, потому что отсутствует достоверная информация о конкурентах.
Статистика - "третья ложь"
Совершенно очевидно, что статистики в РФ сегодня нет, орган статистики (Госкомстат) есть, а статистики нет. И даже не потому, что огромная часть предприятий вообще не сдает туда отчетность. Кстати, когда этот прискорбный факт выявили, то был издан федеральный закон № 2761-1 от 13 мая 1992 г. "Об ответственности за нарушение порядка представления статистической отчетности", который установил административные наказания за нарушение порядка представления отчетности. Этот закон действителен до сих пор, только он не действует. Даже договоренность Госкомстата с Министерством по налогам и сборам РФ об обязательном наличии штампа органа статистики на балансах предприятий, сдаваемых в налоговые инспекции, не всегда соблюдается. Да и не в этом дело.
Дело в том, что отчетность, сдаваемая официальным органам власти, не имеет ничего общего с реальным положением дел на предприятиях. Думаю, эта сентенция не нуждается в дополнительных пояснениях.
Таким образом, у предприятий появилась проблема: как использовать метод сравнения при идентификации своих конкурентных преимуществ при отсутствии сколько-нибудь достоверной информации о конкурентах?
Выручает разведка
Из 30 видов конкурентных преимуществ (и 100 возможных преимуществ как таковых) более половины невозможно определить из-за отсутствия какой бы то ни было информации в открытом доступе. И тут помогает экономическая разведка.
Бизнес-среда, в которой нам приходится существовать, выживать и процветать, достаточно агрессивна, а потому требует постоянной информации о ней, ее профессиональной обработки и анализа.
Попытка экономить деньги на службе экономической разведки в условиях агрессивной внешней среды и отсутствия открытой качественной информации неизбежно приводит к конкурентному отставанию, часто такому, которое уже невозможно наверстать, а следовательно, к поглощению предприятия конкурентом либо к его гибели. Часто приходится расплачиваться если и не всем бизнесом, то снятием с производства перспективных товаров или отказом от тех услуг, которые уже освоены конкурентами быстрее (раньше), дешевле и качественнее, а вы, пребывая в неведении, уже потратили огромную сумму средств на НИОКР этого товара, маркетинговые исследования, организацию его производства и т.д. Совершенно не очевидно, что служба экономической разведки требует огромных или просто существенных затрат. Очень часто бывает вполне достаточно одного настоящего профессионала, который подбирает двух-трех молодых людей и обучает их специальным навыкам.
Известный специалист в области экономической разведки и контрразведки А. И. Доронин так формулирует 2 предпосылки осуществления разведывательной деятельности в экономике.
Сбор, анализ и обработка информации в бизнес-разведке
ИБД
На основе собираемой и анализируемой информации обязательно рекомендуется создавать интегрированную базу данных (ИБД). Для чего? Как известно, целью всех предприятий (кроме общественных и благотворительных) является получение прибыли. Для роста прибыли существует всего три пути: рост доходов, снижение издержек, сокращение рисков. Вся работа службы экономической разведки сосредоточена на первом и третьем "путях" - увеличении доходов за счет эффективного формирования конкурентных преимуществ, правильной их идентификации и сокращении рисков.
Риски А. И. Доронин определяет следующим образом:
"На сформированной таким
образом информационной базе
решается широкий спектр задач
в интересах различных