Природа и задачи экономической разведки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:54, реферат

Описание

Определение экономической разведки
Дать законченное определение очень важно, т.к. это стало бы первым шагом в юридическом закреплении данного вида деятельности. Поскольку до сих пор не было выработано общепризнанной терминологии, можно неофициально попытаться определить, что понимать под экономической или бизнес-разведкой. Известно, что 90% всей информации получается спецслужбами из открытых источников и лишь 5-7% получается нелегально, что и составляет суть разведки. Поэтому пока правовая часть не будет решена, слово "разведка" использовать нельзя, а нужно использовать термин "разведывательный анализ".

Работа состоит из  1 файл

Экономическая разведка.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

В штатном расписании подразделение экономической разведки может быть залегендировано под  отдел по связям с общественностью, экономического анализа или маркетинговых исследований. Возможно также трудоустройство в различные отделы (отдел сбыта, юридический отдел, отдел снабжения и т.п.), имеющие ежедневные рабочие контакты с внешним окружением предприятия сотрудников подразделения экономической разведки, работающих под официальным прикрытием и выполняющих как разведывательные, так и контрразведывательные функции.

Встречаются и такие изощренные ходы, как выделение разведывательного  подразделения в коммерческую информационную (юридическую) фирму, учрежденную через подставных лиц и юридически никак не связанную со своим работодателем.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ  РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  РАЗВЕДКИ

Система экономической  разведки предприятия может получать данные из различных источников, как государственных, так и частных. Многие считают, что вся полезная информация разведывательного характера добывается только из секретных источников, на самом деле это совсем не так. По оценке адмирала Захариаса (зам. начальника разведки ВМС США), во время 2 мировой войны 95% информации разведка ВМС США черпала из открытых, 4% - из полуофициальных и только 1% из секретных источников. Это достаточно справедливо и для подразделений экономической разведки хозяйствующих субъектов. Например, изменению налоговой политики в 1990 году предшествовало обильное количество статей в различных экономических, политических и общественных изданиях.

Следовательно, основное внимание должно концентрироваться на организованном изучении официальных источников информации. На этапе выявления возможных источников информации необходимо провести тщательный анализ информационных связей сотрудников предприятия и его руководства в органах власти и управления, правоохранительных органах, банковских кругах и средствах массовой информации. Анализ проводится в целях учета этих связей и оценки реальных возможностей их эффективного использования в интересах предприятия. Обязательное участие руководства предприятия в системе экономической разведки обусловлено еще и тем, что в некоторых случаях только управленцы высокого уровня могут иметь доступ на конкурирующие предприятия, государственные учреждения и другие организации с возможностью легального получения полезной для предприятия информации. Американский опыт говорит, что руководители высшего ранга 70Ч80% своего рабочего времени проводят во внешних организациях. Что они там делают? Ответ очень прост: именно там они работают с информацией.

Детально разобравшись с имеющимися информационными возможностями, руководство предприятия и подразделение  экономической разведки совместно  должны определить, кто конкретно  из работников должен поддерживать контакты с тем или иным должностным лицом, журналистом и т.п. (Так, например, "Независимая газета" 28 февраля 1995 года сообщила, что с аналогичной целью ЦРУ США проводило специальный опрос оперативного состава для выяснения связей своих сотрудников в Конгрессе США.)

К решению информационных задач в обязательном порядке должны привлекаться не только штатные сотрудники подразделения экономической разведки, но сотрудники других функциональных подразделений предприятия. При этом в обязательном порядке должны учитываться способности и желание сотрудника предприятия принять участие в решении Чспециальной маркетинговой задачиЧ. При отсутствии у сотрудника желания сотрудничать с подразделением экономической разведки, возможно его использование Чв темнуюЧ, т.е. в виде зашифрованного опроса или в форме письменного отчета о проделанной работе. В случае согласия сотрудника предприятия выполнять задания подразделения экономической разведки, ему должно быть оказано всяческое консультационное и информационное содействие.

Необходимо отметить, что письменные отчеты сотрудников предприятия о полученных ими сведениях имеют важное значение не только при их текущем использовании. Хорошим заделом на будущее является обязательный перевод всех информационных документов с бумажных носителей на электронные и хранение их в интегрированном банке данных.

Большое значение имеет использование  в системе экономической разведки филиалов, торговых представительств и сервисных центров предприятия, которые могут внести весьма весомую лепту в решение различных информационных задач. Если обратиться к зарубежному опыту, то западные компании активно используют свои филиалы в различных странах для сбора политической и экономической информации о стране дислокации. В качестве примера можно рассмотреть некую корпорацию, где открыто пропагандируется тезис "Информация - источник жизненной силы компании". Сотрудники этой фирмы, работающие в 200 филиалах, представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира по космической связи посылают ее в главный офис примерно по 80 тысяч сообщений в год. Сбор разнообразной полезной информации является неотъемлемой составной частью служебных обязанностей каждого сотрудника корпорации.

Исходя из российской практики, следует отметить и такой факт, что иногда получить необходимую информацию о конкуренте или партнере через его филиальную сеть значительно легче, чем при лобовой атаке его головной конторы.

В целях более эффективного использования поступающих на предприятие  печатных и электронных изданий, необходимо провести их учет. Вся пресса в обязательном порядке должна просматриваться ответственным за это лицом и согласно разработанного классификатора соответствующим образом сортироваться, обрабатываться и храниться, в том числе и СМИ, поступающие в электронном виде.

 В связи с тем, что руководство предприятия, как правило, заинтересовано в самой различной информации (общеполитической, экономической, банковской, технологической, справочной, криминальной и т.п.) объективно возникает необходимость установления подразделением экономической разведки деловых контактов со специализированными фирмами, основным профилем которых является сбор, накопление и анализ информации по тому или иному направлению, представляющему интерес. Вопрос финансирования внешней информационной структуры решается в зависимости от объема и характера задач, которые предполагается на нее возложить.

 

 

 

 Рассмотрим конкретную  ситуацию, когда проведение мероприятий  разведывательного характера позволяет  значительно минимизировать предпринимательские  риски. На предприятие К выходит фирма N с предложением разместить акции предприятия на фондовых рынках США на сумму 25 млн. долларов. Сумма оплаты за оказание данной услуги - 450 000 долларов США, с условием - 50% предоплаты. На вопросы же о том, кто конкретно будет проводить исследование американского рынка и размещать акции, руководство фирмы N отвечает весьма уклончиво.

Для получения необходимой  предварительной информации перед  подразделением экономической разведки предприятия ставится задача по проверке состоятельности предложений потенциального партнера.

Используя ранее наработанные информационные связи, были получены сведения о регистрации, учредительных документах фирмы N и  ее предыдущей хозяйственной деятельности. Затраты на получение информации составили около 200 долларов США. Для получения информации об американском партнере фирмы N подразделение экономической разведки предприятия обратилось с запросом в корпорацию Дан энд Бредстрит (контактный телефон (095) 940-18-16, 940-92-20, 940-17-02). По истечении двух недель был получен детальный ответ. Оплата услуг корпорации по предоставлению информации составила около 250 долларов США. Итогом проделанной службой безопасности информационной работы стала детальная справка руководству предприятия.

 

В данном документе был  приведен анализ полученных данных и дана рекомендация об отказе от дальнейшего сотрудничества:

 во-первых, фирма N была зарегистрирована всего  за полгода до своего выхода  с коммерческим предложением  на предприятие К;

 во-вторых, по юридическому  адресу фирмы N зарегистрировано около 250 различных фирм и организаций (фирма зарегистрирована по купленному юридическому адресу);

в-третьих, руководство  фирмы до этого бесславно занималось совершенно другим родом деятельности, где понесло значительные убытки;

в-четвертых, сделок, подобно предлагаемой, фирма не проводила;

 в-пятых, американский  партнер фирмы N реально существует, но в то же время явной  инвестиционной активности не  проявляет. 

Компания зарегистрирована в небольшом городке, где занимает довольно скромный офис. Ее штат насчитывает всего два человека.

Изучив данную информационную справку, руководство предприятия приняло  решение о нецелесообразности дальнейшего  сотрудничества с фирмой N. Как и  в любой другой деятельности, эффективность  экономической разведки определяется по схеме затраты эффект. Для разведдеятельности можно назвать три вида эффекта:

  • прибыль;
  • экономия средств;
  • предотвращение материального и морального ущерба.

Для показанной ситуации эффектом явилось предотвращение потерь в объеме 450000 долларов в виде оплаты за услуги фирмы N. Затраты на установление ее надежности составили три недели и около 500 долларов США (включая счета за телефонные переговоры и проездные документы). Руководству предприятия было наглядно доказано, что подразделение экономической разведки при небольших затратах и высокой оперативности добились отличных результатов, предотвратив значительные финансовые и моральные потери предприятия. Поэтому было принято решение о премировании сотрудников, быстро и качественно решивших поставленную задачу, в размере двух месячных окладов.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  РАЗВЕДКИ

Данные, собранные в  результате проведения разведывательной деятельности, не являются информацией  до тех пор, пока они не пройдут  аналитическую обработку экспертом в соответствующей области. Качество получаемой в результате аналитической обработки информации в большей степени зависит от квалификации аналитика. Не секрет, что человеческая психология такова, что очень часто для подтверждения своей точки зрения отбирают "удобные" данные, а "нежелательные" - недооценивают и оставляют без внимания.

"Сырые" данные, как таковые,  не содержат в себе никакой  информации, если их не рассматривать  в сочетании с другими и  не указывать их значение среди  всего накопленного информационного массива. Если взять некоторое количество данных, то мы обнаружим, что, хотя каждый элемент в отдельности не имеет почти никакого значения, то соединенные вместе, они показывают довольно ясную картину происходящего.

В результате аналитической обработки потребителю выдается осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесенных данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной поставленной задачи.

Основным методом информационно-аналитической работы подразделения экономической разведки предприятия является интеграция сведений. Признаки угроз и кризисных ситуаций проявляются в разное время и со стороны различных объектов, фиксируются с различной степенью полноты и детализации различными источниками, поэтому установление причинно-следственной связи между происходящими событиями, требует проведения многофакторного анализа всей поступающей на предприятие информации.

Например, комплексная оценка рисков инвестиционных устремлений к предприятию  требует от аналитика учета и оценки следующих данных: - предложения по приобретению акций предприятия (в том числе устные и анонимные) со стороны внешних лиц и организаций, с фиксацией характера их осведомленности о предприятии и прозвучавших в предложениях ссылок на третьи лица; - учредительские, акционерные, деловые и иные связи указанных лиц и организаций, их участие в зарегистрированных сделках с ценными бумагами предприятия, их связи с сотрудниками предприятия, возможные связи в криминальной среде; - акционеры предприятия, в том числе из числа сотрудников, динамика перераспределения акций; -  факты давления на акционеров, создания вокруг них ситуаций, провоцирующих продажу ими своих пакетов акций, и др.

Перечисленные сведения рассредоточены по целому ряду источников, включая:

а) структурные подразделения предприятия (отдел кадров, служба безопасности, отдел ценных бумаг);

б) реестр акционеров предприятия;

в) фондовые биржи (торговые площадки), на которых обращаются ценные бумаги предприятия;

г) органы государственной регистрации (регистрационные палаты, управления государственной статистики);

д) средства массовой информации.

Сведение воедино содержащейся в них информации позволяет:

выявить инвестиционные устремления  к предприятию со стороны фирм и организаций, контролируемых криминальными структурами, устанавливать круг вероятных авторов анонимных обращений;

распознать негативные тенденции  в перераспределении акций (приобретение монопольного влияния на предприятие  со стороны "портфельных спекулянтов", иных недобросовестных партнеров);

предотвратить криминальные устремления  к акционерам из числа руководителей  и сотрудников предприятия, обеспечить необходимую фактуру для обращения  в правоохранительные органы.

Как показывает практика, объем информации, необходимой для работы аналитиков, достаточно велик. Поэтому, для эффективного доступа к имеющейся в распоряжении предприятия информации, необходимо создание интегрированного банка данных. С помощью этого инструмента решаются как учетно-справочные и статистические (кадры, контакты, события, партнеры, конкуренты, реклама и др.), так и информационно-логические задачи (экспресс-оценка делового партнера, оценка инвестиционного риска, анализ событий, изучение деловых связей конкурента, оценка сферы влияния, конфликтных и кризисных ситуаций и т.д.). Далее эти методики будут рассмотрены более подробно.

 

 

 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ  РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

Информация оперативно-тактического и стратегического характера должна поступать к должностным лицам, занимающимся планированием и несущим ответственность за принятие решений, согласно имеющегося у них допуска к конфиденциальной информации. Система экономической разведки должна не только обеспечить необходимой информацией всех заинтересованных лиц, но и одновременно обеспечить контроль за ее целевым использованием. К ознакомлению с конфиденциальными разведывательными документами сотрудники предприятия могут быть допущены только после прохождения проверки на лояльность и в случае имеющейся на то производственной необходимости.

Несмотря на все вышеприведенные  профилактические меры в разведывательном документе, не должно быть ссылок на источник получения информации, поскольку  это может привести не только к конфликтной ситуации, но и к его потере. Особо конфиденциальная информация должна выдаваться только первому лицу предприятия.

Информация о работе Природа и задачи экономической разведки