Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – подробно рассмотреть процесс принятия управленческого решения.
Высокая значимость управленческих решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой организации. Современная наука об управлении и теория принятия управленческих решений возникли после появления организаций в современном понимании. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений.
Глава 1Содержание и этапы процесса принятия управленческих решений
1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация
1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.3 Этапы процесса принятия решения
1.4 Характер процесса принятия решений
Глава 2. Методы и условия принятия решения
2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения
2.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Глава 3. Роль руководителя в процессе разработки управленческого решения
3.1 Предпосылки, определяющие рациональность решения.
3.2.Ключевая роль руководителя.
3.3 Поведенческие особенности руководителей.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский экономический институт»
Курсовая работа
по«Управленческие решения»
(название дисциплины)
на тему Природа процесса принятия решений.
Выполнил Комарова Е. А.
Проверил_________________
Москва 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1Содержание и этапы процесса принятия управленческих решений
1.1 Виды и признаки
1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.3 Этапы процесса принятия
1.4 Характер процесса принятия решений
Глава 2. Методы и условия принятия решения
2.1 Методологические аспекты
2.2 Факторы, влияющие на процесс
принятия управленческих
Глава 3. Роль руководителя в процессе разработки управленческого решения
3.1 Предпосылки, определяющие
3.2.Ключевая роль
3.3 Поведенческие особенности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Высокая значимость
управленческих решений в менеджменте
предопределяется тем обстоятельством,
что решения оказывают влияние
на все функции управления в любой
организации. Современная наука
об управлении и теория принятия управленческих
решений возникли после появления
организаций в современном
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является главной частью процесса управления, средоточием, вокруг которого вращается жизнь каждой организации.
Цель курсовой работы – подробно рассмотреть процесс принятия управленческого решения.
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – технология эффективного принятия решений в процессе управления.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Виды и
признаки управленческих
Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- Эффективность;
-Оптимальность;
-Реализуемость.
Признаки управленческих решений:
- Существование цели;
- Наличие альтернатив;
- Волевой акт.
Классификация
управленческих решений может быть
сформирована на основании критериев,
которые для каждой организации
различны. Однако существует некоторая
общая классификация, которая может
служить основой для
- Субъективно-объектный признак;
-
Степень охвата объекта
- Содержание задачи;
- Форма решения;
-
Степень определенности
- Длительность действия;
- Основание действия;
- Функции в процессе управления и т. д.
Более подробная классификация представлена в приложениях в таблице 1.
1.2 Содержание
процесса принятия
Процесс принятия
решений - это цикл действий субъекта
управления, направленных на разрешение
назревшей проблемы на основе знания
объективных законов
График процесса представлен на рис. 1:
Элементы процесса принятия решения являются функциями принятия решений. Ниже раскрывается содержание этих функций.
1. Постановка задач по управлению
Принятие
решений начинается с постановки
задач, и данный конкретный цикл заканчивается,
когда выполнена задача, которая
послужила началом данного
2.Поиск вариантов
Такой поиск
заключается в получения
3. Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов.
Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием соответствующих методов и критериев.
4. Выбор.
Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает решение.
5. Реализация принятого решения на практике.
Решение переводится из плоскости абстрактного планирования в плоскость профессиональной реальности.
6. Последующий анализ и контроль.
Последующий анализ должен подтверждать, что принятое решение действительно приведет к исходу, решающему те задачи по управлению, которые и привели к началу данного процесса.
Степень взаимосвязанности в процессе.
Как показано на рис. 1, функции принятия решений очень тесно взаимосвязаны с процессом принятия управленческих решений. Эту взаимосвязь очень легко себе представить, поразмыслив над негативными последствиями, которые могут быть связаны с тем, что какой-либо функции не было уделено надлежащего внимания, или с тем, что был произвольно изменен порядок функций. В случае если выбранный вариант, после принятия на его основе соответствующего решения, не приводит к достижению желаемого результата, то здесь менеджер, ответственный за принятие решения по данному вопросу, может обратиться к любому из «подпроцессов», упомянутых на рис. 1: корректирующее действие, возобновление поиска альтернативных вариантов или переосмысление первоначальной задачи или цели.
Динамика процесса.
Динамика
процесса, представленного на рис. 1,
предопределяется тем влиянием, которое
функции принятия решения оказывают
друг на друга по отдельности и
в комбинации. Динамика данного процесса
находит свое выражение, в частности,
во взаимосвязи между функциями
принятия решений. Существование такой
взаимосвязи означает, что данные
функции имеют большую
1.3 Этапы процесса принятия решения.
На рис. 2 наглядно отображен состоящий из восьми этапов процесс принятия решений, который начинается с этапа идентификации проблемы, определения критериев, влияющих на решение, и распределения этих критериев по степени важности.
Рис. 2. – Процесс принятия решений[1]
Затем следует
этап определения вариантов, их анализ
и выбор способа, с помощью
которого можно разрешить возникшую
проблему. На последующих этапах выбранный
вариант реализуется; завершается
процесс стадией оценки эффективности
принятого решения. Данный порядок
применим как при принятии решений
личного характера, так и при
определении корпоративных
Этап 1. Идентификация проблемы.
Процесс принятия решений начинается с возникновения и выявления определенной проблемы или, что является более точным, некоего расхождения между существующим и желаемым состоянием дел.
Идентификация проблемы — процесс субъективный. Более того, менеджер, сумевший решить изначально неправильно идентифицированную проблему, работает так же неэффективно, как и его коллега, который не сумел правильно определить проблему и не предпринял никаких действий[2]. Таким образом, идентификация проблемы — важный и сложный этап процесса принятия решений. Прежде чем какая-либо ситуация обернется проблемой, менеджер должен знать о несоответствии между желаемым и действительным положением дел, оказаться в условиях, требующих определенных действий, и иметь необходимые для этого ресурсы. На рис. 2 перечислены типичные характеристики любой проблемной ситуации.
Для того, чтобы определить наличие несоответствия между желаемым и действительным, менеджерам необходимо сравнить текущее состояние дел с определенным стандартом или нормой. В качестве такого стандарта можно использовать показатели эффективности работы за прошлые периоды, намеченные раньше цели либо показатели эффективности других подразделений компании или других организаций.
Рис. 2 – Характеристики проблемы[3]
При этом если менеджер знает о каком-либо расхождении, но условия не вынуждают его к определенным действиям, решение проблемы часто откладывается на неопределенное будущее. Следовательно, чтобы инициировать процесс принятия решения, проблема должна «давить» на менеджера, принуждая его к действиям. Такое воздействие может быть следствием общей политики компании, поджимающих сроков, финансовых кризисов, жалоб потребителей и подчиненных, требований и ожиданий начальства либо грядущая оценка эффективности работы менеджера.
В общем и
целом, как правило, менеджер не станет
характеризовать ситуацию как проблемную,
если он чувствует, что обладает достаточными
полномочиями, бюджетом, информацией
и прочими необходимыми ресурсами
для решения проблемы. Если управленец
понимает, что определенная проблема
существует, и ощущает принуждение
к действиям, но при этом предвидит,
что имеющихся в его
Этап 2. Определение критериев, влияющих на решение.
После того как менеджер идентифицировал проблему, требующую разрешения, необходимо определить критерии, влияющие на ее решение.
Независимо от того, насколько точно определены критерии, влияющие на решение, каждый, кто сталкивается с этой задачей, руководствуется в процессе принятия решений некими критериями. На данном этапе процесса принятия решений не выбранные менеджером критерии столь же важны, как и выделенные им. Таким образом, если лицо, принимающее решение, на этом втором этапе не определяет конкретные характеристики как критерии, влияющие на итог данного процесса, они рассматриваются как не имеющие к этому решению отношения.
Этап 3. Распределение критериев по степени важности.
Поскольку критерии, определенные на предыдущем этапе процесса принятия решений, не равноценны по степени важности, менеджеру необходимо определить весовой коэффициент каждого критерия с тем, чтобы назначить приоритеты в ходе принятия решения. Простой способ заключается в том, что сначала самый важный критерий оценивается 10 баллами, а затем всем остальным факторам присваиваются оценки по мере убывания их важности. Таким образом, в отличие от критерия, оцененного 5 баллами, наиболее важный фактор будет в два раза весомее. Разумеется, в качестве высшей оценки можно использовать 100 или 1000 баллов или любое другое число по выбору. Идея в том, чтобы на основе своих личных предпочтений определить приоритеты критериев, способных повлиять на то или иное решение, а затем указать их важность, присвоив каждому из них конкретный весовой коэффициент.
Этап 4. Определение существующих вариантов.
На четвертом этапе лицо, принимающее решение, должно определить все реальные варианты, которыми можно воспользоваться для разрешения имеющейся проблемы.
Этап 5. Анализ вариантов.
После определения вариантов лицо, принимающее решение, должно критически проанализировать каждый из них. Преимущества и недостатки каждого варианта становятся очевидными по мере того, как они сравниваются с помощью критериев и их весовых коэффициентов, установленных на этапах 2 и 3.