Природа процесса принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – подробно рассмотреть процесс принятия управленческого решения.
Высокая значимость управленческих решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой организации. Современная наука об управлении и теория принятия управленческих решений возникли после появления организаций в современном понимании. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений.

Содержание

Глава 1Содержание и этапы процесса принятия управленческих решений
1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация
1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.3 Этапы процесса принятия решения
1.4 Характер процесса принятия решений
Глава 2. Методы и условия принятия решения
2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения
2.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Глава 3. Роль руководителя в процессе разработки управленческого решения
3.1 Предпосылки, определяющие рациональность решения.
3.2.Ключевая роль руководителя.
3.3 Поведенческие особенности руководителей.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая не удалять!!!!!!!Word.docx

— 294.24 Кб (Скачать документ)

 

Существует  несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей  объективно рассчитать риск. Доклады  федерального правительства по вопросам труда, экономики, результаты переписей содержат огромный массив данных по структуре народонаселения, росту цен, распределению доходов, инфляции, заработной плате и т. д. Крупные торговые организации предоставляют информацию, имеющую особый интерес для конкретных отраслей, например, о том, сколько женщин в возрасте от 19 до 25 лет читают ежемесячно журнал «Космополитен» в противовес «Тайм».

 

Когда внешняя  информация недоступна, организация  может добыть ее своими силами, проведя  исследование. Анализ рынка настолько  широко используется для прогнозирования  восприятия нового продукта, телевизионных  шоу, кинофильмов и политиков, что  он сам по себе превратился в важную сферу деятельности почти всех крупных  организаций, имеющих дело с широкой  публикой. Однако анализ рынка не имеет  статуса строго научного исследования. Например, именно по результатам подобного  анализа фирма «Коламбиа Пикчерз» решила не участвовать в производстве фильма «Е. Т.». Это решение последовало  как реакция на вывод, оказавшийся  неверным, что фильм рассчитан  на 8 - летних детей, а на практике он стал самым кассовым за все время  существования кинематографа.

 

Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для  того, чтобы прогноз оказался статистически  достоверным. Нельзя было, например, предсказать, купят или не купят миллионы американцев  персональные компьютеры, опробовав  идею всего на нескольких десятков семей. Нужна была реакция нескольких сотен респондентов. Кроме того, вероятность достоверна только как  средняя величина и в долгосрочной перспективе. Так, если страховая компания, имеющая полисы на 50 тыс. автомобилей, в состоянии предсказать убытки от аварий с высокой степенью точности, опираясь на статистические средние  для всей популяции данные, руководитель мелкой компании не сможет этого сделать. Одна из 15 машин компании может попасть в необычную аварию и причинить ей многомиллионный ущерб.

 

Во многих случаях организация не располагает  достаточной информацией для  объективной оценки вероятности, однако, опыт руководства подсказывает, что  именно может, скорее всего, случиться  с высокой достоверностью. В такой  ситуации руководитель может использовать суждение о возможности свершения  альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

 

Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных  результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы  настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге  вероятность определенного последствия  невозможно предсказать с достаточной  степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится менять в быстро меняющихся обстоятельствах. Наибольшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Решения министерства обороны  о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую изначально неопределенны. Причина в том, что никто не знает - как будет использовано оружие и произойдет ли это вообще, а  также какое оружие может применить  противник. Поэтому министерство часто  не в состоянии определить, будет  ли новое оружие действительно эффективно к тому времени, когда оно поступит в армию, а это может произойти, например, через 5 лет. Однако на практике очень немногие управленческие решения  приходится принимать в условиях полной неопределенности.

 

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

 Вторая  возможность - действовать в точном  соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и  сделать предположение о вероятности  событий. Это необходимо, когда  не хватает времени на сбор  дополнительной информации или  затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения  имеют важнейшее значение при  принятии управленческих решений.

 

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

3.1 Предпосылки,  определяющие рациональность решения

Рис. 3 – Предпосылки, определяющие рациональность решения[5]

 

 

На рис. 3 представлена общая картина, отображающая предпосылки рациональности решения.

 

·          Четкость проблемы. Для принятия рационального  решения проблема должна быть определена четко и однозначно. Предполагается, что лицо, принимающее решение, имеет  полную информацию о ситуации, относительно которой принимается решение.

 

·          Ориентированность на достижение цели. При рациональном принятии решения  конфликт по поводу цели даже не возникает. Независимо от того, какое решение  необходимо принять — выбор модели нового компьютера или колледж для  поступления, определение оптимальной  стоимости новой продукции или  подбор подходящего кандидата на вакантную должность, — лицо, принимающее  решение, имеет единственную и четко  определенную цель, которую и пытается достичь.

 

·          Знание вариантов. Предполагается, что  лицо, принимающее решения, мыслит творчески, может определить все соответствующие  критерии и перечислить все жизнеспособные варианты. Более того, данное лицо осознает все возможные последствия выбора любого из имеющихся вариантов.

 

·          Четкость предпочтений. Рациональность решения предполагает, что все  критерии и варианты можно четко  классифицировать по степени важности.

 

·          Постоянство предпочтений. В дополнение к точно обозначенной цели и предпочтениям  предполагается, что выбранные конкретные критерии, влияющие на решения, носят  постоянный характер и что степень  важности, присвоенная им, также  неизменна на протяжении всего периода  принятия решения.

 

·          Отсутствие временных или материальных ограничений. Предполагается, что лицо, принимающее полностью рациональное решение, может собрать полную информацию обо всех критериях и вариантах, поскольку оно не ограничено никакими временными или стоимостными рамками.

 

·          Максимальная отдача. Лицо, принимающее  полностью рациональное решение, всегда выбирает вариант, способный дать максимальные результаты.

 

Все описанные  выше предпосылки, положенные в основу рациональности, применимы к решениям любого типа. Принятие рациональных решений  в сфере менеджмента предполагает, что такие решения принимаются  для максимального обеспечения  экономических интересов компании. Иными словами, подразумевается, что  лицо, принимающее решение, стремится  предельно полно следовать интересам  организации, а не своим собственным.

 

В реальном мире управленческие решения можно  принимать на основе таких предпосылок, только если соблюдены следующие  условия: перед менеджером стоит  довольно простая проблема, цели предельно  ясны, количество вариантов ограничено, временные ограничения минимальны, материальные затраты на поиск и  оценку вариантов низки, организационная  культура поддерживает новаторство  и не препятствует принятию риска, а  результаты решения проблемы относительно конкретны и измеряемы. Однако подавляющее  большинство решений, с которыми сталкиваются менеджеры в реальном мире, этим критериям не удовлетворяют[6].

 

Поскольку в  реальном мире абсолютная рациональность совершенно недостижима, ожидается, что  менеджер в ходе принятия решения  будет следовать принципу ограниченной рациональности. Любому менеджеру известно, что для того, чтобы правильно принимать решения, необходимо выполнить конкретные действия: определить проблему, рассмотреть имеющиеся варианты, собрать информацию и действовать решительно, но благоразумно. Следовательно, от менеджера ждут, что в ходе принятия решений он будет придерживаться правильной линии поведения. Поступая, таким образом, менеджеры демонстрируют руководителям организации, своим коллегам и подчиненным, что они компетентны, а их решения принимаются в результате разумного, рационального и осмотрительного обсуждения.

 

3.2 Ключевая  роль руководителя

 

Человеческий  фактор предполагает, что в сложном  процессе разработки управленческих решений  ключевую роль играет человек. От слаженной  работы всех работников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.

 

Человеческий  фактор принятия управленческих решений  включает:

 

1) Умелое  делегирование полномочий;

 

2) Осуществление  коммуникаций, наличие обратной  связи с персоналом и потребителями;

 

3) Поведенческие  особенности руководителей, организационная  культура;

 

4) Стиль руководства,  отношение к нанятому персоналу  и организация совместной работы  с целью разработки управленческих  решений;

 

5) Методы  кадровой работы и система  управления персоналом;

 

6) Своевременное  предупреждение конфликтов.

 

Делегирование полномочий, обратная связь с персоналом, модель поведения руководителя, отношение  к работникам, стиль общения с  потребителем, климат, культура организации, все это факторы взаимодействия человека и процессов в организации. Особое значение придается способностям менеджеров, руководителей организовать персонал, привлечь его для участия  в процессе разработки решений. Коллегиальные  и коллективные решения более  эффективны, нежели индивидуальные, поэтому  руководитель должен умело направлять персонал к осуществлению целей  организации и делегировать полномочия для решения задач.

 

Делегирование полномочий — это передача прав и ответственности от вышестоящего руководителя к нижестоящему, от линейного  руководителя к руководителю штабной  структуры, от руководителя непосредственно  к подчиненному.

 

Умелое делегирование  полномочий — неотъемлемая составляющая процесса принятия коллективных управленческих решений. Если руководитель не делегирует полномочия, то управленческие решения  принимаются им единолично.

 

В классической литературе по менеджменту рассматриваются  трудности, которые возникают у  руководителей при делегировании  ими полномочий. Так, Уильям Ньюмен приводит пять причин нежелания руководителей  делегировать полномочия:

 

1) Заблуждение  руководителя «Я это сделаю  лучше». Но если руководитель  не будет разрешать подчиненным  выполнять новые задания с  дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию.

 

2) Руководители  так погружаются в повседневную  работу, что пренебрегают более  общей картиной деятельности. Будучи  не в состоянии охватить долгосрочную  перспективу в череде работ,  они не могут полностью осознать  значение распределения работы  между подчиненными.

 

3) Отсутствие  доверия к подчиненным. Если  руководители действуют так, как  будто не доверяют подчиненным,  то подчиненные на самом деле  будут работать соответствующим  образом. Они потеряют инициативность  и почувствуют необходимость  часто спрашивать, правильно ли  выполняют работу.

 

4) Боязнь  риска. Поскольку руководители  отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может  породить проблемы, за которые  им придется отвечать.

 

5) Неэффективные  механизмы контроля. У руководства  будут причины для беспокойства  относительно делегирования дополнительных  полномочий подчиненным. 

 

Причины нежелания  делегировать полномочия или напротив, принимать ответственность на себя, кроются в особенностях психологии личности работников. Значимым является: эмоциональное взаимодействие между  членами трудового коллектива, избранные  управляющими модели поведения и  формы контроля за исполнением решений, обратная связь с подчиненными, мотивирование  работников для участия в процессе разработки ответственных решений.

 

Только сами руководители могут сделать процесс  делегирования полномочий и разработки совместных управленческих решений  эффективным. Руководитель направляет, стимулирует, организовывает, определяет политику, формирует культуру организации.

 

3.3 Поведенческие  особенности руководителей.

 

Поведенческие особенности руководителей включают:

 

1) Используемые  руководителем методы оценки  и контроля.

 

2) Реагирование  на возникновение в организации  проблем или критических ситуаций.

 

3) Реализуемую  ролевую модель, побуждающую работников  к подражанию.

 

4) Критерии  распределения ресурсов организации. 

 

5) Критерии, по которым руководитель определяет  уровень вознаграждения и статус  работника 

 

6) Критерии, которые использует руководитель  при найме, отборе, продвижении,  переводе и увольнении работников.

 

Модель поведения  руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя — это  поступки, рассказы, жаргон, символы, символические  действия. Это основной механизм закрепления  основ культуры.

 

Формирование  культуры руководителями происходит через  неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.

Информация о работе Природа процесса принятия решений