Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:19, контрольная работа
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии.
Теоретическая часть
Введение………………………………………………………………………………….......3
Централизация и децентрализация………………………………………………………….....4
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации…………….………4
Степень централизации и децентрализации и показатели для её оценки…….…….…5
Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации…………………6
Практическая часть
Характеристика компании ООО «Евросеть-Новосибирск»……………………………….7
Заключение…………………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………………….15
Тема 18.
Проблемы централизации и децентрализации при построении структур управления
Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………
Централизация
и децентрализация…………………………………
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации…………….………4
Степень централизации и децентрализации и показатели для её оценки…….…….…5
Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации…………………6
Практическая часть
Характеристика
компании ООО «Евросеть-Новосибирск»……………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Представления о роли и месте
управления организацией, о содержании
управленческой деятельности, методах
и принципах её осуществления
неоднократно претерпевали существенные
изменения с тех пор, как управление
стало рассматриваться как
Объектами управленческой деятельности являются организации. Термин «организация» в менеджменте имеет два смысла:
- процесс создания самой системы, функционирование отдельных ее элементов. В этом случае термин «организация» используется для обозначения процесса упорядочения чего-либо, приведение каких либо частей в систему, способную сохранять единство этих частей;
- объект, являющийся результатом процесса организации, который сам является единой структурой со своими взаимосвязями и соотношениями частей и целого. Например, какой-либо хозяйствующий субъект: предприятие, фирма, банк, компания.
В процессе управления происходит делегирование
прав и обязанностей для организации
взаимодействия различных органов
управления и распределения задач,
решаемых различными работниками. Руководители
должны передавать своим сотрудникам
свои права и обязанности, иначе
требуемая работа просто будет не
выполнена. Поэтому организация работ
- это функция, которую должны осуществлять
все руководители, в независимости от
их ранга, т.е. принимать решения о выборе
структуры организации. Важно выбрать
ту структуру, которая лучше всего отвечает
целям и задачам организации. Наилучшая
структура - это та, которая наилучшим
образом позволяет организации эффективно
взаимодействовать с внешней средой продуктивно
и целесообразно распределять и направлять
усилия своих сотрудников и таким образом
удовлетворять потребности клиентов и
достигать своих целей с высокой эффективностью.
Создание такой структуры и называется
проектированием организации. Элементами
проектирования организации, наряду с
другими, являются централизация и децентрализация. В некоторых организациях
высшие руководители принимают все решения,
а управляющие низшего уровня лишь выполняют
их директивы. В других организациях процесс
принятия решении перемещается вниз к
руководителям, наиболее тесно связанным
с конкретными проблемами, по которым
принимаются решения. Первый случаи известен
как централизация,
второй - как децентрализация. Рассмотрим этот
вопрос более подробно.
Централизация - сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. Децентрализация - передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.
При проектировании организации особую значимость приобретает вопрос о том как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить, какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важный момент построения организации - это деление работ по вертикали. Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения, - дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений. Это вопрос об относительном объеме полномочий, делегируемых различным элементам организационной структуры. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой общую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений называются централизованными. Децентрализованные организации — это такие организации, в которых полномочия разделены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации
Термин "централизация" относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.
Преимущества централизации:
- улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
- сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которых одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
- централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации:
- управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества, требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
- децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, ее знает.
- децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как и независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
- децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта.
Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней. Кроме этого повышается автономность в принятии решений в отдельных подразделениях, сокращению сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность. Эти подразделения представляют собой относительно автономные, самофинансируемые небольшие компании в структуре основной компании. Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим числом уровней управления и более широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу полномочий вниз, децентрализацию управления. Создаются условия для деятельности более профессионально подготовленных руководителей, сокращения сети коммуникаций, уменьшения административной дистанции между уровнями управления. Как показывает опыт, распространение информационных технологий в управлении, повышение роли стратегических и маркетинговых функций в условиях обостряющейся конкурентной борьбы приводят в ряде случаев к тому, что операторы-исследователи и другие работники новых специальностей все в большей мере занимаются принятием решений. Происходит разделение между стратегическими функциями управляющих высшего уровня и текущими функциями руководителей среднего звена.
Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах "команд и контроля", как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. Кроме этого централизация закрывает пути получения преимуществ децентрализации, но и наоборот, децентрализации недоступны некоторые преимущества централизации.
Степень централизации и децентрализации и показатели для её оценки
Проблема выбора между централизацией и децентрализацией - это проблема выбора оптимальной конструкции организации. Степень централизации варьируется от организации, где большая часть полномочий, если не все, необходимых для принятия важнейших решений, остается на высшем уровне управления, до организации, где больная часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями, или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Понять насколько данная организация централизованна в сравнении с другими, можно, определив следующие ее характеристики.
- количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации;
- важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звеньев смогут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.
- последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижнего и среднего звеньев могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.
- количество контроля за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильны. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности уровня прибыльности и роста организации.
В рамках одной и той же организации одни отделы могут быть более централизованы чем другие.
Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации
На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают такие факторы, как
- капиталоемкость принимаемых решений. На практике, в регулирующих документах компании указывается даже конкретная сумма, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения. Соответственно, если организация допускает относительно большой размер этой суммы для среднего или нижнего уровней управления, то она строит свою деятельность на децентрализованной основе.
- единообразие политики. Например, организация банковского дела или торговли предполагает, что одна и та же компания во всех своих отделениях долна одинаково качественно строить свои отношения с потребителями. Это же, в свою очередь, вынуждает ее использовать высокостандартизированные процедуры.
- размеры предприятия. В любом случае существует предел, до которого централизация дает эффект, то после превышения этого предела встает вопрос о децентрализации. Если организация нанимает большое число работников, она будет стремиться извлечь экономическую выгоду из специализации. Результатом станет возросшая горизонтальная дифференциация. Группировка сходных функций способствует эффективности работы внутри группы, однако может вызвать конфликты. Приходится развивать вертикальную дифференциацию, чтобы координировать горизонтально организованные подразделения. Рост размера организации сопровождается быстрым и более последовательным ростом дифференциации, особенно вертикальной. По мере того как организации увеличивают число работников, добавляются новые организационные уровни, но уже более медленными темпами.
Информация о работе Проблемы централизации и децентрализации