Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:42, курсовая работа
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ……………………………. 6
1.1. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров в повышении экономической эффективности
организации…………………………………………………………6
1.2. Основные формы обучения, повышение квалификации и
подготовки кадров в условиях рыночной экономики………….. 9
1.3. Общая характеристика проблем подготовки и управления
кадрами и их профессионального роста…………………………13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В КОМПАНИИ «V.SHIPS» ……………... 16
2.1. Общая характеристика компании …………………………..…… 16
2.2. Обучение, подготовка и переподготовка в «V.SHIPS» ………... 17
2.3 Проблемы подготовки кадров в Украине существенно влияющие
на обучение, подготовку и переподготовку моряков
в «V.SHIPS»……………………………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….28
Проблема также состоит в том, что большинство услуг, хотя и бесплатны, однако не совсем удобны. Так, например, автобус из Одессы в Киев прибывает точно по расписанию до 22.00. Если рейс по времени отстоит достаточно далеко от времени прибытия автобуса, моряк вынужден искать и оплачивать жилье самостоятельно. Однако если моряк сам захочет организовать свой переезд из Одессы в Киев для своего же удобства, у него возникнут определенные формальные проблемы.
Все эти вопросы решаемы, однако устоявшаяся схема обучения и отправления моряков в рейс негибкая и не меняется с течением достаточно длительного времени.
Так, например, если бы морякам в начале обучения объясняли все нюансы, которые могут возникнуть у них в процессе тренинга, объясняли бы, какие из сертификатов являются обязательными и почему, а какие нет (но которые стоит получить с целью стопроцентного трудоустройства на конкретное судно конкретного судовладельца), рассказывали бы о взаимозаменяющих сертификатах и преимуществах получения одного из них, то в будущем, при каких-либо неурядицах претензий бы не возникало у обеих сторон (а также и третей – судовладельца и капитана как его представителя).
Достаточно большое количество моряков недовольны тратой времени на курсы, объясняя это тем, что они бесполезны, неприменимы на борту, необязательны, формальны, бюрократичны и т.д.
Естественно, центры аттестации моряков зарабатывают достаточно денег при применении бюрократических приемов во время обучения моряков: вычитываются ненужные лекции, создаются лишние курсы и тренинги для получения часто ненужных сертификатов и подтверждений этих сертификатов. Этими центрами вкупе с крюинговыми компаниями лоббируются приказы Министерств, которые утверждают не требуемые международными правилами сертификаты.
Моряки часто высказывают мысль о том, что стоило бы платить определенный оклад на время прохождения курсов, переподготовки и так далее. Это естественно невыгодно крюинговым компаниям, однако все же применимо, поскольку в ответ крюинги могли бы предоставлять платные услуги (те же курсы английского языка, который так необходим всем морякам) легально и достаточно качественно. Употреблено именно слово «легально», поскольку крюинги обязаны предоставлять услуги по трудоустройству моряков бесплатно, но не курсы и обучение. А поскольку «V.SHIPS» позиционирует себя как компанию, которая все сопутствующие расходы оплачивает за свой счет или за счет судовладельцев, то и должна придерживаться в идеале именно такой политики и пресекать попытки аферистов, которые действуют от ее имени, порочить престиж фирмы; или же «V.SHIPS» стоит определить как предоставляющую большинство услуг бесплатно, что значительно снизит количество разочарованных и неразобравшихся во всех тонкостях моряков.
Что касается не компании в частности, однако всего государства, стоило бы задуматься над практикой обучения в Великобритании, Италии, Индии, где не выдают отдельных сертификатов за пройденные курсы, а просто подтверждают рабочий диплом, при чем большинство тренингов происходит во время рейса на практике и не занимает личного времени моряков и обучающих их лиц.
Итак, проблемы, которые касаются напрямую компании и зависят чаще всего от действий ее руководства и сотрудников, на примере компании «V.SHIPS» были перечислены.
На данном этапе научно-технический прогресс протекает по экспоненте, даже не геометрической прогрессии, соответственно, из этого вытекают проблемы технического переоборудования судов, изучения сотрудниками новых технологий, специализация судов и соответственно моряков даже одной специальности (моряки, уходящие в рейс на танкерном судне, требуют, безусловно, иной подготовки, нежели те, которые уходят в плавание на ролкерных судах).
Информационные потоки на данном этапе столь быстры и их наполненность столь высока, что то, что вчера еще было высокотехнологичным, завтра уже признают негодным для применения.
В то же время
при техническом
Специализация уходит все дальше и дальше: существуют суда, перевозящие лишь фрукты и овощи, рыбовозы, автомобилевозы и т.д. Наше образование в свою очередь направлено на создание универсальных кадров, что должно непосредственно на предприятии учитываться при обучении.
«V.SHIPS» в данном случае ведет безукоризненную политику – раз в полгода собирается ведущий плавсостав крюинговой компании для обсуждения новинок техники, обучения новым технологиям – при чем все это действительно и стопроцентно бесплатно.
Также фирма при собеседовании с молодыми курсантами училищ и ВУЗов учитывает их возраст и пройденный материал и готова обучать и принимать не полностью обученный плавсостав на прохождение практики.
Конечно, возникают также иные проблемы, которые не столько глобальны, сколько неудобны для компании: нужно набирать сотрудников для обучения плавсостава, выплачивать им заработную плату и также организовывать этим сотрудникам переподготовку, однако в конечном счете все эти затраты окупятся тем, что судовладельцы будут доверять «V.SHIPS» как компании, которая обеспечивает их суда тщательно подготовленным к плаванию составом, грамотным и готовым к любой непредвиденной ситуации на море.
2.3. Проблемы подготовки кадров в Украине существенно влияющие на обучение, подготовку и переподготовку моряков в «V.SHIPS»
В настоящее время морское образование Украины переживает сложный период: иногда довольно сильно обозначился отрыв деятельности системы образования от перестройки мировой экономики, требований перехода к рыночным отношениям.
Современные условия требуют перехода к качественно новой ступени - единой государственной политике в области подготовки квалифицированных кадров. Отсутствие прогнозных исследований по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих привело к интенсивности развития системы, выражающейся в продолжение подготовки по профессиям, в которых производство не нуждается (например, обучение в морских учебных заведениях студентов на специальность «Радист»). В системе образования и повышения квалификации, трудящихся в нашей стране обнаруживается явная диспропорция: при известном избытке подготовки специалистов высшей квалификации имеет место недостаточная подготовка рабочих, особенно квалифицированных.
Система обучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным в политике обучения в условиях перехода к рыночной экономике. Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучение рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.
Также стоит упомянуть, что в соответствии с международными нормами первичные должности на судах названы «уровнем эксплуатации», должности после первичных — «уровнем управления». Для занятия должностей, соответствующих уровню управления, предусматриваются дополнительные знания, понимания и профессиональные навыки.
В Украине для занятия должностей
уровня управления предусмотрены курсы
повышения квалификации, которые на практике
считаются необязательными, если претендент
недавно получил образовательно-
Если учесть,
что любой образовательно-
Так как в
соответствии с законом повышение
квалификации должно трактоваться исключительно
как «приобретение лицом
Подготовка моряков на следующих уровнях производится крюинговыми компаниями, например, как в «V.SHIPS», а также и специально созданными курсами, действующими независимо от крюингов.
Одесский морской тренажерный центр в «V.SHIPS» является сертифицированным центром подготовки и повышения квалификации работников морского флота всех специализаций - командного и рядового состава морских / речных судов, скоростных судов, яхт, береговых служб. Этот центр оснащен современным учебно-тренажерным оборудованием, включая тренажёры для повышения уровня подготовки плавсостава в соответствии с повышенными требованиями судовладельческих компаний. Занятия на таких тренажерах дают возможность отработать систему одновременных действия мостика и машиного отделения в внештатных ситуациях. Все тренажеры включены в BTRM и ECDIS курся и одобрены Морской админисрацией Украины.
«V.SHIPS» также предоставляет различные курсы - от курсов английского языка до профессиональных курсов оценки рисков и предотвращения несчастных случаев. Морякам даже предоставляется возможность выбора курса, а также удобного времени для его прохождения.
Внедрение в «V.SHIPS» курса по уровням управления (MLC).
Резолюция № 3, 2005 Совета по морскому обучению утвердила и пересмотрела курсы по менеджменту для моряков продолжительностью 240 часов по трем направлениям: (1) Навигация (продвинутый уровень), (2) Хранение/ Оформление и обработка грузов (продвинутый уровень) и (3) Эксплуатация судна/ менеджмент (продвинутый уровень) и курсы для механиков продолжительностью 320 часов по 4-м направлениям: (1) Морская инженерия, (2) Электротехника, электронная техника, техника автоматического регулирования и управления, (3) Техническое обеспечение и (4) Контроль за работой судна и персоналом. Данная резолюция предоставляет возможность дополнительного заработка морякам во время повышения квалификации. Более того, резолюция № 4, 2005 способствовала внедрению на практике «Стандартов и методов аккредитации и контроля над поставщиками образовательных услуг, предоставляющих курсы по управленческим уровням».
Данный курс в «V.SHIPS» нацелен на повышение квалификации, а не переподготовку. Является обязательным для моряков, только что получивших руководящую должность и еще не работавших в море в соответствии с полученным сертификатом. Данная программа «V.SHIPS» представляет собой новую систему, по которой изученные ранее и входящие в этот курс предметы засчитываются, и нет необходимости их пересдавать. Курс MLC упрощают процесс получения разрешения и сертификатов о профессиональной пригодности по более низкой стоимости и за более короткий промежуток времени, следовательно, упрощаяют процесс трудоустройства моряков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия моряков уникальна, так как они должны не только соблюдать требования по безопасности судоходства и охраны жизни на море, но и трудиться в интернациональных экипажах, соблюдая международные требования несения вахты, организации технического обслуживания судов и взаимодействия в штатных и экстремальных ситуациях. В связи с этим еще в 1978 г. были приняты Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты и Кодекс-приложение 1 к Конвенции, которые регламентируют минимальные требования к знаниям и профессиональным навыкам моряков.
Эти требования периодически «усиливаются» с учётом новых запросов практики. И морские государства обязаны ликвидировать появляющиеся несоответствия в своих системам образования. Причем в связи с тем, что вышеупомянутые документы регламентируют минимальные требования, более правильно оценивать не факт достижения регламентного минимума, а уровень превышения этого минимума, то есть «запас плавучести» национальных систем образования.
Несмотря на экономический спад и значительное сокращение спроса на судоходные услуги в условиях мирового кризиса, есть основание полагать, что тогда как спрос и предложение на рядовые должности моряков относительно сбалансированы, все же существует недостаток офицеров, особенно для некоторых типов судов, например, танкеров и судов обеспечения буровых платформ.
Недостаток кадров, тем более квалифицированных объясняется рядом проблем, таких как подготовка, обучение, переподготовка, хотя помимо этого следует учитывать также престиж и оплачиваемость профессии моряка: тогда как в развивающихся странах это одна из наиболее прибыльных профессий, в развитых странах объем ответственности и прибыльность не считаются соответствующими друг другу, поскольку можно найти альтернативную профессию на берегу, без постоянного риска в силу пребывания на судне.
При подготовке и привлечении моряков каждая фирма должна учитывать множество факторов: высокоинформативную среду, в которой сейчас находится каждый, высокие темпы научно-технического прогресса, уровень введения новшеств, достаточно узкая специализация судов, а соответственно и специалистов, которые там долго работают. Помимо этого следует помнить и о том, что грамотное и честное привлечение моряков в фирму позволит сохранить и преумножить престиж перед моряками, а качественная подготовка высококлассных специалистов позволит завоевать доверие судовладельцев.