Проблемы подготовки новых управленческих кадров (подготовка моряков вчера и сегодня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ……………………………. 6
1.1. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров в повышении экономической эффективности
организации…………………………………………………………6
1.2. Основные формы обучения, повышение квалификации и
подготовки кадров в условиях рыночной экономики………….. 9
1.3. Общая характеристика проблем подготовки и управления
кадрами и их профессионального роста…………………………13

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В КОМПАНИИ «V.SHIPS» ……………... 16
2.1. Общая характеристика компании …………………………..…… 16
2.2. Обучение, подготовка и переподготовка в «V.SHIPS» ………... 17
2.3 Проблемы подготовки кадров в Украине существенно влияющие
на обучение, подготовку и переподготовку моряков
в «V.SHIPS»……………………………………………………….. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….28

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента Кондратенко (2).doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Проблема также  состоит в том, что большинство  услуг, хотя и бесплатны, однако не совсем удобны. Так, например, автобус из Одессы в Киев прибывает точно по расписанию до 22.00. Если рейс по времени отстоит достаточно далеко от времени прибытия автобуса, моряк вынужден искать и оплачивать жилье самостоятельно. Однако если моряк сам захочет организовать свой переезд из Одессы в Киев для своего же удобства, у него возникнут определенные формальные проблемы.

Все эти вопросы  решаемы, однако устоявшаяся схема обучения и отправления моряков в рейс негибкая и не меняется с течением достаточно длительного времени.

Так, например, если бы морякам в начале обучения объясняли все нюансы, которые  могут возникнуть у них в процессе тренинга, объясняли бы, какие из сертификатов являются обязательными и почему, а какие нет (но которые стоит получить с целью стопроцентного трудоустройства на конкретное судно конкретного судовладельца), рассказывали бы о взаимозаменяющих сертификатах и преимуществах получения одного из них, то в будущем, при каких-либо неурядицах претензий бы не возникало у обеих сторон (а также и третей – судовладельца и капитана как его представителя).

Достаточно  большое количество моряков недовольны тратой времени на курсы, объясняя это  тем, что они бесполезны, неприменимы на борту, необязательны, формальны, бюрократичны и т.д.

Естественно, центры аттестации моряков зарабатывают достаточно денег при применении бюрократических  приемов во время обучения моряков: вычитываются ненужные лекции, создаются лишние курсы и тренинги для получения часто ненужных сертификатов и подтверждений этих сертификатов. Этими центрами вкупе с крюинговыми компаниями лоббируются приказы Министерств, которые утверждают не требуемые международными правилами сертификаты.

Моряки часто высказывают мысль о том, что стоило бы платить определенный оклад на время прохождения курсов, переподготовки и так далее. Это естественно невыгодно крюинговым компаниям, однако все же применимо, поскольку в ответ крюинги могли бы предоставлять платные услуги (те же курсы английского языка, который так необходим всем морякам) легально и достаточно качественно. Употреблено именно слово «легально», поскольку крюинги обязаны предоставлять услуги по трудоустройству моряков бесплатно, но не курсы и обучение. А поскольку «V.SHIPS» позиционирует себя как компанию, которая все сопутствующие расходы оплачивает за свой счет или за счет судовладельцев, то и должна придерживаться в идеале именно такой политики и пресекать попытки аферистов, которые действуют от ее имени, порочить престиж фирмы; или же «V.SHIPS» стоит определить как предоставляющую большинство услуг бесплатно, что значительно снизит количество разочарованных и неразобравшихся во всех тонкостях моряков.

Что касается не компании в частности, однако всего  государства, стоило бы задуматься над практикой обучения в Великобритании, Италии, Индии, где не выдают отдельных сертификатов за пройденные курсы, а просто подтверждают рабочий диплом, при чем большинство тренингов происходит во время рейса на практике и не занимает личного времени моряков и обучающих их лиц.

Итак, проблемы, которые касаются напрямую компании и зависят чаще всего от действий ее руководства и сотрудников, на примере компании «V.SHIPS» были перечислены.

На данном этапе  научно-технический прогресс протекает по экспоненте, даже не  геометрической прогрессии, соответственно, из этого вытекают проблемы технического переоборудования судов, изучения сотрудниками новых технологий, специализация судов и соответственно моряков даже одной специальности (моряки, уходящие в рейс на танкерном судне, требуют, безусловно, иной подготовки, нежели те, которые уходят в плавание на ролкерных судах).

Информационные  потоки на данном этапе столь быстры и их наполненность столь высока, что то, что вчера еще было высокотехнологичным, завтра уже признают негодным для применения.

В то же время  при техническом переоборудовании судов следует учитывать, что  кадры, в данном случае, моряки, должны быть подготовлены к работе как на старых, так и на новых судах  аналогичного типа, поскольку информация и технологии движутся все же быстрее их применения на практике. Для того, чтобы полностью переоборудовать флот, нужно колоссальное количество времени, кадров, финансирования. На тот же момент, когда флот будет полностью переоборудован, он скорее всего уже устареет – издержка быстроты информационных потоков.

Специализация уходит все дальше и дальше: существуют суда, перевозящие лишь фрукты и  овощи, рыбовозы, автомобилевозы и т.д. Наше образование в свою очередь направлено на создание универсальных кадров, что должно непосредственно на предприятии учитываться при обучении.

«V.SHIPS» в данном случае ведет безукоризненную политику – раз в полгода собирается ведущий плавсостав крюинговой компании для обсуждения новинок техники, обучения новым технологиям – при чем все это действительно и стопроцентно бесплатно.

Также фирма  при собеседовании с молодыми курсантами училищ и ВУЗов учитывает  их возраст и пройденный материал и готова обучать и принимать  не полностью обученный плавсостав на прохождение практики.

Конечно, возникают  также иные проблемы, которые не столько глобальны, сколько неудобны для компании: нужно набирать сотрудников  для обучения плавсостава, выплачивать  им заработную плату и также организовывать этим сотрудникам переподготовку, однако в конечном счете все эти затраты окупятся тем, что судовладельцы будут доверять «V.SHIPS» как компании, которая обеспечивает их суда тщательно подготовленным к плаванию составом, грамотным и готовым к любой непредвиденной ситуации на море.

 

2.3. Проблемы подготовки кадров в Украине существенно влияющие на обучение, подготовку и переподготовку моряков в «V.SHIPS»

В настоящее  время морское образование Украины переживает сложный период: иногда довольно сильно обозначился отрыв деятельности системы образования от перестройки мировой экономики, требований перехода к рыночным отношениям.

Современные условия  требуют перехода к качественно  новой ступени - единой государственной  политике в области подготовки квалифицированных  кадров. Отсутствие прогнозных исследований по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих привело к интенсивности развития системы, выражающейся в продолжение подготовки по профессиям, в которых производство не нуждается (например, обучение в морских учебных заведениях студентов на специальность «Радист»). В системе образования и повышения квалификации, трудящихся в нашей стране обнаруживается явная диспропорция: при известном избытке подготовки специалистов высшей квалификации имеет место недостаточная подготовка рабочих, особенно квалифицированных.

Система обучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому  реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным  в политике обучения в условиях перехода к рыночной экономике. Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучение рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Также стоит  упомянуть, что в соответствии с  международными нормами первичные должности на судах названы «уровнем эксплуатации», должности после первичных — «уровнем управления». Для занятия должностей, соответствующих уровню управления, предусматриваются дополнительные знания, понимания и профессиональные навыки.

В Украине для занятия должностей уровня управления предусмотрены курсы повышения квалификации, которые на практике считаются необязательными, если претендент недавно получил образовательно-квалификационный уровень бакалавра, специалиста или магистра. То есть курсы повышения квалификации трактуются не как дополнительная подготовка на уровень управления, а как обновление ранее полученных знаний. Соответственно в «V.SHIPS» разработаны и программы курсов повышения квалификации: не по принципу разницы в знаниях и профессиональных навыков на уровнях управления и эксплуатации, а по принципу обзора ранее изученного и изложения отраслевых новостей на протяжении двух недель.

Если учесть, что любой образовательно-квалификационный уровень в соответствии с законом  о высшем образовании предусматривает получение «умений и знаний, достаточных для осуществления производственных функций соответствующего уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности» и, что Государственные экзаменационные комиссии правомочны проверять только умения и знания выпускников для занятия первичных должностей, то получается, что в Украине не урегулирована нормативно и фактически отсутствует регламентная подготовка моряков на должности после первичных.

Так как в  соответствии с законом повышение  квалификации должно трактоваться исключительно  как «приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и  обязанности в пределах специальности», а не как обновление знаний.

Подготовка  моряков на следующих уровнях  производится крюинговыми компаниями, например, как в «V.SHIPS», а также и специально созданными курсами, действующими независимо от крюингов.

Одесский морской  тренажерный центр в «V.SHIPS» является сертифицированным центром подготовки и повышения квалификации работников морского флота всех специализаций - командного и рядового состава морских / речных судов, скоростных судов, яхт, береговых служб. Этот центр оснащен современным учебно-тренажерным оборудованием, включая тренажёры для повышения уровня подготовки плавсостава в соответствии с повышенными требованиями судовладельческих компаний. Занятия на таких тренажерах дают возможность отработать систему одновременных действия мостика и машиного отделения в внештатных ситуациях. Все тренажеры включены в BTRM и ECDIS курся и одобрены Морской админисрацией Украины.

«V.SHIPS» также предоставляет различные курсы - от курсов английского языка до профессиональных курсов оценки рисков и предотвращения несчастных случаев. Морякам даже предоставляется возможность выбора курса, а также удобного времени для его прохождения.

Внедрение в «V.SHIPS» курса по уровням управления (MLC).

Резолюция № 3, 2005 Совета по морскому обучению утвердила  и пересмотрела курсы по менеджменту  для моряков продолжительностью 240 часов по трем направлениям: (1) Навигация (продвинутый уровень), (2) Хранение/ Оформление и обработка грузов (продвинутый уровень) и (3) Эксплуатация судна/ менеджмент (продвинутый уровень) и курсы для механиков продолжительностью 320 часов по 4-м направлениям: (1) Морская инженерия, (2) Электротехника, электронная техника, техника автоматического регулирования и управления, (3) Техническое обеспечение и (4) Контроль за работой судна и персоналом. Данная резолюция предоставляет возможность дополнительного заработка морякам во время повышения квалификации. Более того, резолюция № 4, 2005 способствовала внедрению на практике «Стандартов и методов аккредитации и контроля над поставщиками образовательных услуг, предоставляющих курсы по управленческим уровням».

Данный курс в «V.SHIPS» нацелен на повышение квалификации, а не переподготовку. Является обязательным для моряков, только что получивших руководящую должность и еще не работавших в море в соответствии с полученным сертификатом. Данная программа «V.SHIPS» представляет собой новую систему, по которой изученные ранее и входящие в этот курс предметы засчитываются, и нет необходимости их пересдавать. Курс MLC упрощают процесс получения разрешения и сертификатов о профессиональной пригодности по более низкой стоимости и за более короткий промежуток времени, следовательно, упрощаяют процесс трудоустройства моряков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия моряков  уникальна, так как они должны не только соблюдать требования по безопасности судоходства и охраны жизни на море, но и трудиться в интернациональных экипажах, соблюдая международные требования несения вахты, организации технического обслуживания судов и взаимодействия в штатных и экстремальных ситуациях. В связи с этим еще в 1978 г. были приняты Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты и Кодекс-приложение 1 к Конвенции, которые регламентируют минимальные требования к знаниям и профессиональным навыкам моряков.

Эти требования периодически «усиливаются» с учётом новых запросов практики. И морские государства обязаны ликвидировать появляющиеся несоответствия в своих системам образования. Причем в связи с тем, что вышеупомянутые документы регламентируют минимальные требования, более правильно оценивать не факт достижения регламентного минимума, а уровень превышения этого минимума, то есть «запас плавучести» национальных систем образования.

Несмотря на экономический спад и значительное сокращение спроса на судоходные услуги в условиях мирового кризиса, есть основание  полагать, что тогда как спрос и предложение на рядовые должности моряков относительно сбалансированы, все же существует недостаток офицеров, особенно для некоторых типов судов, например, танкеров и судов обеспечения буровых платформ.

Недостаток  кадров, тем более квалифицированных объясняется рядом проблем, таких как подготовка, обучение, переподготовка, хотя помимо этого следует учитывать также престиж и оплачиваемость профессии моряка: тогда как в развивающихся странах это одна из наиболее прибыльных профессий, в развитых странах объем ответственности и прибыльность не считаются соответствующими друг другу, поскольку можно найти альтернативную профессию на берегу, без постоянного риска в силу пребывания на судне.

При подготовке и привлечении моряков каждая фирма должна учитывать множество факторов: высокоинформативную среду, в которой сейчас находится каждый, высокие темпы научно-технического прогресса, уровень введения новшеств, достаточно узкая специализация судов, а соответственно и специалистов, которые там долго работают. Помимо этого следует помнить и о том, что грамотное и честное привлечение моряков в фирму позволит сохранить и преумножить престиж перед моряками, а качественная подготовка высококлассных специалистов позволит завоевать доверие судовладельцев.

Информация о работе Проблемы подготовки новых управленческих кадров (подготовка моряков вчера и сегодня)