Процесс стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание

В настоящее время в хозяйственной практике Украины механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что украинский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, как и директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Содержание

Введение 3
1. Процесс стратегического менеджмента 4
1.1 Анализ внешней и внутренней среды 6
1.2 Разработка стратегии 8
1.3 Классификация стратегий 11
1.4 Анализ альтернатив и стратегический выбор 13
1.5 Реализация стратегии 15
1.6 Стратегический контроль 17
Вывод 19
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

менеджмент организации.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

  Министерство  науки и образования Украины

  Приазовский государственный технический университет

  Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа

  По  курсу: Менеджмент организации

  На  тему: «Процесс стратегического менеджмента»

  Вариант № 11 
 
 
 
 
 

  Выполнила:

  Студентка группы

  З – 06 – МН

  Лагода  А.П. 

  Проверил: Макаров Анатолий Николаевич  

  Мариуполь 2011

  Содержание: 

Введение  3

1. Процесс стратегического менеджмента 4

1.1 Анализ внешней и внутренней среды 6

1.2 Разработка стратегии 8

1.3 Классификация стратегий 11

1.4 Анализ альтернатив и стратегический выбор 13

1.5 Реализация стратегии 15

1.6 Стратегический контроль 17

Вывод 19

Список  используемой литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение

 

      В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия без четкого и  эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора  и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для украинской экономики является стратегическое управление.

      В настоящее время в хозяйственной  практике Украины механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что украинский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, как и директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Процесс стратегического  менеджмента

      Система стратегического менеджмента может  помочь руководителям предвидеть тенденции  развития бизнеса; отслеживать и  понимать влияние внешнего окружения; делать стратегический выбор и реализовывать  стратегию.

      Специальные методы и приемы стратегического  менеджмента помогают руководителям  оценить и проранжировать различные  виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в  долгосрочной перспективе.

      Основываясь на общих подходах, можно подойти  к раскрытию общего содержания процесса стратегического менеджмента, которое  выражается в последовательности его  этапов. Модель процесса стратегического  менеджмента представлена на рисунке 1.

      

      

      

      

      

      

        

      

      

      

      

      

        
 

      

      Рисунок 1–Процесс стратегического менеджмента

      На  этапе стратегического анализа  высшее руководство отслеживает  наиболее важные для будущего предприятия  факторы, называемые стратегическими  факторами. Стратегические факторы это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Цель анализа стратегических факторов – выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия (это так называемый SWOT-анализ). Хорошо проведенный управленческий анализ (или бизнес-диагностика деятельности предприятия), дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления. Следующая важная особенность стратегического менеджмента – его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития: к чему стремиться, какие цели ставить. Для этого на основании оценки стратегических факторов определяются корпоративная миссия и долгосрочные цели предприятия.

      Эффективная стратегия предприятия должна основываться на трех составляющих, которые являются результатом стратегического анализа:

  • правильно выбранные долгосрочные цели;
  • глубокое понимание конкурентного окружения;
  • реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

      Второй  этап стратегического менеджмента  – формирование альтернативных направлений  развития предприятия, их оценка и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

      Следует отметить, что процесс формирования и оценки альтернативных вариантов  развития предприятия представляет самостоятельную ценность для управления, поскольку позволяет менеджерам осмыслить возможные направления  развития. Этот этап должен побуждать  к размышлениям о том, что может  произойти во внешней среде и  к каким последствиям для предприятия  это может привести. Разработка сценариев, портфельный анализ и другие методы предвидения изменений повышают гибкость стратегии предприятия. Причем этот эффект проявляется даже тогда, когда план не выполнен в связи  с тем, что некоторые гипотезы, положенные в основу сценария, не материализовались.

      Когда общая стратегия сформулирована, внимание стратегического менеджмента  перемещается на процесс ее реализации. Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. Наконец, результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности предприятия, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. Необходимо отметить, что в реальности процесс разработки стратегии может быть итеративным (циклическим). Так, определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды. Вместе с тем процесс оценки стратегии может потребовать дополнительного анализа внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходим мониторинг и ежегодная корректировка стратегических решений и планов. Таким образом, формирование стратегии развития предприятия является итеративным процессом. Краткое рассмотрение основных этапов стратегического менеджмента показывает, что это комплексная система управления, основанная на прогнозировании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.

    1. Анализ  внешней и внутренней среды

      Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, т.к. он обеспечивает базу как для  определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии  поведения, позволяющей фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей.

      Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном  уровне. Организация находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для  того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией. При этом внешнее  окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь  для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация  должна учитывать при определении  своих целей и при их достижении.

      В стратегическом менеджменте анализ среды предполагает изучение трех элементов: макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды.

      Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В  большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния  состояния макроокружения на различные  организации различна, что связано  с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом  организаций.

      Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового  регулирования и управления, политических процессов, природной среды и  ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

      Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

      Анализ  внутренней среды показывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления  деятельности фирмы. Исключительно  важно всегда помнить, что организация  не только производит продукцию для  окружения, но и обеспечивает возможность  существования своим членам, давая  им работу, предоставляя возможность  участия в прибылях, обеспечивая  их социальными гарантиями и т.п. Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям: кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; система  производства; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

      Для того чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе, организация  должна уметь предвидеть то, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые  возможности могут открыться  для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней  среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Информация о работе Процесс стратегического менеджмента