Процесс стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание

В настоящее время в хозяйственной практике Украины механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что украинский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, как и директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Содержание

Введение 3
1. Процесс стратегического менеджмента 4
1.1 Анализ внешней и внутренней среды 6
1.2 Разработка стратегии 8
1.3 Классификация стратегий 11
1.4 Анализ альтернатив и стратегический выбор 13
1.5 Реализация стратегии 15
1.6 Стратегический контроль 17
Вывод 19
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

менеджмент организации.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, анализ среды в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней среде  по отношению к организации, и  сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения  этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

      Применяемый для анализа среды метод SWOT (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

      Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

      После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей, составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT-анализа, которая имеет следующий вид (таблица 1). 

  Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.

Поле СИВ Поле СИУ
Слабые  стороны

1.

2.

3.

Поле СЛВ Поле СЛУ

      Таблица 1–Матрица SWOT-анализа 

      На  каждом из полей (СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и  возможности); СЛУ (слабость и угрозы)) исследователь должен рассмотреть  все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии  поведения организации.

      В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать  стратегию по использованию сильных  сторон организации для того, чтобы  получить отдачу от возможностей, которые  появились во внешней среде.

      Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена  таким образом, чтобы за счет появившихся  возможностей попытаться преодолеть имеющиеся  в организации слабости.

      Если  пара находится на поле СИУ, то стратегия  должна предполагать использование  силы организации для устранения угрозы.

      Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую  стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так  и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

    1. Разработка  стратегии
 

      Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического  менеджмента.

      В настоящее время существует множество  определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки  и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние фирмы, как средства связи фирмы с  внешней средой.

      Стратегия является переходным звеном между миссией  и конкретным планом. Она вырабатывается исходя из целей фирмы с учетом результатов анализа внешней  и внутренней среды. Она отличается от миссии тем, что ориентирована  на достижение конкретных целей. Не существует стратегии, единой для всех компаний, также, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления, что очень важно в условиях развивающегося кризиса экономики.

      Совершенно  очевидно, что к одной и той  же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем  увеличения полезности для потребителя  производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, принимают  различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и  будет являться решением по поводу стратегии фирмы.

      Существует  два противоположных взгляда  на понимание стратегии. Первое понимание  стратегии базируется на том, что  стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений.

      При втором понимании стратегии, которое  и используется в стратегическом менеджменте, стратегия – это  долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. 
 
 

      Схема процесса разработки стратегии представлена на рисунке 2. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

        
 
 
 
 
 

      

      

        
 

      

        

        

        
 

      Рисунок 2 –Схема процесса разработки стратегии

 

    1. Классификация стратегий
 

      Определение стратегии для фирмы принципиально  зависит от конкретной ситуации, в  которой она находится. На выбор  стратегии бизнеса влияют сильные  стороны предприятия, его цели, интересы и отношения руководства к  рыночным возможностям и потенциалу фирмы, финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, обязательства предприятия, степень зависимости от внешней  среды, временной фактор, позиция  предприятия относительно рынка. Можно  сказать, что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это не означает, что невозможно провести типологизацию стратегий. Существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в  которые вписываются стратегии.

      Томпсон и Стрикланд разработали матрицу  определения стратегии бизнеса, основанную на 2-х составляющих (скорость развития рынка и уровень развития предприятия, т.е. его конкурентная позиция), характеризующих позицию предприятия на рынке (рис.3).

        

      Рисунок 3–Матрица стратегий бизнеса

           Стратегия центрированной диверсификации основана на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, заключенных в существующем бизнесе и не предполагает перехода на другой рынок (новый продукт – старый рынок). То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы.

      Стратегия конгломератной диверсификации основана на расширении фирмы за счет производства технологически не связанных с уже  производимыми новых продуктов, реализуемых на новых рынках (новый  бизнес - новый продукт - новый рынок).

      Стратегия горизонтальной интеграции ориентирована  на поиск возможностей роста на существующем рынке путем создания новой продукции  на базе привлечения новых технологий (старый рынок – новый продукт  – новые технологии).

      Стратегии сокращения реализуются тогда, когда  фирма нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода  роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда  наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка  и т.п. Реализация данных стратегий  зачастую проходит небезболезненно  для фирмы. Однако необходимо четко  осознавать, что это такие же стратегии  развития фирмы, как и стратегии  роста, и при определенных обстоятельствах  их невозможно избежать. Более того, порой это единственно возможные  стратегии обновления бизнеса, так  как в подавляющем большинстве  случаев обновление и рост — взаимоисключающие  процессы развития бизнеса.

      Стратегия вертикальной интеграции направлена на приобретение или поглощение предприятием всей технологической цепочки, в  рамках которой работает это предприятие.

      Стратегия концентрации усилий фирмы на выбранном  рыночном сегменте. В этом случае фирма  досконально выясняет потребности  определенного сегмента рынка в  определенном типе продукции. Фирма  может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации  в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии является то, что фирма  должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. То есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка  вообще, а из потребностей вполне определенных клиентов.

      Стратегия лидерства в минимизации издержек производства основана на том, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В  результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную  продукцию добиться завоевания большей  доли рынка. Фирмы, реализующие такой  тип стратегии, должны иметь хорошую  организацию производства и снабжения, хорошую технологию, а также хорошую  систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться все то, что связано  с себестоимостью продукции, с ее снижением.

      Стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с  изменением продукта и (или) рынка и  не затрагивают других элементов. В  случае следования этим стратегиям фирма  пытается улучшить свой продукт или  начать производить новый, не меняя  при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый  рынок. Такие стратегии подразделяются на:

  • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции;
  • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

      Ниже  приведены типы стратегий по другой классификации.

Информация о работе Процесс стратегического менеджмента